Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 11.07.2019 |
Дата решения | 15.08.2019 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Уразметов Ильмир Флюрович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | afe76e95-0702-3472-b7be-fe1a742a330b |
Дело № 2-3934/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 августа 2019 года город Уфа
Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Уразметова И.Ф.,
при секретаре Булатовой Ф.Ф.,
с участием представителя истца Государственного казенного учреждения Службы весового контроля Республики Башкортостан - Аминовой А.Ф., действующей на основании доверенности №47-дов от 13.06.2019 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Государственного казенного учреждения Службы весового контроля Республики Башкортостан к [СКРЫТО] Н.Н. о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан обратилась в суд с иском к [СКРЫТО] Н.Н. о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза, в котором просит взыскать с [СКРЫТО] Н.Н. сумму ущерба в размере 52999 рублей.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении весового контроля на 4 км автодороги подъезд к Шакше сотрудниками Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства: грузовой самосвал Шанкси, регистрационный номер О 348 АК 102, принадлежащего ответчику на праве собственности, под управлением водителя К.И.А..
Факт принадлежности транспортного средства ответчику подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства: 02 03 №.
Взвешивание производилось на весовом оборудовании: весы автомобильные ВА-2011 (далее - весы) фирмы ЗАО «ВИК «ТЕНЗО-М», заводской номер №. Данные весы признаны пригодными к применению и поверены ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о поверке №, что подтверждается достоверность результатов взвешивания.
В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а так же отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза.
По результатам взвешивания специалистом пункта весового контроля был составлен акт № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ.
Сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан в связи -превышением допустимых осевых нагрузок указанных транспортных средств, составляет 52999 рублей.
Указанная сумма ущерба в добровольном порядке уплачена не была. Истец направил претензионное письмо от 29 июня 2016 года иех.№5705 о необходимости уплаты суммы ущерба, однако, до настоящего времени Ответчиком не предприняты меры по возмещению вреда при перевозке тяжеловесного груза.
Представитель истца Государственного казенного учреждения Службы весового контроля Республики Башкортостан - Аминова А.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить иск по основаниям изложенным в иске.
Ответчик [СКРЫТО] Н.Н. в судебное заседание не явилась, извещалась о явке заблаговременно. В материалах дела имеется конверт, возращенный в суд с отметкой почты «за истечением срока хранения», ответчику направлялись уведомления с почты о получении заказного письма). Доказательств того, что она поменяла место жительства, в материалах делах не имеется.
Риск неблагоприятных последствий, вызванных нежеланием являться в судебное заседание, несет сам ответчик в силу ч.1 ст. 165.1 ГК РФ. Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, лишивших его возможности являться в судебное заседание, ответчик не представила. Применительно к правилам п.35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005г. N221, ч.2 ст. 117 ГПК РФ, неявку ответчика за получением заказного письма с судебным извещением следует считать отказом [СКРЫТО] Н.Н. от получения судебного извещения.
Суд в соответствии со ст. 233 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав участника процесса, исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив в совокупности все доказательства, имеющие юридическую силу, суд приходит к следующему.
По смыслу статьи 209 ГК РФ полномочия владения принадлежат собственнику имущества, поэтому, осуществляя полномочия владельца автомобильных дорог, при подаче настоящего заявления Истец действует от имени субъекта Российской Федерации -Республики Башкортостан.
В соответствии с пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», тяжеловесный груз это груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2 к указанному постановлению. Таким образом, предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые масс: транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов определены Правительством Российской Федерации в Правилах перевозок груза автомобильным транспортом (постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272).
При этом в соответствии с пунктом 2.1 статьи 30 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожно деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельны законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257 С 3), временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительны' органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 февраля 2012 года № 50 «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местной значения» утвержден Порядок осуществления временных ограничения ил: прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорога: Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 1.2 - 1.5 Порядка акт о временном ограничении или прекращении движения транспорта по автомобильных дорогам регионального или межмуниципального значения издается либо Правительством Республики Башкортостан, либо уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Республике Башкортостан или подведомственными ем; организациями.
Так распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 20 февраля 2015 г. N 173 -р на автомобильных дорогах Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 1 апреля по 30 апреля 2015 год было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси согласно приложениям 1. 2 и 3 к указанному распоряжению.
