Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 05.12.2018 |
Дата решения | 14.12.2018 |
Категория дела | прочие о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя |
Судья | Гималетдинов А.М. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 685a2202-ba2f-35d4-b6a9-c54f80722a58 |
2а-4497/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 14 декабря 2018 года
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Гималетдинова А.М.,
при секретаре судебного заседания Амитовой Р.Г.,
с участием административного истца Г.Р.М.,
представителя административного ответчика Ленинского РСОП <адрес> УФССП России по РБ А.А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г.Р.М. к Ленинскому РОСП <адрес> УФССП России по Республике Башкортостан о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер принудительного взыскания, обязании принять меры в рамках исполнительных производств,
УСТАНОВИЛ:
Г.Р.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Ленинскому РОСП <адрес> УФССП России по Республике Башкортостан о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер принудительного взыскания, обязании принять меры в рамках исполнительных производств.
В иске указано, что 13.11.2017 года Ленинским районным судом г. Уфы вынесен приговор в отношении Б.Р.Ф., осужденного в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 166, ч. 2 ст. 159 УК РФ.
Кроме того, с Б.Р.Ф., согласно приговора, подлежит взысканию сумма в размере 14 500 руб., в счет возмещения материального ущерб в пользу Г.Р.М.
ДД.ММ.ГГГГ Ленинским районным судом <адрес> вынесено заочное решение по исковому заявлению Г.Р.М. к Б.Р.Ф. о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненного преступлением.
Согласно решению, в пользу Г.Р.М. с Б.Р.М. взыскана сумма в размере 61 190, 74 руб. в счет возмещения вреда, 8 000 руб. в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя.
В настоящее время Б.Р.М. в пользу административного истца выплачено 710 рублей.
Ленинским РОСП <адрес> УФССП России по РБ обращения административного истца игнорируются по данному факту, никаких соответствующих мер на предпринимается.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя по исполнительным производствам № от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в непринятии мер принудительного взыскания, возложить обязанности принять меры в рамках исполнительных производств.
Административный истец Г.Р.М. административный иск поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Ленинского РСОП <адрес> УФССП России по РБ А.А.Г., с административным иском не согласилась, в удовлетворении просила отказать.
УФССП России по Республике Башкортостан, привлеченное к участию в деле в качестве соответчика, судебный пристав- исполнитель Л.К.В. извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
Суд, руководствуясь п. 6 ст. 226 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствии надлежаще извещенных лиц.
Выслушав сторон, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.
Судом установлено, что в производстве Ленинского РОСП <адрес> УФССП России по Республике Башкортостан находится исполнительное производство №-ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа № ФС № от ДД.ММ.ГГГГ выданного Ленинским районным судом г. Уфы о взыскании материального ущерба с должника Б.Р.Ф. в пользу Г.Р.М.
Также исполнительное производство №-ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ленинским районным судом г. Уфы взыскании морального вреда с должника Б.Р.Ф. в пользу Г.Р.М.
На основании ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Статьей 4 названного Закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника - гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно статьям 12, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" под исполнительными действиями понимаются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Согласно ст. 12 ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов... выносит соответствующие постановления...
В соответствии со ст. 68 ФЗ "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Перечень мер принудительного исполнения, указан в п. 3 ст. 68 Закона "Об исполнительном производстве".
Согласно абзацу 2 пункта 1 и абзацам 2, 4, 5, 11, 14 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ, пунктам 1, 2, 11 и 17 части 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель при осуществлении принудительного исполнения судебных актов принимает меры по своевременному, полному и правильному их исполнению.
Для этого он вправе вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; запрашивать необходимые сведения у физических лиц и организаций, в том числе сторон исполнительного производства, и получать от них объяснения, информацию, справки; входить в помещения и производить осмотры помещений; обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, иных органов государственной власти и местного самоуправления; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; производить розыск должника, его имущества; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения судебных актов.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд считает, что должностными лицами подразделения не были предприняты все меры, направленные на установление имущества должника, на которое можно было обратить взыскание.
В силу части 10 статьи 69 ФЗ "Об исполнительном производстве" налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации представляют запрошенные судебным приставом-исполнителем сведения в течение семи дней со дня получения запроса.
Так судебным приставом исполнителем постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ по исполнительному производству №-ИП вынесено ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении 9 месяцев со дня возбуждении исполнительного производства.
А по исполнительному производству №-ИП по истечении 2 месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что Б.Р.Ф. приговором Ленинского районного суда г. Уфы от 13 ноября 2017 года осужден к 1 году 6 месяцам лишения свободы, условно с испытательным сроком на 1 год. На него возложена обязанность не менять места жительства без уведомления УИИ.
Судебным приставом-исполнителем запросы в Уголовно- исполнительную инспекцию с целью выяснения места жительства Б.Р.Ф. не направлялись.
Материалы исполнительного производства не содержат данных об осуществлении достаточных исполнительских действий по исполнительному производству.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Анализ вышеуказанных действий судебных приставов-исполнителей в рамках указанного исполнительного производства указывает на их не полноту, то есть усматривается бездействие в выполнении мер, предусмотренных ФЗ "Об исполнительном производстве" и направленных на своевременное исполнение исполнительного документа. При этом, доказательств того, что исполнение было невозможно по причинам, не зависящим от судебных приставов-исполнителей, материалы дела не содержат.
Задолженность по вышеуказанному исполнительному производству не погашена, что свидетельствует о нарушении прав последнего.
Таким образом, предусмотренная статьями 217, 218 Кодекса административного судопроизводства РФ совокупность условий для признания незаконным бездействия судебного пристава исполнителя, выразившегося в непринятии мер по выявлению имущества должника в рамках спорного исполнительного производства имеется.
Анализируя материалы исполнительного производства, суд приходит к выводу о бездействии судебного пристава-исполнителя.
При указанных обстоятельствах, суд находит административные исковые требования обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Г.Р.М. к Ленинскому РОСП <адрес> УФССП России по Республике Башкортостан о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер принудительного взыскания, обязании принять меры в рамках исполнительных производств, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие судебного пристава - исполнителя Ленинского РОСП <адрес> УФССП России по Республике Башкортостан Л.К.В., выразившееся в непринятии мер принудительного взыскания по исполнительным производствам №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ,
Обязать судебного пристава – исполнителя Л.К.В. устранить допущенные нарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Уфы.
Председательствующий А.М. Гималетдинов