Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 18.11.2016 |
Дата решения | 01.03.2017 |
Категория дела | услуги торговли |
Судья | Жучкова Марина Дмитриевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 10400cac-4237-33eb-a92f-ae9f7563c79c |
Дело № 2-532/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2017 года г.Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Жучковой М.Д.
при секретаре Усмановой Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Башкортостан к Закрытому акционерному обществу «Башинсервис» о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Башкортостан обратилось в суд с иском к Закрытому акционерному обществу «Башинсервис» о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства, просит признать действия (бездействия) ЗАО «Башинсервис», выразившиеся в нарушении обязательных требований п. 63 Инструкции № 658-66 «Инструкция по санитарному состоянию помещений и оборудования производственных предприятий»: в производственном помещении, комнате персонала и санузле требуется проведение косметического ремонта (сколы и выбоины на полу, нарушено покрытие стен), в нарушении обязательных требований п. 2.8. СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту»: согласно протоколу ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан" от 01.11.2016 г. № измеренные значения освещенности на рабочем месте директора не соответствуют нормативным уровням по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», таблица 2, СП 52.133330.2011 «Свод правил. Естественное и искуссвенное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95», в нарушении обязательных требований ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.13 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», п. 13.1 СП 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»: не организованы обязательные медицинские осмотры: не разработан контингент работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, не представлены поименные списки лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам и заключительные акты по результатам периодических медицинских осмотров работников с вредными условиями труда в соответствии с п.п.16,19,42 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г.N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", в нарушении обязательных требований п. 1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий: программа производственного контроля не разработана, производственный контроль, в том числе лабораторно-инструментальные исследования и испытания за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий не проводятся, в нарушении обязательных требований п.7.3.3. СП 3.1.7.2614-10 «Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом», п.2.2. СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий»: в производственных помещениях не проводится дератизация, незаконными.
Обязать Закрытое акционерное общество «Башинсервис» выполнить требование санитарного законодательства путем устранения выявленных нарушений обязательных требований п. 63 Инструкции № 658-66 «Инструкция по санитарному состоянию помещений и оборудования производственных предприятий» по адресу: 450000, <адрес>, а именно: в производственном помещении, комнате персонала и санузле провести косметический ремонт (устранить сколы и выбоины на полу, обновить покрытие стен), п. 2.8. СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту»: значение освещенности на рабочем месте директора привести к нормативным уровням по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», таблица 2, СП 52.133330.2011 «Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95», п. 2.13 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», п. 13.1 СП 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»: организовать проведение обязательных медицинских осмотров: разработать и представить в установленном порядке контингент работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, поименные списки лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам и заключительные акты по результатам периодических медицинских осмотров работников с вредными условиями труда в соответствии с п.п.16,19,42 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г.N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", п. 1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий: разработать программу производственного контроля, в соответствии с которой проводить лабораторно-инструментальные исследования и испытания за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, с представлением протоколов, п.7.3.3. СП 3.1.7.2614-10 «Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом», п.2.2. СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий»: в производственных помещениях проводить дератизацию в срок до 1.06.2016г.
В обоснование заявленных требований указывает на то, что истец действует согласно п.1.Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ([СКРЫТО]). В силу п.1.Положения об Управлении Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2012 № 748, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2012 № 748 «Об утверждении положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан» Управление возглавляет руководитель, который действует без доверенности от имени Управления.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.
В судебном заседании представитель истца Набиев А.В. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Анциферов И.А. в судебном заседании против иска не возражал, пояснил, что фирма закрылась для устранения данных нарушений, обслуживание клиентов в сервисе не ведется.
Выслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами признаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, по смыслу приведенных норм, юридическое лицо осуществляющие деятельность, одновременно выполняют предупредительную функцию, направленную, на обеспечение охраны прав и интересов граждан путем неукоснительного соблюдения положений санитарного-эпидимилогического законодательства и принятых в соответствии с ним стандартов и правил, и в случае выявления каких – либо недостатков при осуществлении деятельности, наличие которых создает угрозу причинения вреда гражданам, обязаны предпринять действия, направленные на их устранение.
Согласно ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
В соответствии со ст. 17 Закона о защите прав потребителей от 07.02.1992 № 2300-1, ст. 5 Закона Российской Федерации «О государственной пошлине» № 2005-1, п. 13 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина по заявленному требованию уплате не подлежит.