При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации причиняет вред автомобильным дорогам. Как указано в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 17 июля 1998 № 22-П, перевозка тяжеловесные грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб и влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за технические состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров. При этом в соответствии с частью 1 статьи 31 Федеральный закон № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
Для получения вышеуказанного специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством (ч. 3 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ).
Одновременно, пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Соблюдение владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации (на основании п. 5.2.53.30 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 395).
Приказом Минтранса Российской Федерации от 27 апреля 2011 года № 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля (далее Порядок).
В соответствии с пунктом 2.2.2 Порядка на автомобильных дорога регионального или межмуниципального значения весовой контроль осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамка предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) з соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом согласно пункту 2.2.2.1.2 взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республик Башкортостан регионального и межмуниципального значения на прав оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительств Республики Башкортостан от 15 февраля 2013 года № 166-р являете Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйств Республики Башкортостан.
В соответствии с Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан заключенному между Государственным казенным учреждением Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее ГКУ УДХ РБ) Государственным казенным учреждением Служба весового контроля Республик: Башкортостан (далее ГКУ Служба весового контроля РБ), утвержденной Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27 ноября 2012 года, ГКУ Служба весового контроля РБ приняла на себя обязанности по осуществлению полномочий ГЮ УДХ РБ как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных 31 ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления, согласно Перечню утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02 февраля 2012 года №28 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения».
Согласно подпункту «а» пункта 1.1 указанного соглашения ГКУ Служб, весового контроля РБ принимает предусмотренные пунктом 2.2.2.1.2 Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных от 27 апреля 2011 года № 125 полномочия по обеспечении взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.
Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, осуществляется на пунктах весового контроля, оснащённых весовым оборудованием, производящим проверку весовых параметров в статическом режиме.
Результатом взвешивания является определение весовых параметров транспортного средства (полной массы и нагрузки на ось транспортного средства на предмет их соответствия или расхождения с весовыми параметрами установленными распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 20 февраля 2015 г. N 173-р или указанными в специальном разрешении.
Юридическим фактом взвешивания является составление акта по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с подпунктом 2.1.1.1.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 года№ 125.
При этом согласно пунктам 2 и 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», из фактов превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, следует обязанность владельца транспортного средства возместить вред, причинённый автомобильным дорогам проездом транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных грузов. Согласно части 9 статьи 31 Федерального закона 257-ФЗ, размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В Республике Башкортостан размер вреда определен постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01 марта 2010 года № 59 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения». Данным постановлением утверждается размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, а также размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении весового контроля на 4 км автодороги подъезд к Шакше сотрудниками Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства: грузовой самосвал Шанкси, регистрационный номер О 348 АК 102, принадлежащего ответчику на праве собственности, под управлением водителя К.И.А..
Факт принадлежности транспортного средства ответчику подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства: 02 03 №.
Взвешивание производилось на весовом оборудовании: весы автомобильные ВА-2011 (далее - весы) фирмы ЗАО «ВИК «ТЕНЗО-М», заводской номер №. Данные весы признаны пригодными к применению и поверены ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о поверке №, что подтверждается достоверность результатов взвешивания.
В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а так же отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза.
По результатам взвешивания специалистом пункта весового контроля был составлен акт № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ.
Сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан в связи -превышением допустимых осевых нагрузок указанных транспортных средств, составляет 52999 рублей.
Указанная сумма ущерба в добровольном порядке уплачена не была.
Истец направил претензионное письмо от 29 июня 2016 года иех.№5705 о необходимости уплаты суммы ущерба, однако, до настоящего времени ответчиком не предприняты меры по возмещению вреда при перевозке тяжеловесного груза.
Изучив представленный истцом расчет, суд находит его арифметически правильным.
В связи с изложенным, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования Государственного казенного учреждения Службы весового контроля Республики Башкортостан к [СКРЫТО] Н.Н. о взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования при перевозке тяжеловесного груза.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика так же подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 1789,97 рублей, в связи с тем, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного казенного учреждения Службы весового контроля Республики Башкортостан к [СКРЫТО] Н.Н. о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза – удовлетворить.
Взыскать с [СКРЫТО] Н.Н. в пользу бюджета Республики Башкортостан сумму ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Республики Башкортостан в размере 52999 рублей.
Взыскать с [СКРЫТО] Н.Н. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1789,97 рублей.
Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд г. Уфы заявление об отмене решения суда в течение 7 дней со дня вручения им копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья И.Ф. Уразметов