Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 19.12.2017 |
Дата решения | 31.01.2018 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Гималетдинов А.М. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 6d3e1cb6-c433-3cea-938b-67ad45363462 |
2а-575/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 31 января 2018 года
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гималетдинова А.М.,
при секретаре судебного заседания Гуслине А.А.,
с участием представителя административного истца [СКРЫТО] А.И. – Енюшкина А.И.,
представителя административного ответчика МВД по Республике Башкортостан – Бубенновой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] А.И. к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан об отмене решения заместителя Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] А.И. обратился в суд с административным иском об отмене решения заместителя Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
[СКРЫТО] А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ года приехал из <данные изъяты> в Российскую Федерацию, где он был зарегистрирован по месту жительства и работал.
Проживая на территории Российской Федерации, [СКРЫТО] А.И. иногда смотрел видеоролики в социальных сетях интернета, где он несколько раз в своих комментариях критиковал политику Правительства Республики Таджикистан: антинародная коррупция, преследования по религиозным признакам, отсутствие свободы, клановость.
ДД.ММ.ГГГГ года к административному истцу домой в Республике Таджикистан пришли сотрудники правоохранительных органов Таджикистана, и стали угрожать тем, что любыми способами привезут заявителя из России в Таджикистан и накажут.
С ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года в России была объявлена миграционная амнистия. ДД.ММ.ГГГГ года с целью продления регистрации административный истец прибыл в УФМС по Иглинскому району Республики Башкортостан, где он был задержан сотрудниками уголовного розыска. Два дня [СКРЫТО] А.И. держали в РОВД по Иглинскому району.
ДД.ММ.ГГГГ года Иглинским межрайонным судом Республики Башкортостан в отношении [СКРЫТО] А.И. было вынесено постановление об избрании меры пресечения под стражу до ДД.ММ.ГГГГ года.
[СКРЫТО] А.И. не понимал по какой причине его задержали, ему не был предоставлен переводчик, адвокат, назначенный судом, участвовал для оформления формальностей, но какую-либо юридическую помощь не оказывал.
ДД.ММ.ГГГГ года [СКРЫТО] А.И. поместили в СИЗО-3 г. Стерлитамак в одиночную камеру. Заявитель не имел возможности связаться с родственниками для того, что бы нанять адвоката и обжаловать постановление суда об избрании меры пресечения виде заключения под стражу, незнание русского языка не позволило ему составить апелляционную жалоба, адвоката, участвовавшего при избрании меры пресечения, он больше не видел.
ДД.ММ.ГГГГ года срок содержания был продлен до ДД.ММ.ГГГГ, то есть на 4 месяца 21 день. Адвокат уверил [СКРЫТО] А.И., что обжалует решение суда в апелляционном порядке, однако впоследствии он не выполнил своих обязанностей.
На протяжении 6 месяцев заявитель содержался одиночной камере в СИЗО-3 УФСИН РФ по Республике Башкортостан в полной изоляции, в условиях, нарушающих права административного истца.
ДД.ММ.ГГГГ года в СИЗО-3 административного истца посетил сотрудник ФСБ России, провел с ним беседу и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ года его освободят, так как из Республики Таджикистан за ним не приехали.
ДД.ММ.ГГГГ года [СКРЫТО] А.И. передали сотрудникам ОБСП Управления МВД России по г. Стерлитамак, и [СКРЫТО] А.И. был доставлен в Стерлитамакский городской суда Республики Башкортостан, где суд вынес постановление по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и назначил административное наказание в виде штрафа в сумме 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации, поместив заявителя в центр временного содержания иностранных граждан, где он до настоящего времени содержится.
Постановление Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ года обжаловано административный истцов в апелляционном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ года [СКРЫТО] А.И. посетил сотрудник ФСБ России и сообщил, что по прибытию в Республику Таджикистан его встретят сотрудники правоохранительных органов Республики Таджикистан.
Ситуация задержания заявителя органами Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан и решение о его выдворении стали возможными под давлением на орган Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан со стороны посольства Республики Таджикистан и правоохранительных структур.
[СКРЫТО] А.И. просит суд решение Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации – отменить, обязать Управление по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан предоставить временное убежище на территории Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца [СКРЫТО] А.И. – Енюшкин А.И. административный иск поддержал, просил удовлетворить по доводам, изложенным в нем.
Представитель административного ответчика МВД по Республике Башкортостан – Бубеннова Л.В. просила в иске отказать, поскольку оснований для предоставления убежища не имеется.
Административный истец [СКРЫТО] А.И. в суд не явился, должным образом извещен, представил суду заявление о рассмотрении дела без его участия, с участием его представителя Енюшкина А.И.
Суд, руководствуясь п. 6 ст. 226 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствии надлежаще извещенных лиц.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 4 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года 4528-1 "О беженцах" беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
В силу ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года 4528-1 "О беженцах" настоящий Федеральный закон не распространяется на лицо: в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений; которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем; которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года 4528-1 "О беженцах" лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.
В силу ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года 4528-1 "О беженцах" решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года 4528-1 "О беженцах" предусмотрено, что предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года № 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Судом при рассмотрении дела установлено, что [СКРЫТО] А.И., ДД.ММ.ГГГГ, является гражданином <данные изъяты>.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ года [СКРЫТО] А.И. обратился с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан.
Решением Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ года [СКРЫТО] А.И. отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Из указанного решения следует, что согласно имеющейся страноведческой информации, в Республике Таджикистан отсутствуют сведения о гонениях граждан по признакам расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. В связи с чем, [СКРЫТО] А.И. не подпадает под применение п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2001 года «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».
В настоящее время [СКРЫТО] А.И. пребывает в центре временного содержания иностранных граждан Управления МВД по г. Уфе, по адресу: г. <адрес> без постановки на учет.
В соответствии с п. 47 Административного регламента утвержденного Приказом ФМС России от 5 декабря 2007 года № 425 во время рассмотрения ходатайства по существу устанавливается соответствие заявителя понятию "беженец" согласно ст. 1 Федерального закона "О беженцах".
Согласно Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему он лично опасается стать жертвой преследования (п. 45 Руководства).
Для установления статуса беженца требуется в первую очередь, оценка ходатайства просителя, а не суждение об обстановке, сложившейся в стране его происхождения (п. 37 Руководства).
Для того чтобы считаться беженцем, лицо должно предъявить свидетельство вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований. Кроме того, дискриминация может перерасти в преследование, когда она приводит к лишению возможности выполнять работу по определенным профессиям, получать образование, либо к иным ограничениям свобод, традиционно гарантируемых в демократическом обществе (п. 66 Руководства).
Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад (п. 42 Руководства).
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 19 февраля 1993 года 4528-1 "О беженцах" лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме в пограничный орган, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в течение суток со дня пересечения данным лицом Государственной границы Российской Федерации.
[СКРЫТО] А.И. обратился с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации только ДД.ММ.ГГГГ года, в Российскую Федерацию впервые прибыл в августа ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ года находился на территории Российской Федерации незаконно.
Изложенное свидетельствует об отсутствии у административного истца нуждаемости в предоставлении статуса беженца на момент пересечения границы Российской Федерации.
Судом установлено, что [СКРЫТО] А.И. не отвечает критериям, определяющим понятие "беженец", также отсутствуют основания полагать, что в случае возвращения на родину административный истец может быть подвергнут негуманному обращению.
Проанализировав все представленные материалы, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение соответствуют Федеральному закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления [СКРЫТО] А.И. к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан об отмене решения заместителя Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, обязании предоставить временное убежище - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Уфы.
Председательствующий А.М. Гималетдинов