Согласно п.1.Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ([СКРЫТО]), утвержденного постановлением Правительства Российской федерации от 30 июня 2004 г. № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В силу п.1.Положения об Управлении Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2012 № 748, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2012 № 748 «Об утверждении положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан» Управление возглавляет руководитель, который действует без доверенности от имени Управления.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.
Данные положения закреплены в ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» где указано, что граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписания должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Статьей 39 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что на территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами признаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
В силу п. 1 ст. 34 Федерального закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки Закрытого акционерного общества «Башинсервис», по адресу фактического осуществления деятельности: <адрес>, выявлено невыполнение следующих пунктов предписания должностного лица Управления [СКРЫТО] по Республике Башкортостан от 14.10.2015 №:
1. В нарушение обязательных требований п. 63 Инструкции № 658-66 «Инструкция по санитарному состоянию помещений и оборудования производственных предприятий», в производственном помещении, комнате персонала и санузле требуется проведение косметического ремонта (сколы и выбоины на полу, нарушено покрытие стен).
2. В нарушение обязательных требований п. 2.8. СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», согласно протоколу ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан" от 01.11.2016 г. № измеренные значения освещенности на рабочем месте директора не соответствуют нормативным уровням по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», таблица 2, СП 52.133330.2011 «Свод правил. Естественное и искуссвенное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95».
3. В нарушение обязательных требований п. 2.13 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», п. 13.1 СП 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», не организованы обязательные медицинские осмотры: не разработан контингент работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, не представлены поименные списки лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам и заключительные акты по результатам периодических медицинских осмотров работников с вредными условиями труда в соответствии с п.п.16,19,42 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г.N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
4. В нарушение обязательных требований п. 1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, программа производственного контроля не разработана, производственный контроль, в том числе лабораторно-инструментальные исследования и испытания за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий не проводятся.
5. В нарушение обязательных требований п.7.3.3. СП 3.1.7.2614-10 «Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом», п.2.2. СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», в производственных помещениях не проводится дератизация.
Таким образом, Закрытым акционерным обществом «Башинсервис» не выполнены требования предписания должностного лица Управления [СКРЫТО] по Республике Башкортостан от 14.10.2015 №, что подтверждается актом проверки от 7.11.2016 №.
Исходя из изложенного, следует признать незаконными вышеуказанные действия ответчика, нарушающие требования санитарного законодательства и обязать ответчика устранить указанные нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Управления Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан удовлетворить.
Признать незаконными действия Закрытого акционерного общества «Башинсервис», выразившиеся в нарушении обязательных требований п. 63 Инструкции № 658-66 «Инструкция по санитарному состоянию помещений и оборудования производственных предприятий»; п. 2.8. СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту»; СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», таблица 2, СП 52.133330.2011 «Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95», п. 2.13 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», п. 13.1 СП 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»: не организовано проведение обязательных медицинских осмотров, не разработан и не представлен в установленном порядке контингент работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, поименные списки лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам и заключительные акты по результатам периодических медицинских осмотров работников с вредными условиями труда в соответствии с п.п.16,19,42 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г.N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", п. 1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий: не разработана программа производственного контроля проведения лабораторно-инструментальных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, с представлением протоколов, п.7.3.3. СП 3.1.7.2614-10 «Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом», п.2.2. СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».
Обязать Закрытого акционерного общества «Башинсервис» выполнить требования санитарного законодательства путем устранения выявленных нарушений: значение освещенности на рабочем месте директора привести к нормативным уровням по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», таблица 2, СП 52.133330.2011 «Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95», п. 2.13 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», п. 13.1 СП 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»: организовать проведение обязательных медицинских осмотров: разработать и представить в установленном порядке контингент работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, поименные списки лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам и заключительные акты по результатам периодических медицинских осмотров работников с вредными условиями труда в соответствии с п.п.16,19,42 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г.N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", п. 1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий: разработать программу производственного контроля, в соответствии с которой проводить лабораторно-инструментальные исследования и испытания за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, с представлением протоколов, п.7.3.3. СП 3.1.7.2614-10 «Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом», п.2.2. СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 6 марта 2017г.
Судья: М.Д.Жучкова