Дело № 2а-1745/2019 ~ М-1045/2019, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Дата поступления 22.03.2019
Дата решения 09.07.2019
Категория дела прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления
Судья Гималетдинов А.М.
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Судебное решение Есть
ID 52abbcaa-41a4-3c40-9d7b-8c1026ac1a04
Стороны по делу
Истец
******* ****** **********
******* ****** *********
****** ***** **********
Ответчик
*************** ********* ********** ******-**************** ***** ** ****** * ************* ********** ******** *********** ******** **
********** ** *************** ****** ******** *********** ******** **
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

2а-1745/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июля 2019 года г. Уфа

Ленинский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Гималетдинова А.М.,

при секретаре Амитовой Р.Г.,

с участием административных истцов – [СКРЫТО] А.В., [СКРЫТО] М.А., [СКРЫТО] О.В.,

административных ответчиков: Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан в лице представителя ФИО4, Государственного бюджетного учреждения Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан в лице представителя ФИО5,

заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью "Молл" в лице представителя ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] А.В., [СКРЫТО] М.А., Замараевой К.Э., [СКРЫТО] О.В. действующий за себя, а такеже в интересах несовершеннолетней ФИО16 к Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия, выраженного в ненадлежащем государственном надзоре за объектом культурного наследия, расположенным по адресу <адрес>, и Государственному бюджетному учреждению Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия, выраженного в ненадлежащем научном руководстве, авторском и техническом надзоре за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, расположенного по адресу <адрес>, обязании Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан и Государственного бюджетного учреждения Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан устранить допущенные нарушения путем отмены всех ранее выданных разрешительных документов по реставрации объекта культурного наследия, расположенного по адресу <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, в котором просят признать незаконным его бездействие в виде ненадлежащего государственного надзора за объектом культурного наследия по адресу <адрес> (далее – Объект культурного наследия), и к Государственному бюджетному учреждению Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан, в котором просят признать незаконным его бездействие по ненадлежащему научному руководству, авторскому и техническому надзору за проведением работ по сохранению Объекта культурного наследия. Одновременно Административные истцы просят обязать Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан и Государственное бюджетное учреждение Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан устранить допущенные нарушения и отменить все ранее выданные разрешительные документы по реставрации Объекта культурного наследия.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками жилых помещений многоквартирного дома по адресу <адрес>, который является выявленным объектом культурного наследия регионального значения «Дом Хакимова». Административным ответчиком Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан на имя Общества с ограниченной ответственностью «МОЛЛ» выдано согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, на имя Общества с ограниченной ответственностью «Ромул» выдано разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Научное руководство, авторский и технический надзор за проведением работ осуществляет Государственное бюджетное учреждение Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан. Проведение реконструкции в жилом доме без отселения жильцов угрожает жизни и здоровью проживающих в нем лиц и нарушает их права на жилище и благоприятную среду обитания. В результате такого бездействия созданы предпосылки для утраты элементов самого объекта культурного наследия, а также создана угроза обрушения конструктивных элементов здания. Административные истцы также указывают на отсутствие разрешения на строительство, которое по их мнению являлось обязательным.

Административный ответчик Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (далее – Управление) представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил заявленные требования оставить без удовлетворения в связи с тем, что выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется ООО «Ромул», имеющим соответствующую лицензию, задание на проведение работ выдано ООО «МОЛЛ» в порядке, установленном Приказом Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ , разрешение на производство работ выдано ООО «Ромул» на основании задания на производство работ согласно представленной проектной документации, подготовленной и согласованной Государственным бюджетным учреждением Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан (далее – ГБУ НПЦ) в соответствии с Приказом Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ООО «МОЛЛ», к которому приложен акт государственной историко-культурной экспертизы документации. В акте экспертизы указан перечень и последовательность производства работ. Научное руководство, авторский и технический надзор за проведением работ осуществляется ГБУ НПЦ. Из проектной документации, акта государственной историко-культурной экспертизы документации, обосновывающей проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия следует, что конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности здания по адресу <адрес> при проведении работ не затрагиваются. В этой связи, по мнению Управления, разрешение на строительство в данном случае не требуется.

Заинтересованное лицо Общество с ограниченной ответственностью «МОЛЛ» представило отзыв, в котором просило заявленные требования оставить без удовлетворения в связи с тем, что оно как лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, обязано осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. ООО «МОЛЛ» выполнен полный комплекс мероприятий, необходимых для получения разрешительной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в установленном порядке: получены задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласование проектной документации; разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выдано ООО «Ромул». Проектная документация прошла в установленном порядке государственную историко-культурную экспертизу. Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с разработанной проектной документацией. Авторский и технический надзор за проводимыми работами по сохранению объекта культурного наследия производиться в установленном действующим законодательством порядке.

