Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 18.06.2018 |
Дата решения | 05.09.2018 |
Категория дела | о предоставлении (либо об отказе в предоставлении) земельного участка |
Судья | Сунгатуллин Аллен Юрикович |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 933c9561-475e-367f-954d-23b5d42de54e |
Дело №2-4008/18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 сентября 2018 года г. Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе судьи Сунгатуллина А.Ю.
при секретаре Миграновой Р.К.,
с участием представителя истца [СКРЫТО] Р.Р.– Байковой С.В. по доверенности, представителя Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан Ташбулатовой Г.Х. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] Р.Р. к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан об обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] Р.Р. обратился в Октябрьский районный суд г. Уфы РБ с исковым заявлением к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан об обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 698 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г.<адрес>
В обоснование требований истец указывает, что ему принадлежит жилой дом по адресу: г.<адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности, выданное Управлением Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии по РБ от 26.03.2010 года.
Земельный участок площадью 698 кв.м., по указанному адресу принадлежит ему на основании договора аренды, заключенный на срок 10 лет, с 22.12.2010 года по 22.12.2020 года.
В декабре 2015 года истец обратился в Администрацию городского округа г.Уфа Республики Башкортостан с заявлением о выкупе в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:№ площадью 698 кв.м. УЗИО города Уфы письмом отказало в выкупе земельного участка.
С отказом не согласен, поскольку земельный участок находится на праве аренды для обслуживания жилого дома, в предоставленном письме Уфаводоканал указывает что его участок не находится в зоне и ограничения на него не установлены, его земельный участок не изъят из оборота и не органичен в обороте. Ссылаясь на 8,12 ГК РФ, ст. 11,25 Земельного кодекса РФ, ФЗ «О введении в действии в действие Земельного кодекса Российской Федерации», 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст. 1,35 Гражданского кодекса РФ считает, что имеет право на приватизацию выкуп земельного участка 3% от кадастровой стоимости земельного участка.
Ссылаясь на 8,12 ГК РФ, ст. 11,25 Земельного кодекса РФ, ФЗ «О введении в действии в действие Земельного кодекса Российской Федерации», 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст. 1,35 Гражданского кодекса РФ, истец просит по уточненному исковому заявлению признать незаконным бездействие Управления по земельным и имущественным отношениям Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан подготовить и направить [СКРЫТО] Равилю [СКРЫТО] проект договора купли-продажи земельного участка расположенного по адресу: г.Уфа, Октябрьский район, ул. Сормовская, д. 2а, кадастровый номер 02:55:020708:180, категория земель- земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для обслуживания индивидуального жилого дома, общей площадью 698 кв.м.
Представитель истца [СКРЫТО] Р.Р.– Байкова С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан Ташбулатова Г.Х., в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Истец [СКРЫТО] Р.Р. в судебное заседание не явился. От него имеется заявление о рассмотрение дела без его участия.
Представитель ответчика Администрации ГО город Уфа РБ, Главного управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание не явились. От представителя Главного управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Московской Н.Л. поступило заявление об отложении дела, в удовлетворении которого отказано.
Согласно ч. 2.1. ст.113 ГПК РФ - Судебные извещения и вызовы: Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части третьей настоящей статьи срок, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания. Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в абзаце первом настоящей части, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
При отсутствии технической возможности у органов местного самоуправления, иных органов и организаций они вправе заявить ходатайство о направлении им судебных извещений и вызовов без использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Информация о времени и месте судебного разбирательства была размещена на сайте Октябрьского районного суда города Уфы РБ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, суд, принимая во внимание, что в деле имеются доказательства о получении судебного извещения на предварительное и основное судебное заседание, а также размещение на сайте суда и отсутствии ходатайства об отсутствии возможности использования информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», приходит к выводу о надлежащем извещении сторон.
Суд в соответствии с ст. 113, 167 ГПК РФ приходит к выводу о рассмотрении дела без участия неявившихся участников процесса.
Выслушав стороны, исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив в совокупности все доказательства, обладающие юридической силой, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации собственнику жилого здания гарантировано право на приобретение в собственность за плату земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, в качестве обеспечения основополагающих принципов земельного законодательства - единства судьбы объекта и платности использования земли без проведения торгов (подпункты 5, 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав которого входит Земельный кодекс Российской Федерации.
