Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 01.06.2015 |
Дата решения | 20.07.2015 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 274054a8-20cc-388d-a49d-90bea1e51ff7 |
№2-4273/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2015 года город Уфа РБ
Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Хусаинова А.Ф.,
при секретаре судебного заседания Ахмедьянвой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО4 к ФИО3 ГО <адрес> об обязании заключить договор купли- продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2, ФИО4 обратились в суд с иском к ФИО3 ГО <адрес> об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, общей площадью 871 кв.м., категория земли: Земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: Для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек. В обосновании иска истцы указали на то, что ФИО1, ФИО2 являются долевыми собственниками 75/200 долей каждая в праве общей долевой собственности, на жилой дом, состоящий из лит. А, а1, общей площадью 42,6 кв.м., также являются долевыми собственниками пристроя к жилому дому лит. А1, общей площадью 10,5 кв.м., находящейся по адресу: РБ, <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются Свидетельствами о ГРП серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г.; серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г.; серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г.; серии <адрес>. ФИО4 является долевым собственником 25/100 доли в праве общей долевой собственности, на жилой дом, находящегося по адресу: РБ, <адрес>, состоящего из лит. А., а1, общей площадью 42,6 кв.м., что подтверждается Свидетельством о ГРП серии <адрес> от 27.06.2007г. Указанный жилой дом и пристрой, находятся на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 871 кв.м., категория земли: Земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: Для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек. В порядке, предусмотренном ст. 39.20 ЗК РФ, ДД.ММ.ГГГГ Истцы обратились в ФИО3 ГО <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, общей площадью 871 кв.м в собственность за плату. В ответ на данное обращение от Управления по земельным ресурсам ФИО3 ГО <адрес> РБ ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ, в котором указанно, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий. Кроме того, согласно решению Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан № (ред. от 28.01.2015) «О резервировании земельных участков в границах городского округа <адрес> Республики Башкортостан для муниципальных нужд», испрашиваемый земельный участок входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель в соответствии с п. 13 п.5 ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации, отнесен к землям, ограниченным в обороте. Учитывая изложенное, предоставление данного земельного участка в собственность не предоставляется возможным.
Представитель истцов, в судебном заседании поддержала исковые требования, просила их удовлетворить, в обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Истцы, ФИО1, ФИО2, ФИО8 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствии. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся истцов, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчика ФИО3 ГО <адрес> РБ, исковые требования не признала, в удовлетворении иска просила отказать в связи с их необоснованностью, на основании письменного ответа.
Выслушав объяснения представителя истца и ответчика, оценив и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Суд установил, что истцы ФИО1, ФИО2, ФИО4 являются долевыми сособственниками жилого дома и пристроя находящегося по адресу: РБ, <адрес>, состоящего из лит. А., а1.
Как следует из Договора купли-продажи от 10.07.1980г. изначально вышеуказанный жилой дома (лит.А,а1) был расположен на земельном участке площадью 939 кв.м. В силу п.9 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка, их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающих право на земельный участок. В случае если указанные документы отсутствуют, границей земельного участка является граница, существующая на местности пятнадцать и более лет. Таким образом, границы фактического землепользования сложились более 35 лет назад.
В порядке, предусмотренном ст. 39.20 ЗК РФ, ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в ФИО3 ГО <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты> общей площадью 871 кв.м в собственность за плату.
В ответ на данное обращение от Управления по земельным ресурсам ФИО3 ГО <адрес> РБ ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ, в котором указанно, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий. Кроме того, согласно решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № (ред. от 28.01.2015) «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд», испрашиваемый земельный участок входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель в соответствии с п. 13 п.5 ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации, отнесен к землям, ограниченным в обороте. Учитывая изложенное, предоставление данного земельного участка в собственность не предоставляется возможным.
Судом установлено, что ранее спорный земельный участок общей площадью 871 кв.м. ответчиком ранее был предоставлен истцам по договору аренды за № от ДД.ММ.ГГГГ г., для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек истцом, собственниками которых они являются.