Административные истцы [СКРЫТО] А.В., [СКРЫТО] М.А., [СКРЫТО] О.В. заявленные требования поддержали. Просили удовлетворить.

Представители административных ответчиков Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан в лице представителя ФИО4, Государственного бюджетного учреждения Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан в лице представителя ФИО5 просили в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью "Молл" ФИО8 просила в удовлетворении административного иска отказать.

Административный истец Замараева К.Э., представители ООО «Ромул» извещенные о времени и месте судебного заседания не явились, суд определил рассмотреть дело без их участия.

Исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд установил следующее.

ООО «МОЛЛ» принадлежит на праве собственности часть объекта недвижимого имущества (многоквартирного дома), расположенного по адресу: <адрес>.

Приказом Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р объект «Дом Хакимова» зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия регионального значения за .

В соответствии с ч.13 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее – Закон №73-ФЗ) объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр.

Согласно п.1) ч.1 ст.5.1. Закона №73-ФЗ в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.47.3 Закона №73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия.

Ч.1 ст.45 Закона №73-ФЗ предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с п.11. Приказа Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 811 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия" государственная услуга по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения предоставляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, перечень которых приведен в Приложении N 1 к Регламенту.

ДД.ММ.ГГГГ в Управление обратился собственник части помещений объекта культурного наследия Общество с ограниченной ответственностью «МОЛЛ» с заявлением о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

ООО «МОЛЛ» получены Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, , Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, , Согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 25.06.20118 года .

Таким образом, суд приходит к выводу, что задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия выдано надлежаще уполномоченным органом в пределах предоставленных законом полномочий.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" установлен перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: разработка проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; реставрация, консервация и воссоздание оснований, фундаментов, кладок, ограждающих конструкций и распорных систем; реставрация, консервация и воссоздание металлических конструкций и деталей; реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей; реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора; реставрация, консервация и воссоздание конструкций и деталей из естественного и искусственного камней; реставрация, консервация и воссоздание произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства; реставрация, консервация и воссоздание живописи (монументальной, станковой); реставрация, консервация и воссоздание исторического ландшафта и произведений садово-паркового искусства; ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения от ДД.ММ.ГГГГ выдано ООО «Ромул», которое имеет лицензию, выданную Министерством культуры Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ .

В выданном разрешении на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия определен исключительный перечень работ, которые ООО «Ромул» необходимо провести на объекте культурного наследия: реставрация, консервация и воссоздание оснований фундаментов, кладок, ограждающих конструкций и распорных систем; реставрация, консервация и воссоздание металлических конструкций и деталей; реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки, архитектурно-лепного декора; ремонт и приспособление объекта культурного наследия.

Таким образом, суд приходит к выводу, что разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия выдано надлежащему лицу.

Процедура согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (далее - согласование проектной документации), органами исполнительной власти, осуществляющими функции в области государственной охраны объектов культурного наследия (далее - Орган охраны объектов культурного наследия) в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 9, 9.1, 9.2 и 9.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлена Приказом Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1749 "Об утверждении порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия".

В соответствии с п.3 указанного Приказа для согласования проектной документации Органу охраны объектов культурного наследия необходимы следующие документы:1) заявление о согласовании проектной документации по рекомендуемому образцу (приложение N 1 к Порядку), подписанное руководителем юридического лица, физическим лицом, либо их уполномоченными представителями (далее - Заявитель), подлинник в 1 (одном) экземпляре;

2) положительное заключение акта государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, подлинник в 2 (двух) экземплярах на бумажном носителе и электронном носителе в формате переносимого документа (PDF);

3) проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, подлинник, в прошитом и пронумерованном виде в 2 (двух) экземплярах на бумажном носителе и электронном носителе в формате переносимого документа (PDF);

4) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление (выписка из приказа о назначении на должность либо доверенность на право подписи (для юридического лица), копия документа, подтверждающего право собственности или владения (для физического лица).

Судом установлено, что проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия была согласована Управлением 25.06.2018г. за на основании поступившего ДД.ММ.ГГГГ заявления ООО «МОЛЛ», к которому были приложены предусмотренные п.3 Приказа документы, включая акт государственной историко-культурной экспертизы документации, обосновывающей проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 29.05.2018г.

