Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 26.10.2015 |
Дата решения | 30.11.2015 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Хусаинов А.Ф. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 60c34e5e-b9ca-34d7-a3b7-00f4de1c7f5b |
№2-6505/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2015 года город Уфа РБ
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Хусаинове А.А.,
при секретаре судебного заседания Ахмедьяновой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> Республики Башкортостан в интересах ФИО1 к <адрес>, Администрации городского округа г. Уфа, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к <адрес>, Администрации городского округа <адрес>, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке. В обоснование требований указано, что <адрес> проведена проверка по обращению ФИО1 о нарушении его жилищных прав. Установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. является инвалидом III группы, зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>. Согласно заключению врачебной комиссии Республиканской клинической психиатрической больницы № МЗ РБ от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 имеет заболевания формы F 06.820 и G40(эпилепсия), по состоянию здоровья имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья и право на пользование дополнительной жилплощадью. Распоряжением главы <адрес> городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 признан малоимущим в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4 требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям указанным в иске.
Истец ФИО1, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представитель истца – ФИО5 по доверенности в судебном заседании требования прокурора <адрес> поддержал и просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Ленинского района городского округа г. Уфа РБ возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика Администрации городского округа г. Уфа РБ возражал, в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Представитель ответчика Правительства Республики Башкортостан, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания не явился, направив в суд возражения на иск. В котором указал, что [СКРЫТО] Республики Башкортостан является не надлежащим ответчиком.
Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан, направив в суд письменный отзыв, согласно которого иск не признают, в судебное заседание не явились, надлежащим образом были извещены, об отложении дела не просили.
Суд с учетом мнения явившихся лиц, и в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения сторон, изучив и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований (Часть 2 статьи 1 ЖК РФ).
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
В силу ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Статья 25 Всеобщей Декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализоваться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Вместе с тем в силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности, исходя из времени принятии таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным [СКРЫТО] Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 «Правил предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», утверждённых Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 (далее – Правила) основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При постановке на учет для улучшения жилищных условий инвалидов учитывается их право на дополнительную жилую площадь.
Пунктом 3 Правил, установлено, что учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, осуществляется по месту жительства - специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом, по месту работы - на предприятиях, в учреждениях и других организациях, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении. Инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно по месту работы и по месту жительства.
В силу п. 5,6 Правил инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке. Жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утверждённым [СКРЫТО] Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 817 утвержден перечень заболеваний, дающий инвалидам, страдающим ими право на дополнительную жилую площадь.
Из ст. 31 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та и или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
В силу ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Совета городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении учётной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества приходящегося на каждого члена семьи, пороги стоимости имущества находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа <адрес>» установлена норма предоставления площади помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 14 кв.м, общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с ч.2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.
Согласно п.п. 6 п. 1 ст. 16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся м улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Исходя из п. 1 ч.1 ст. 1 Закона РБ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» следует, что органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке.
В силу ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, а также отсутствие в законе субъекта РФ правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в тех или иных федеральных законах, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных ими требований.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Частью 2 статьи 58 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004г. № 817 утвержден перечень заболеваний дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006г. № 378, утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учёт муниципального жилищного фонда; установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложения, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным [СКРЫТО] Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанный перечень установлен постановлением Правительства РФ от 21.12.2004г. № 817 «Об утверждений перечня заболеваний, Дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. является инвали<адрес> группы, зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 44 кв.м., жилой 28,3 кв.м. с составом семьи 5 человек: он, его сын – ФИО5, невестка – ФИО6, внук – ФИО7, внучка – ФИО8.
Также установлено, что ФИО1 состоит на учете у психиатра в связи с наличием хронического психического заболевания, имеет инвалидность 3 группы, что подтверждается заключением врачебной комиссии Республиканской клинической психиатрической больницы № МЗ РБ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В связи с наличием тяжелой формы хронического заболевания, включенного в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, поэтому ФИО1 имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья и на дополнительную площадь.
Эти обстоятельства подтверждаются заключением врачебной комиссии Республиканской клинической психиатрической больницы № МЗ РБ от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 имеет заболевания формы F 06.820 и G40 (эпилепсия), из которого следует, что ФИО1 по состоянию здоровья имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья согласно ч. 2 п. 3 ст. 57 ЖК РФ и постановления Правительства от 16.06.2006г. № и право на пользование дополнительной жилплощадью на основании постановления Правительства РФ от 21.12.2004г. №.
Судом установлено что Распоряжением главы <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке. Указанное распоряжение главы <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ оспорено и отменено не было.
Судом установлено и сторонами по делу не оспаривалось, что до настоящего времени ФИО1 не обеспечен жилым помещением, что суд считает нарушением прав ФИО1, который в соответствии с частью 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. № имеет право на получение отдельного жилого помещения вне очереди по норме предоставления жилья, с учетом права на дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004г. № и статьей 58 Жилищного кодекса РФ.
В связи с чем, требования прокурора <адрес> об обязании предоставления ФИО1 по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в черте <адрес> Республики Башкортостан, отвечающего санитарным нормам, по норме предоставления общей площади жилого помещения, а также с учетом права ФИО1 на пользование дополнительной площадью, являются законными и подлежат исполнению Администрацией городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в соответствии с действующим законодательством.
В части исковых требований к Администрации Ленинского района городского округа г. Уфа, Правительству Республики Башкортостан суд считает необходимым отказать, поскольку по вопросам предоставления благоустроенного жилого помещения отвечает Администрация городского округа г. Уфа.
Дело рассмотрено на основании предоставленных сторонами доказательствах и в рамках заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <адрес> Республики Башкортостан в интересах ФИО1 к <адрес>, Администрации городского округа г. Уфа, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского округа <адрес> предоставить ФИО1 вне очереди по договору социального найма в черте <адрес> Республики Башкортостан, жилое помещение отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, а также с учетом права ФИО1 на пользование дополнительной жилой площадью.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем через Ленинский районный суд города Уфы РБ в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий судья А.Ф. Хусаинов