Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 30.06.2016 |
Дата решения | 27.10.2016 |
Категория дела | Иные жилищные споры |
Судья | Кочкина И.В. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | ada2a5c7-e541-3cfa-8289-3f5e1ecbdb6e |
дело №2-5224/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 октября 2016 года город Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Кочкиной И.В.,
при секретаре Насыровой Д.Б.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г.Уфы ФИО5,
истца [СКРЫТО] Т.А.,
представителя ответчика Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан ФИО6, действующего на основании доверенности от 18.02.2016г. №,
представителя третьего лица Муниципального бюджетного учреждения «Служба сноса и расселения» городского округа город Уфа ФИО7, действующей по доверенности № от 16.03.2016г.
третьего лица Морозовой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Уфы в интересах [СКРЫТО] Т.А. к Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Уфы обратился в суд с иском в интересах [СКРЫТО] Т.А. к Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении во внеочередном порядке, указав в обоснование иска, что прокуратурой Ленинского района г. Уфы по обращению [СКРЫТО] Т.А. о нарушении жилищных прав проведена проверка.
Прокурор указывает, что проверкой установлено, что [СКРЫТО] Т.А. проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Распоряжением исполнительного комитета Ленинского района Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № [СКРЫТО] Т.А. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, с составом семьи 3 человека.
Также установлено, что Актом межведомственной комиссии, утверждённым постановлением главы Администрации Ленинского района г. Уфы РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и непригодным для постоянного проживания.
В соответствии с постановлением Правительства РБ «Об адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» № от ДД.ММ.ГГГГ, указанный выше дом включён в перечень домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Т.А. обратилась в Администрацию Ленинского района ГО г. Уфы с заявлением о постановке её на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма во внеочередном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Т.А. Администрацией Ленинского района ГО г. Уфы в постановке её на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма во внеочередном порядке отказано.
Поскольку дом признан аварийным, непригодным для проживания, [СКРЫТО] Т.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий до настоящего времени, у неё имеется право состоять на учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма во внеочередном порядке.
Просят суд признать за [СКРЫТО] Т.А. право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Обязать Администрацию Ленинского района ГО г. Уфы поставить [СКРЫТО] Т.А. на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма во внеочередном порядке на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Уфы ФИО5 исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
[СКРЫТО] Т.А. исковые требования также поддержала, просила иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица Муниципального бюджетного учреждения «Служба сноса и расселения» городского округа город Уфа ФИО7, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что такого учета не существует. Существует только учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении. Дом истицы пока не расселен.
Третье лицо Морозова Н.И. суду пояснила, что с расселением дома на <адрес> не согласна, договор социального найма заключен с ней, с иском о снятии [СКРЫТО] Т.А. с регистрационного учета не обращалась, по поводу заявленных требований истца суду пояснила, что не возражает против их удовлетворения.
Третьи лица Морозов А.А., Морозова Ю.А., Галимов Н.М., Ахатов А.В., Морозова С.А. в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
В силу ч.4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд приступил к рассмотрению дела при данной явке.
Сведения о месте и времени судебного заседания также имеются на официальном сайте Ленинского районного суда г. Уфы – leninsky.bkr@ sudrf.ru.
Выслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
2. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
3. Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
Как усматривается из материалов дела, [СКРЫТО] Т.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Распоряжением исполнительного комитета Ленинского района Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № [СКРЫТО] Т.А. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, с составом семьи 3 человека.
Также установлено, что Актом межведомственной комиссии, утверждённым постановлением главы Администрации Ленинского района г. Уфы РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и непригодным для постоянного проживания.
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Т.А. обратилась в Администрацию Ленинского района ГО г. Уфы с заявлением о постановке её на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма во внеочередном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Т.А. Администрацией Ленинского района ГО г. Уфы в постановке её на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма во внеочередном порядке отказано.
В соответствии со ст.25 Всеобщей Декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. При этом, как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст.8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учётом положений международно-правовых актов в ст.ст. 25,40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища.
Конституционный Суд РФ неоднократно указывал в своих решениях, что провозглашённые в Конституции РФ цели социальной политики РФ предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социально защищённости и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности и с учётом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведённых законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
В соответствии с Постановлением Администрации ГО г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением главы Администрации ГО <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Перечне муниципальных услуг», учёт нуждающихся в жилых помещениях, в том числе полномочия по признанию внеочередного права на получения жилья принадлежат администрации районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан по месту жительства.
Таким образом, к мерам, направленным на обеспечение жильем граждан, проживающих в жилых домах (жилых помещениях), признанных непригодными для проживания, выступает признание внеочередного права на улучшение жилищных условий лиц, стоящих на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к обязанности Администрации района.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в ст. 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (ч. 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1).
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции, жилые помещения предоставляются вне очереди.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе и гражданам, жилые помещения, которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания.
Таким образом, ЖК РФ не ставит применений указанной нормы в какую либо зависимость от расселения ветхого и аварийного жилья, не ставит в зависимость от наличия жилого помещения в собственности или по договору социального найма. Указанная норма позволяет гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилье и признанным в законом установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, во внеочередном порядке получения жилья по договору социального найма.
Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38,47 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённого Правительством РФ ДД.ММ.ГГГГ №, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Согласно разъяснениям содержащимся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» ЖК РФ не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало жилое помещение, а потому нуждающимися по смыслу приведённых норм закона может быть признан как наниматель по договору социального найма так и собственник жилого помещения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования о признании за [СКРЫТО] Т.А. права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ подлежат удовлетворению.
Истцом также заявлены требования об обязании Администрации Ленинского района ГО г. Уфы поставить [СКРЫТО] Т.А. на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма во внеочередном порядке на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Требования в данной части суд не находит подлежащими удовлетворению, поскольку нормами действующего законодательства учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма не предусмотрен.
Таким образом, исковые требования прокурора Ленинского района города Уфы в интересах [СКРЫТО] Т.А. к Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении во внеочередном порядке подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района города Уфы в интересах [СКРЫТО] Т.А. к Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении во внеочередном порядке удовлетворить частично.
Признать за [СКРЫТО] Т.А. право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Требования прокурора Ленинского района города Уфы в интересах [СКРЫТО] Т.А. к Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании Администрации Ленинского района ГО г. Уфы поставить [СКРЫТО] Т.А. на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма во внеочередном порядке на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Верховный суд Республики Башкортостан суд через Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья: И.В. Кочкина