Согласно выводу указанной экспертизы проектная документация по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Хакимова» соответствует требованиям законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно акта экспертизы, в целях сохранению объекта культурного наследия необходимо выполнить комплекс реставрационных и противоаварийных мероприятий: срочное выполнение реставрационных работ по фасадам в соответствии с согласованной проектной документацией; при необходимости выполнить противоаварийные работы по несущим конструкциям; привести в соответствие с действующими строительными нормами инженерные сети здания и выполнить работы по благоустройству территории. В акте экспертизы указаны перечень и последовательность производственных работ.

В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее - государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и физическими лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением настоящего Федерального закона, или о внесении в них изменений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности (далее - систематическое наблюдение).

Из ч.3 ст.11 указанного Закона следует, что региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия регионального значения осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Государственный надзор в области охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дом Хакимова» осуществляет Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан.

Ч.5 ст.11 данного Закона установлено, что предметом государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия являются:

соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований, в том числе:

требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия, требований к обеспечению доступа к объекту культурного наследия;

градостроительных регламентов в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения и установленных для этих территорий особых режимов использования земель, требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места;

требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установленных настоящим Федеральным законом;

осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами:

мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия или объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, обнаруженного в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ;

мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, предусмотренных проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Из паспорта объекта культурного наследия «Дом Хакимова», составленного ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР, следует, что Объект представляет из себя каменное двухэтажное здание Г-образной формы согласно приложенному плану, со сложным пристроем со стороны западного фасада. Паспорт содержит генплан земельного участка, план 1-го этажа здания, план 2-го этажа здания.

Согласно паспорта, памятником истории и культуры является лишь часть объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, являющаяся непосредственно домом Хакимова, построенным в конце XIX века в 1895-1896г.г. В то же время, другая часть указанного объекта, выстроенная в 1970-е годы, исторической и культурной ценности не представляет и под государственной охраной не находится.

ООО «Молл» не является собственником либо владельцем каких-либо помещений, расположенных в той части объекта, которая находится под государственной охраной. Все работы, которые производило ООО «МОЛЛ» на данном объекте, выполнялись в пристроях, выстроенных в 1970-е г.г. и не находящихся под государственной охраной.

Однако в связи со сложной конструкций строения, расположенного по указанному адресу, включающему в себя многоквартирный жилой дом, а также тем, что объект культурного наследия регионального значения «Дом Хакимова» имеет единый адрес – <адрес>, ООО «МОЛЛ» при осуществлении прав собственника имущества несло указанные обязательства, предусмотренные Федеральным законом N 73-ФЗ, в том числе обязательство оформить надлежащим образом разрешительную документацию при проведении ремонтных работ в принадлежащих ему помещениях.

Согласно ч.4 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия в части организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Ст.3 названного Закона установлены принципы проведения проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц и ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

П.11) ст.18 указанного Закона предусмотрено, что должностные лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В этой связи суд приходит к выводу, что Управление не было уполномочено осуществлять надзор за осуществлением работ, не затрагивающих предмет охраны объекта культурного наследия.

ООО «МОЛЛ» выступило заказчиком при разработке Научно-проектной документации «Проект реставрации и приспособления к современному использованию объекта культурного наследия регионального значения «Дом Хакимова», расположенного по адресу: <адрес>». Разработчиком указанного проекта выступило ГБУ «Научно-производственный центр по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Башкортостан», лицензия от ДД.ММ.ГГГГ.

Проектная документация прошла в установленном порядке государственную историко-культурную экспертизу. В акте экспертизы указан перечень и последовательность производственных работ по реставрации здания.

Научное руководство, авторский и технический надзор за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется государственным бюджетным учреждением Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ .06.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что проектная документация согласована в установленном законом порядке в целях соблюдения установленных статьей 5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" требований к осуществлению деятельности на объекте культурного наследия.

В материалы дела представлен акт осмотра проведенных ООО «Ромул» работ по проекту реставрации и приспособления к современному использованию Объекта культурного наследия, составленный ГБУ НПЦ ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акта, в рамках данных работ выполнено: очистка кирпичной кладки главного (уличного) фасада механическим способом, очистка кирпичной части дворового фасада, очистка оштукатуренной части дворового фасада, очистка стен от позднего штукатурного слоя, реставрация и воссоздание кирпичной кладки, утепление оштукатуренной части дворового фасада, оштукатуривание фасада.

