Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 17.01.2019 |
Дата решения | 18.02.2019 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Гималетдинов А.М. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 1cc68829-db58-330c-a8fc-cc342870e091 |
2-707/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 18 февраля 2019 года
Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Гималетдинова А.М.,
при секретаре судебного заседания Амитовой Р.Г.,
с участием представителя истца Х.Р.А. – Е.Е.Г.,
представителя третьего Межрайонной ИФНС № 39 по РБ Б.Н.Р,,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению Х.Р.А. к председателю совета Местной Мусульманской религиозной организации Махаля с. Киска-Елга МР Туймазинский район РБ Центрального духовного управления мусульман России А.Р.Т. об исключении сведений из ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
Х.Р.А. обратился в суд с исковым заявлением к председателю совета Местной Мусульманской религиозной организации Махаля с. Киска-Елга МР Туймазинский район РБ Центрального духовного управления мусульман России А.Р.Т. об исключении сведений из ЕГРЮЛ.
Исковое заявление мотивировано следующим.
Х.Р.А. с момента создания является одним из учредителей (участником) некоммерческой организации Местная Мусульманская религиозная организации Махалля с. Киска-Елга Муниципального района Туймазинский район РБ Центрального духовного управления мусульман России.
В адрес МИФНС № 39 по РБ было направлено соответствующее заявление, предусмотренной формой Р14001 «Заявление об изменении сведений, не связанных с изменением учредительных документов» МИФНС № 39 по РБ принято решение об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащимся в ЕГРЮЛ по основаниям необходимости обращения с заявлением в Управление Министерства юстиции.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Управление Министерства юстиции РФ по РБ приняло решение об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащимся в ЕГРЮЛ по основаниям, что действующим законодательством не предусмотрен выход из религиозной организации.
На основании изложенного, истец просит исключить сведения из Единого государственного реестра юридических лиц о Х.Р.А. об учредителе некоммерческой организации Местная Мусульманская религиозная организации Махалля с. Киска-Елга Муниципального района Туймазинский район РБ Центрального духовного управления мусульман России, внесенные при создании юридического лица.
В судебном заседании представителя истца Х.Р.А. – Е.Е.Г. просила исковые требования удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Представитель третьего Межрайонной ИФНС № 39 по РБ Б.Н.Р, в удовлетворении иска просила отказать. Суду представила возражение на исковое заявление.
Ответчик председатель совета Местной Мусульманской религиозной организации Махаля с. Киска-Елга МР Туймазинский район РБ Центрального духовного управления мусульман России А.Р.Т. в судебное заседания не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суду представил отзыв на исковое заявление, в котором не возражал удовлетворению искового заявления.
Истец Х.Р.А. также о месте и времени рассмотрения дела извещен, в суд не явился.
Согласно ч. 1 ст. 167 ГПК РФ лица участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив и оценив материалы гражданского дела, заслушав представителя истца, представителя третьего, исследовав изложенные обстоятельства дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 6. ч. 1 ст. 17. ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, в которой признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно пункту 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Исходя из смысла данной нормы, не подлежат удовлетворению требования лица, права, свободы и законные интересы которого не нарушены и не могут быть восстановлены в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Так, согласно позиции Европейского суда по правам человека, судебное разбирательство должно осуществляться посредством такого механизма, который обеспечивает наиболее эффективную судебную защиту для целей полного восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов, создание чрезмерных правовых препятствий при разрешении спора является недопустимым.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Однако суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Суд в соответствии со ст. 67 ГПК РФ оценивает представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
В силу п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 11, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
Судом установлено, что Х.Р.А. с момента создания является одним из учредителей (участником) некоммерческой организации Местная Мусульманская религиозная организации Махалля с. Киска-Елга Муниципального района Туймазинский район РБ Центрального духовного управления мусульман России.
В адрес МИФНС № 39 по РБ было направлено соответствующее заявление, предусмотренной формой Р14001 «Заявление об изменении сведений, не связанных с изменением учредительных документов» МИФНС № 39 по РБ принято решение об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащимся в ЕГРЮЛ по основаниям необходимости обращения с заявлением в Управление Министерства юстиции.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Управление Министерства юстиции РФ по РБ приняло решение об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащимся в ЕГРЮЛ по основаниям, что действующим законодательством не предусмотрен выход из религиозной организации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 123.24 Гражданского кодекса РФ лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения о своем выходе в регистрирующий орган. В случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица.
Права и обязанности учредителя (участника) некоммерческой корпорации либо права и обязанности учредителя фонда или автономной некоммерческой организации в случае его выхода из состава учредителей и (или) участников прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц. Учредитель (участник), вышедший из состава учредителей (участников), обязан направить уведомление об этом соответствующему юридическому лицу в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей (участников) в регистрирующий орган.
Исходя из положений ст. 13.1 указанного федерального закона, некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций (ч. 1).
Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом (ч. 2).
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 3).
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" установлено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, с 1 января 2004 г. - государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно положениям Приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" для регистрации изменений сведений об учредителях заполняется форма N Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц" согласно приложению N 6 к настоящему приказу.
Указанный Федеральный закон от 31.01.2016 г. N 7-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на основании статьи 8 вступил в силу 31.01.2016 г., поэтому учредители (участники) общества могли после указанной даты реализовать свое право выхода из состава учредителей (участников), соответственно, права и обязанности которых прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
Таким образом, требования Х.Р.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Х.Р.А. к председателю совета Местной Мусульманской религиозной организации Махаля с. Киска-Елга МР Туймазинский район РБ Центрального духовного управления мусульман России А.Р.Т. об исключении сведений из ЕГРЮЛ, удовлетворить.
Исключить сведения из Единого государственного реестра юридических лиц о Х.Р.А. об учредителе некоммерческой организации Местная Мусульманская религиозная организации Махалля с. Киска-Елга Муниципального района Туймазинский район РБ Центрального духовного управления мусульман России, внесенные при создании юридического лица.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Ленинский районный суд <адрес> Республики Башкортостан.
Председательствующий А.М. Гималетдинов