Земельный кодекс РФ в п.56 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
На основании п.2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения м судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
В судебном заседании установлено, что [СКРЫТО] Р.Р. принадлежит жилой дом по адресу: г.<адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности, выданное Управлением Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии по РБ от 26.03.2010 года.
Земельный участок площадью 698 кв.м., по указанному адресу принадлежит ему на основании договора аренды, заключенный на срок 10 лет, с 22.12.2010 года по 22.12.2020 года.
В декабре 2015 года истец обратился в Администрацию городского округа г.Уфа Республики Башкортостан с заявлением о выкупе в собственность земельного участка с кадастровым номером № площадью 698 кв.м.
25.12.2015г. получен ответ, из которого следует, что предоставление в собственность испрашиваемого земельного участка не представляется возможным, поскольку земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы.
На обращение от 10.08.2016г. [СКРЫТО] Р.Р. 29.08.2016г. дан ответ, из которого следует, предоставление в собственность испрашиваемого земельного участка не представляется возможным, поскольку земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы и в границах красных линий.
На обращение от 10.08.2018г. [СКРЫТО] Р.Р. 29.08.2016г. дан ответ, из которого следует, границы ЗСО и составляющие ее пояса установлены и утверждены в соответствии с действующим законодательством.
Суд приходит к выводу что данные ответы даны в соответствии с действующим законодательством уполномоченным органом с нормативным обоснованием отказа в предоставлении собственность спорного земельного участка.
Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку в данном случае в соответствии с федеральным законом испрашиваемый истцами земельный участок не может предоставляться в частную собственность по следующим основаниям.
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу Республика <адрес> расположен на территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы, что подтверждается ответом 13-24/238 от 08.07.2016 г. МУП «Уфаводоканал».
Границы зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения(водозаборов) определены проектом «Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы», разработанным институтом «Коммунводоканалпроект» в 1994 г. по заказу МУП «Уфаводоканал». Проект утвержден Распоряжением Министров Республики Башкортостан №801 от 24.07.1995 г.
Согласно ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон № 52- ФЗ) введены санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, согласно пункту 1 которого водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Адресов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункты 4, 5 статьи 18 Федерального закона N 52-ФЗ)
Также спорный земельный участок с кадастровым номером № частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий улицы <адрес>.
В соответствии с пунктом 12 ст. 85 Земельного Кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ и пунктом 8 статьи 28 Закона N 178-ФЗ установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Как следует из содержания ответа Главного управления архитектуры Администрации ГОг.Уфа №7-2727/2018 от 20.04.2016 г. земельный участок с кадастровым номером 02:55:020708:180 частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий улицы Сормовская.
Порядок установления красных линий с учётом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4. Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 06 апреля 1998 г. № 18-30).
Следовательно, юридически значимым обстоятельством для предоставления в собственность земельного участка гражданам является, в том числе установление факта принятия в отношении испрашиваемого земельного участка утверждённых по правилам Градостроительного кодекса документов территориального планирования и (или) документации по планировке территории для размещения на нём объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом исследование вопроса о резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд не требуется, поскольку достаточным основанием для отказа в предоставление в собственность земельного участка является установление обстоятельства, изложенных в части 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В части доводов, что правоотношения возникли, ранее, ведения в 2004 году, опровергаются распоряжением Кабинета Министров РБ №801р от 24.07.1995г.
Таким образом, суд проанализировав нормы права, оценив в совокупности все доказательства обладающие юридической силой, учитывая наличие установленного действующим законодательством запрета на предоставление в частную собственность земельных участков, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, также нахождение участка в границах красных линий, приходит к выводу – что испрашиваемый истцом земельный участок не может быть предоставлен в собственность истцу за плату, в связи с чем в исковых требованиях следует отказать.
Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Стороны ходатайств об оказании юридической помощи при сборе доказательств не заявляли.
Истцы доказательства в обоснование своих требований согласно ст. 56 ГПК РФ не предоставили.
Доводы истца являются несостоятельными, основаны на неверном толковании норм права, опровергаются материалами дела.
Учитывая, вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 39.3, 39.16, 39.17, 39.20 Земельного кодекса РФ, 198 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Р.Р. к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия Управления по земельным и имущественным отношениям Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан подготовить и направить [СКРЫТО] Р.Р. проект договора купли-продажи земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья Сунгатуллин А.Ю.