Оценка всех представленных в материалы дела доказательств приводит суд к выводу о необоснованности данного отказа.
Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (ч. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации к земельным участкам общего пользования, относятся участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
В силу п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования.
Пункт 12 ст.85 ЗК РФ не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. На испрашиваемом земельном участке каких-либо объектов общего пользования не имеется, а находится жилой дом и пристрой, принадлежащие истцам на праве собственности. Следовательно, указанная норма не может быть применима в обоснование отказа в приватизации данного земельного участка.
Пунктом 2 ст. 15 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в муниципальной и государственной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 7 Решения Совета ГО г. Уфа РБ № от 23.12.2010г., государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращении таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно п. 9, 9.2.,9.3. указанного выше Решения Совета ГО г. Уфа 32/15 от 23.12.2010г., Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г. Уфа РБ вменено в обязанность в срок не более трех рабочих дней с момента опубликования настоящего решения, направить копию решения о резервировании земель для муниципальных нужд и прилагаемую к нему схему размещения зарезервированных земельных участков в границах ГО г. Уфа РБ для государственных и муниципальных нужд в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости». В течении 30 дней с момента опубликования настоящего решения произвести необходимые действия для осуществления регистрации ограничения прав на земельные участки, указанные в приложении № 2, в порядке установленном действующим законодательством.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 года № 561 было утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу п. 5 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 года № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» решение о резервировании должно содержать: цель и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а так же перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Согласно ст.ст. 56,56.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель является ограничением, подлежащим государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Аналогичное требование установлено п. 9 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008г., № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и, муниципальных нужд».
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости», в срок не более чем три рабочих дня со дня государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на объект недвижимости орган кадастрового учета вносит в государственный кадастр недвижимости сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения о границах охранной зоны, установленных в отношении объекта недвижимости.
Согласно абз. 2 п. 2 статьи 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997г. государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлений правообладателя объекта недвижимости. Уведомление правообладателя объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.
Таким образом, решение, в соответствии с которым земельный участок ограничивается в обороте, подлежит обязательной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с внесением сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), а также внесения такой информации в государственный кадастр объектов недвижимости.
Так, согласно выписки из ЕГРП от 28.05.2015 г. на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> какие-либо обременения на данный земельный участок отсутствуют.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Исходя из содержания указанных норм, следует, что нахождение земельного участка в границах той или иной территориальной зоны, установленной правилами землепользования и застройки, определяет режим его использования в соответствии с градостроительным регламентом и не влияет на ограничение оборотоспособности.
Пунктами 2 и 3 статьи 27 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Исчерпывающий перечень земельных участков, отнесенных к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, установлен пунктами 4 и 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которыми из земель, перечисленных в пункте 2 статьи 94 Земельного кодекса РФ, к изъятым из оборота относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Земельного кодекса РФ), а к ограниченным в обороте – находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ.
В настоящее время на испрашиваемом земельном участке, отсутствуют парки, лесопарки, скверы, бульвары для зеленых насаждений общего пользования и объекты активного отдыха, а находится жилой дом, принадлежащий ФИО1, ФИО2, ФИО4 на праве собственности.
Согласно ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Подпунктом 5 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства земельного участка и прочно связанного с ним объекта, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок относится к категории земель: Земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: Для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, считаем, что мое требование о предоставление земельного участка в собственность за плату соответствует требованиям закона.
Дело рассмотрено в пределах заявленных исковых требований и на основании представленных сторонами доказательств.
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО10 ФИО3 ГО <адрес> об обязании заключить договор купли- продажи земельного участка, удовлетворень.
Обязать Администрацию ГО г. Уфа в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу направить ФИО1, ФИО2, ФИО4 проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, общей площадью 871 кв.м., с предложением о его заключении.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течении 30 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Уфы РБ.
Председательствующий судья А.Ф. Хусаинов