Также административными истцами указано о том, что ООО «Ромул» не было получено разрешение на строительство.

Ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Ч.5.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство в соответствии с настоящим Кодексом.

Предметом проводимых работ является выполнение комплекса реставрационных и противоаварийных мероприятий, направленных на сохранение объекта культурного наследия, в которых входят реставрация, консервация и воссоздание оснований фундаментов, кладок, ограждающих конструкций, распорных систем, металлических конструкций и деталей, декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки, архитектурно-лепного декора, а также ремонт и приспособление объекта культурного наследия.

Из представленных в материалы дела документов - Проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, акта экспертизы, Задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, , Задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, , Согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 25.06.20118 года, , Разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения от ДД.ММ.ГГГГ – не следует, что в ходе производства работ затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, в связи с чем выдача разрешения на строительство в порядке, установленном ст.51 Градостроительного кодекса РФ не требуется.

Из п.1) ч.2 ст.227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными может быть принято судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, законом установлена обязательная совокупность двух условий, при которых заявленные требования могут быть удовлетворены: решение, действия (бездействия) должны быть незаконными и нарушать права, свободы и законные интересы административного истца. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий влечет вынесение решения об отказе удовлетворении заявленных требований.

В то же время в ходе рассмотрения дела не было установлено, что административные ответчики Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан и Государственное бюджетное учреждение Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан допустили бездействие, не соответствующее нормативным правовым актам и нарушающее права, свободы и законные интересы административных истцов, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175 – 176, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований [СКРЫТО] А.В., [СКРЫТО] М.А., Замараевой К.Э., [СКРЫТО] О.В. действующий за себя, а такеже в интересах несовершеннолетней ФИО16 к Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан и Государственному бюджетному учреждению Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Председательствующий судья А.М. Гималетдинов

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан на 22.03.2019:
Дело № 2-1619/2019 ~ М-1057/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 20.05.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кочкина И.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1534/2019 ~ М-1052/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 09.07.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Харламов Д.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1532/2019 ~ М-1053/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 09.07.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Харламов Д.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1559/2019 ~ М-1060/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 13.06.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ситник И.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1620/2019 ~ М-1064/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 28.06.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кочкина И.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1590/2019 ~ М-1063/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 04.07.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Харламов Д.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 9-184/2019 ~ М-1059/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 04.04.2019
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кочкина И.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-1560/2019 ~ М-1061/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 06.05.2019
  • Решение: Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ситник И.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1602/2019 ~ М-1058/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 17.05.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Идиятова Н.Р.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-1563/2019 ~ М-1051/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 08.05.2019
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ситник И.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-107/2019, апелляция
  • Дата решения: 16.05.2019
  • Решение: Отменено с прекращением производства
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кочкина И.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-108/2019, апелляция
  • Дата решения: 28.06.2019
  • Решение: Отменено с прекращением производства
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Ситник И.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-109/2019, апелляция
  • Дата решения: 11.04.2019
  • Решение: Возвращено без рассмотрения в связи с пропуском срока обжалования
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Харламов Д.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-106/2019, апелляция
  • Дата решения: 22.04.2019
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Гималетдинов А.М.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-117/2019, апелляция
  • Дата решения: 06.05.2019
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Идиятова Н.Р.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-110/2019, апелляция
  • Дата решения: 10.04.2019
  • Решение: Отменено с прекращением производства
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Идиятова Н.Р.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-111/2019, апелляция
  • Дата решения: 16.05.2019
  • Решение: Отменено с прекращением производства
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кочкина И.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-113/2019, апелляция
  • Дата решения: 11.04.2019
  • Решение: Возвращено без рассмотрения в связи с пропуском срока обжалования
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Харламов Д.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-114/2019, апелляция
  • Дата решения: 10.04.2019
  • Решение: Отменено с прекращением производства
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Идиятова Н.Р.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-115/2019, апелляция
  • Дата решения: 10.04.2019
  • Решение: Отменено с прекращением производства
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Идиятова Н.Р.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-98/2019, первая инстанция
  • Дата решения: 09.04.2019
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Илалова О.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 3/10-56/2019, первая инстанция
  • Решение: Производство по материалу прекращено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Зайнуллина С.Р.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/13-43/2019, первая инстанция
  • Решение: Передано по подсудности
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Илалова О.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-115/2019, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Харламов Д.А.
  • Судебное решение: НЕТ