Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 23.11.2018 |
Дата решения | 28.01.2019 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Гималетдинов А.М. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | c0bacd86-44a2-3fed-a786-98f781d665db |
2а-222/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 28 января 2019 года
Ленинский районный суд г. Уфы РБ в составе: председательствующего судьи Гималетдинова А.М.,
при секретаре судебного заседания Амитовой Р.Г.,
с участием представителя административного истца А.Н.Ф. – М.Ю.Р.,
представителя административного ответчика Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы У.Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А.Н.Ф. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,
УСТАНОВИЛ:
А.Н.Ф. обратилась в суд с административным исковым заявлением Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
В обоснование административного иска указано, что она является собственником жилого дома, назначение жилой дом, пл. 42,2 кв.м., количество этажей 1, кадастровый №, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № и жилого дома, назначение жилой дом, пл. 37,5 кв.м., количество этажей 1 кадастровый № на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №, которые расположены по адресу: <адрес>.
А.Н.Ф. обратилась в УЗИО Администрации ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении земельного участка, с кадастровым номером №, общ. пл. 260 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в собственность (заявл. вх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал административному истцу в предоставлении земельного участка в собственность (письмо № от ДД.ММ.ГГГГ), поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий, является земельным участок общего пользования и не подлежит приватизации.
Решением Совета городского округа г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, признано утратившим решение Совета ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земель в границах городского округа г. Уфа РБ для муниципальных нужд».
Согласно выписке из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемый земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную. Сведения об ограничении оборотоспособности земельного участка отсутствует, в том числе отсутствуют сведения о расположении земельного участка в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Кроме того, основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка предусмотрены Земельным кодексом РФ, нахождение земельного участка в границах красных линий, к данным основаниям не относится.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка, кадастровый №, общ. пл. 260 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в собственность, выраженный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация ГО г. Уфа.
В судебном заседании представитель административного истца А.Н.Ф. М.Ю.Р. административный иск поддержала, просила удовлетворить
Представитель административного ответчика Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы У.Г.Р. в удовлетворении административного иска просила отказать.
Представители администрации ГО г. Уфа о времени и месте судебного заседания извещены, на судебное заседание не явились, суд определил рассмотреть дело без их участия.
Административный истец А.Н.Ф. на судебное заседание не явилась, о дне и месте судебного заседания надлежаще извещена, имеется заявление о рассмотрении дела без ее участия.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не находит оснований для отложения разбирательства дела и считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав доводы административного истца, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из обстоятельств дела следует, что А.Н.Ф. является собственником жилого дома, площадью 42,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество СВ № от ДД.ММ.ГГГГ, также собственником жилого дома площадью 37,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество СВ № от ДД.ММ.ГГГГ.
А.Н.Ф. обратилась в УЗИО Администрации ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении земельного участка, с кадастровым номером №, общ. пл. 260 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в собственность (заявл. вх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик Управдение земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ отказал административному истцу в предоставлении земельного участка в собственность (письмо № от ДД.ММ.ГГГГ), поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий, является земельным участок общего пользования.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В п. 12 ст. 85 ЗК РФ и п. 8 ст. 28 Федерального закона от дата N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли определенных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу п. 11 ст. 1 ГрК РФ установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Согласно ответу Главного управления архитектуры Администрации ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № и прилагаемой к указанному ответу схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка кадастровым № по адресу: <адрес>, согласно проекту планировки в границах территории, для которой постановлением Администрации ГО г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден проект планировки территории, ограниченной с северо-запада железной дороги, рекой белой, с севера – ул. им. г. Галле, с юго-востока – пр. Октября, с юга – улицами 50-летия Октября, Революционной, Аксакова, Красина в Ленинском и Советском районах ГО г. Уфа РБ, испрашиваемый земельный участок кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, частично (пл. 182 кв.м.) расположен на территории общего пользования в границах красных линий проектируемой улицы.
Проект планировки территории ограниченной с северо-запада железной дороги, рекой белой, с севера – ул. им. г. Галле, с юго-востока – пр. Октбяря, с юга – улицами 50-летия Октября, Революционной, Аксакова, Красина в Ленинском и Советском районах ГО г. Уфа РБ, утвержденный постановлением Администрации ГО г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ № в установленном порядке не оспорен и не признан недействующим.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте, и предоставление его в собственность не допускается, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для предоставления административному истцу земельного участка в собственность.
Суд, руководствуясь вышеперечисленными нормами права, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, приходит к выводу о том, что у административного ответчика имелись достаточные основания для отказа А.Н.Ф. в предоставлении спорного земельного участка в собственность, оспариваемое решение не может расцениваться судом, как нарушающее права и законные интересы А.Н.Ф.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления А.Н.Ф. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Уфы.
Председательствующий А.М. Гималетдинов