Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 20.01.2020 |
Дата решения | 18.03.2020 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Гималетдинов А.М. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 743e56e5-ec78-3258-af59-d72103a40995 |
2а-1461/2020
03RS0004-01-2020-000376-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2020 года город Уфа
Ленинский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Гималетдинова А.М.,
при секретаре судебного заседания Амитовой Р.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Ю. И. к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Уфы РБ, ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по РБ об отмене постановлений,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] Ю.И. обратился в суд с административным иском к ГУ - Управлению пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Уфы РБ об отмене постановлений.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУ - Отделение пенсионного фонда РФ по РБ, в качестве заинтересованных лиц: УФНС России по РБ, Межрайонную ИФНС России № 40 по РБ, Межрайонную ИФНС России № 39 по РБ,
В обосновании иска указано, что административным ответчиком ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Уфы РБ были вынесены постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 28 235,4 рублей о взыскании с него страховых взносов, пени в размере 22 938,87 рублей.
На основании указанных постановлений судебными приставами-исполнителями возбуждены исполнительные производства.
На день составления спорных актов, он уже не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
В 2006, 20088 годах было подано заявление в УФНС по РБ о прекращении его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и снятию его с учета, что подтверждается обходным листом.
На основании изложенного, просит отменить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании страховых взносов в размере 22 938,87 рублей, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 28 235,4 рублей.
В судебном заседании административный истец [СКРЫТО] Ю.И. требования административного иска поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Уфы РБ Италмасова Э.Р. с требованиями административного иска не согласилась, просила отказать в удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица УФНС России по РБ Махьянова Л.Р., представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС № 40 по РБ Сибагатуллина Э.А. так же просили отказать в удовлетворении требований административного иска.
Административный ответчик ГУ – Отделение пенсионного фонда России по РБ, заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России № 39 по РБ о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку представителей в суд не обеспечили.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не находит оснований для отложения разбирательства дела и считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации признает и гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод как основное неотчуждаемое право человека (статья 17, части 1 и 2; статья 46, часть 1; статья 47, часть 1).
Именно конституционный принцип равенства - в силу своего универсального характера - оказывает, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона.
В соответствии с этим в целях реализации прав лиц, участвующих в деле, а также возможности исполнения ими своих процессуальных обязанностей, закрепленных в статье 45 КАС РФ, суд в силу пункта 7 статьи 6, статьи 14 КАС РФ, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, не только проверяет, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания по правилам главы 9 КАС РФ, но и применительно к части 9, части 11 статьи 226, части 3 статьи 62 КАС РФ распределяет бремя доказывания между сторонами и устанавливает обстоятельства, имеющие значение для дела согласно нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что согласно сведениями из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, [СКРЫТО] Ю. И. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ и прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения с ДД.ММ.ГГГГ.
Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган документов, предусмотренных п.1 ст.22.3 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон №129-ФЗ), в том числе заявления по форме №Р26001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ (далее - Заявление по форме №Р26001).
Статус индивидуального предпринимателя считается утраченным после внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП). Иного порядка прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности законодательством не установлено (п.9 ст.22.3 Закона №129-ФЗ).
Сведения о представлении заявления по форме №Р26001 для государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в 2006 и 2008 г.г., отсутствуют.
Правовые отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 2017 года регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.
В частности, в силу пункта 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.
Исходя из положений пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 52 НК РФ плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено НК РФ.
Для целей НК РФ страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.
Согласно статье 430 Налогового кодекса Российской Федерации упомянутые плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в размере, который определяется исходя из их дохода.
Так, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваются в фиксированном размере, установленном за соответствующий расчетный период, а в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, то размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, определяется в виде суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере и 1% от дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, которая не может быть более предельной величины.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 430 НК РФ страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного пп. 3 п. 2 ст. 425 НК РФ.
Если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
В целях реализации п. 3 ст. 430 НК РФ календарным месяцем начала деятельности признается: для индивидуального предпринимателя календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя; для адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, - календарный месяц, в котором адвокат, нотариус, занимающийся
частной практикой, арбитражный управляющий, занимающийся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, поставлены на учет в налоговом органе.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями за себя установлен ст. 425, 430, 432 НК РФ.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются в фиксированном размере, который определяется по формуле: МРОТ х 12 мес. х 5,1%.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в фиксированном размере, который определяется в следующем порядке:
- если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., то по формуле: МРОТ х 12 мес. х 26%.
В силу п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой - организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (Далее Закон № 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно ч. 2. Статьи 18 Закона № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.3. статьи 18 Закона № 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьей 20 Закона № 212-ФЗ.
В соответствии со статьей 20 Закона № 212-ФЗ орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве"), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В связи с отсутствием добровольного исполнения обязанности по уплате страховых взносов за 2014 г. и пени по Требованию, УПФР принято Постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов (и индивидуального предпринимателя) от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 28235,40 рублей.
В связи с отсутствием добровольного исполнения обязанности по уплате страховых взносов за 2015 г. и пени по Требованию от ДД.ММ.ГГГГ № УПФР принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 22938,87 рублей.
Поскольку до ДД.ММ.ГГГГ администратором страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование являлся Пенсионный фонд Российской Федерации, у Управления ПФР в Ленинском районе г.Уфы РБ имелись правовые основания для взыскания задолженности по страховым взносам с [СКРЫТО] Ю. И., являвшегося на момент взыскания индивидуальным предпринимателем, в установленном Федеральным законом № 212-ФЗ порядке.
Таким образом, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного искового заявления [СКРЫТО] Ю. И. к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Уфы РБ, ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по РБ об отмене постановления № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании страховых взносов в размере 22 938,87 рублей, постановления № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 28 235,4 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Уфы.
Председательствующий А.М. Гималетдинов