Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 25.05.2018 |
Дата решения | 12.07.2018 |
Категория дела | Иные жилищные споры |
Судья | Гибадатов Урал Ишдавлетович |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | b9c55566-7b42-37eb-8315-d0c6b918d3ad |
Дело № 2-3498/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 июля 2018 года город Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Гибадатова У.И.
при секретаре Камаловой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] А.Н. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] А.Н. обратился в суд с последующим уточнением исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. В обоснование указав, что он согласно справке МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом 2 группы с детства и имеет право на льготы.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ он является собственником 1/15 доли в праве собственности на квартиру, где совместно с ним проживают еще 14 человек. Указанная доля в квартире является незначительной и не может быть выделена в натуре, поэтому с ДД.ММ.ГГГГ года он состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако до настоящего времени орган местного самоуправления жилым помещением истца не обеспечил.
На основании изложенного просит обязать ответчика Администрацию ГО г. Уфа РБ предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью из расчета не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном образовании городской округ г. Уфа РБ на одного человека во внеочередном порядке.
В судебном заседании истец поддержал иск, просил удовлетворить.
Представитель истца поддержал иск, просил удовлетворить.
Представитель ответчика на судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель третьего лица Министерства семьи, труда и социальной защиты населения РБ на судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, представила письменный отзыв.
Представитель третьего лица Администрации ГО г.Уфа на судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, представила письменный отзыв.
Представители третьих лиц Правительства РБ, Министерства финансов РБ и Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре на судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процессов.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О и др.).
В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О и от 1 декабря 2009 года N 1548-О-О).
Закон обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П).
В Определении от 12 апреля 2011 года N 551-О-О Конституционный Суд РФ еще раз подчеркнул, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Учитывая изложенное, признание гражданина малоимущим является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей – инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона, согласно которому Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Механизм предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета определяется Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.09.2011 № 322.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В соответствии с ч3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных " по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из ч.4 ст.49 ЖК РФ следует, что категориям граждан, указанным в ч.З ст.49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилыо.. помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
При этом из Определения Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 года № 551-0-0 следует, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Обязанность органа местного самоуправления обеспечивать жилыми помещениями по договорам социального найма малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. ст. 14, 16) и п. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ отнесена к полномочиям органа местного самоуправления.
По смыслу статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как следует из статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, [СКРЫТО] А.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрирована и проживает в квартире, по адресу: <адрес>, совместно с ним в указанной квартире также зарегистрированы и проживают 13 человек.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, истец [СКРЫТО] А.Н. является собственником 1/15 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Постановлением главы муниципального образования <данные изъяты> район г. Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ, [СКРЫТО] А.Н. поставлен на очередь для получения жилья по группе первоочередного учета, инвалид 2 группы с детства.
В соответствии со справкой серии МСЭ-2004 №, выданной ДД.ММ.ГГГГ филиалом Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ», [СКРЫТО] А.Н. является инвалидом с детства, установлена 2 группа инвалидности бессрочно.
В судебном заседании установлено, что [СКРЫТО] А.Н. имеет заболевание эпилепсия с частыми припадками.
Согласно сведениям, содержащимся в Автоматизированной информационной системе «Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях», [СКРЫТО] А.Н. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ по категории - инвалиды общего заболевания.
Для предоставления жилого помещения по договору социального найма необходимо установить факт признания гр. [СКРЫТО] А.Н. малоимущим.
Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 ст.57 ЖК РФ, которой устанавливается, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. При этом Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (далее - Перечень) утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 № 987н.
Постановлением Правительства РФ от 21.07.2017 N 859 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" с 01.01.2018 признаны утратившими силу постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь"; постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
С 01.01.2018 действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 987н.
Следует отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2017 № 859 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 и постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 817 признаны утратившими силу. Таким образом, предоставление [СКРЫТО] А.Н. жилого помещения по договору социального найма вне очереди, возможно лишь в случае если его заболевание входит в Перечень.
Заболевание истца – эпилепсия с частыми припадками не включено в Приказ N 987н.
Из материалов дела видно, что в республиканском списке ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ по Республике Башкортостан, сформированный Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] А.Н. состоит на учете под порядковым номером №. Форма выбранной социальной поддержки - жилое помещение. [СКРЫТО] А.Н. согласно республиканскому списку правом на внеочередное получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета не обладает. Таким образом предоставление вне очереди [СКРЫТО] А.Н. меры социальной поддержки в рамках постановления Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № нарушит аналогичные права и законные интересы других граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ранее истца и обладающих правом на внеочередное получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что для внеочередного обеспечения граждан, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо не только наличие у гражданина хронического заболевания, предусмотренного Перечнем заболеваний, но и одновременное наличие указанных в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ условий, а также признания гражданина малоимущим, нуждающимся в жилом помещении.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что истец не обладает правом внеочередного предоставления жилого помещения в порядке ст. 57 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] А.Н. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан с момента вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено «16» июля 2018 года.
Председательствующий судья: Гибадатов У.И.