Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 13.11.2014 |
Дата решения | 22.12.2014 |
Категория дела | Споры о праве собственности на землю |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 208b9fa9-2533-37a2-ae91-ff60cadf16a9 |
Дело №2-6435/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2014 года г. Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Хасановой Г.Р.
при секретаре Голыгиной М.А.,
с участием истца [СКРЫТО] Т.Т.,
представителя истцов Гарафутдиновой Р.М. (доверенность в деле),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] ФИО10, [СКРЫТО] ФИО11 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] Т.Т., [СКРЫТО] Т.Н. обратились в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа РБ об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, площадью 1218 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №
В обоснование исковых требований истцы указали следующее:
Истцы являются собственниками жилого дома, расположенного на вышеуказанном земельном участке:
[СКРЫТО] Т.Т. является собственником жилого дома, площадью 92,1 кв.м. на основании решения Ленинского районного суда г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ №б/н, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ
[СКРЫТО] Т.Н. является собственником жилого дома площадью 50,4 кв.м. на основании решения Ленинского районного суда г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ. №б/н, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ
В ДД.ММ.ГГГГ году с целью оформления права собственности на земельный участок истцы обратились в Администрацию ГО г.Уфа, однако получили отказ, мотивированный тем, что испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий, а также согласно решению Совета городского округа город Уфа РБ №32/15 испрашиваемый земельный участок отнесен к землям ограниченным в обороте, находящимся в государственной или муниципальной собственности, которые расположены в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Истец [СКРЫТО] Т.Н. на судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, суду представила ходатайство о рассмотрении дела без её участия.
Истец [СКРЫТО] Т.Т. и представитель истцов по доверенностям Гарафутдинова Р.М. исковые требования поддержали полностью, просили их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа и третьего лица ОАО «Газпром Газораспределение Уфа» на судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
С учетом мнения истца, представителя истцов и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав объяснения истца [СКРЫТО] Т.Т. и представителя истцов по доверенности Гарафутдиновой Р.М., изучив и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
Согласно статье 64 Земельного Кодекса РФ все земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии со ст. 59 Земельного Кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Судом установлено, что Истцы являются собственниками жилого дома, расположенного на вышеуказанном земельном участке:
[СКРЫТО] Т.Т. является собственником жилого дома, площадью 92,1 кв.м. на основании решения Ленинского районного суда г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ №б/н, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ
[СКРЫТО] Т.Н. является собственником жилого дома площадью 50,4 кв.м. на основании решения Ленинского районного суда г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ №б/н, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ
В 2014 году с целью оформления права собственности на земельный участок истцы обратились в Администрацию ГО г.Уфа, однако получили отказ, мотивированный тем, что испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий, а также согласно решению Совета городского округа город Уфа РБ №32/15 испрашиваемый земельный участок отнесен к землям ограниченным в обороте, находящимся в государственной или муниципальной собственности, которые расположены в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятие земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно подп. 5 ст.1 Земельного кодекса РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Поэтому во всех случаях, когда осуществляется правомерное пользование земельным участком или стоящим на нем жилым домом, возникает право на приобретение в собственность земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В настоящее время на испрашиваемом земельном участке, отсутствуют какие-либо объекты общего пользования, а находится жилой дом, принадлежащий истцам на праве собственности.
Статья 28 Земельного кодекса РФ не предусматривает такого основания для отказа в приватизации земельного участка, как нахождение его в границах красных линии.
Согласно п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных и муниципальных нужд является одним из видов ограничения оборота земель.
В силу ст. 131 п. 1 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
Согласно ст. 56 п. 6 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно требованию закона Администрация городского округа г. Уфа РБ не произвела регистрации ограничения прав на землю, в том числе на спорный земельный участок, в связи с его резервированием.В определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.09.2008г. № 5-В08-98 указано, что касается ссылок на п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, то эта статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не занятые объектами недвижимости, и допускается отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных и муниципальных нужд. В том случае, если на земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, к таким отношениям сторон следует применять положения ст. 36 Земельного кодекса РФ о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
Статья 24 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что проект генерального плана подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством РФ, опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения, заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса, протоколы публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана. После его утверждения он подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликовании муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Суду ответчиком не представлены доказательства соблюдения процедуры подготовки и утверждения генерального плана городского округа и также доказательства изъятия спорного земельного участка из оборота.
Часть 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ устанавливает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст. 1.1. Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 1.2. Федерального закона от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
В соответствии с п.4 ст.445 ГК РФ если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Поскольку в соответствии со ст.36 ЗК РФ заключение договоров о выкупе земельных участков, занятых строениями, является для государственных органов и органов местного самоуправления обязательным, то [СКРЫТО] Т.Т. и [СКРЫТО] Т.Н. вправе требовать в судебном порядке о понуждении Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан к заключению договора о выкупе земельного участка, занятого их жилыми домами.
Таким образом [СКРЫТО] Т.Т. и [СКРЫТО] Т.Н. как собственники жилых домов, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес> имеет право приобрести указанный земельный участок в собственность путем выкупа, а именно заключив договор купли-продажи земельного участка, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования [СКРЫТО] ФИО12, [СКРЫТО] ФИО13 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан заключить с [СКРЫТО] ФИО14 договор купли-продажи ? доли земельного участка расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером №, общей площадью 1218 кв.м., по цене устанавливаемой в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан №388 от 30.08.2013г.
Обязать Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан заключить с ФИО3 договор купли-продажи ? доли земельного участка расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером №, общей площадью 1218 кв.м., по цене устанавливаемой в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан №388 от 30.08.2013г.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в течение месяца.
Судья: п/п Г.Р. Хасанова