Дело № 2-3247/2018 ~ М-2890/2018, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Дата поступления 23.08.2018
Дата решения 15.11.2018
Категория дела Иные жилищные споры
Судья Гималетдинов А.М.
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID 5dfd4381-5d8c-328e-bcb3-8d80dff9ad57
Стороны по делу
Истец
******** ****** *********
Ответчик
******* ********** *** ****** ** **
******* ************ ***** * * **** "* ***** *** ** **"
*********** *************** ******** ********** "* ***** *********** *************** ****** ** **"
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело №2-3247/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 ноября 2018 года город Уфа

Ленинский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Гималетдинова А.М.,

при секретаре Амитовой Р.Г.,

с участием представителя истца С.И.Г,Ш.И.Ф,,

представителя Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан Д.Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.И.Г, к Главному управлению МЧС России по Республике Башкортостан, Федеральному государственному казенному учреждению «22 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан», Пожарно-спасательной части №32 Федерального государственного казенного учреждения «22 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан» о защите жилищных прав, признании права на государственный жилищный сертификат,

У С Т А Н О В И Л :

С.И.Г, обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Республике Башкортостан (далее – ГУ МЧС России по РБ), Федеральному государственному казенному учреждению «22 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан» (далее – ФГКУ «22 отряд ФПС по РБ»), Пожарно-спасательной части Федерального государственного казенного учреждения «22 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан» (далее – ПЧ ФГКУ «22 отряд ФПС по РБ») о защите жилищных прав, признании права на государственный жилищный сертификат. В обосновании иска указал, что проходил службу в ГПС МЧС России по РБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Уволен с должности начальника ПЧ-124 ГУ «ОГПС-18 РБ МЧС России» по ст.58 п.«в» Положения о службе в органах внутренних дел, согласно приказа ГУ МЧС России по РБ от 30.07.2008 года № 182 л/с (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Выслуга лет в календарном исчислении составляла 22 года 2 месяца 25 дней, в льготном исчислении – 23 года 02 месяца 27 дней.

В период прохождения службы с семьей в составе 4 человек ( жена, 2 детей) был заселен в ведомственное общежитие ОАО «Жилищный комплекс», расположенное по адресу: <адрес>, в комнату , жилой площадью 12 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Жилищный комплекс» и С.И.Г, был заключен договор найма жилого помещения в общежитии для проживания с членами семьи (жена, 2 детей). ДД.ММ.ГГГГ между МУП УЖХ г.Уфы и С.И.Г, был заключен договор найма жилого помещения в общежитии для проживания с членами семьи (жена, 2 детей).

В настоящее время с семьей в составе 6 человек (жена, двое детей, невестка, внук) продолжают проживать в указанной комнате жилой площадью 18,5 кв.м., которая увеличилась за счет пристройки. Указанная комната находится в общей долевой собственности в порядке приватизации его супруги С.Д.Ф. и сына С.А.И. в равных долях по 1\2 доли у каждого. ФИО2 выписки из ЕГРН, справки БТИ в его собственности жилых помещений не зарегистрировано. Других жилых помещений члены его семьи в собственности не имеют.

ДД.ММ.ГГГГ, в период работы заместителем начальника ПЧ-32 ОГПС-22 МЧС РБ, в установленном законом порядке обратился с рапортом на имя начальника пожарной части о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (по месту службы).

В соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии ПЧ-32 ОГПС-22 МЧС России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев рапорт, было принято решение о признании С.И.Г, нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией была заведена учетная карточка очередника на получение жилого помещения.

Из Единого списка сотрудников, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий по ПЧ-32 ГУ ОПС РБ-22 на ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что С.И.Г, с семьей состоял в очереди под первым порядковым номером.

Из Единого списка сотрудников, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий по ПЧ-32 ГУ ОПС РБ-22 на ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что С.И.Г, с семьей состоял в очереди под первым порядковым номером.

Протоколом заседания жилищной комиссии для учета военнослужащих и сотрудников ФПС, проходящих военную службу (службу) в ГУ МЧС России по РБ и подчиненных учреждениях, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении им жилых помещений, от ДД.ММ.ГГГГ С.И.Г, было отказано в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в связи с несоответствием заявителя требованиям, указанным в подпункте «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», а именно не представлены доказательства о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходил службу.

Просит суд признать С.И.Г, нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на учете в федеральном органе исполнительной власти МЧС России по территориальности – ГУ МЧС России по РБ по состоянию на дату подачи рапорта ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ МЧС России по РБ включить С.И.Г,, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, в Список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года.

Признать за С.И.Г, право на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года, на состав семьи 6 человек.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по РБ исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении.

Истец С.И.Г,, ответчики ФГКУ «22 отряд ФПС по РБ» и ПЧ ФГКУ «22 отряд ФПС по РБ», третьи лица С.Д.Ф., С.М.И., С.А.И., С.Н.М., извещенные судом надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, об уважительности причин неявки суд не известили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца, ответчиков и третьих лиц.

Выслушав представителей сторон, изучив и оценив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с положениями части 1, 3 статьи 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

По установленным правилам, лица из числа сотрудников не обеспеченные жильем на момент прекращения службы, не могут быть сняты с очереди по месту службы или исключены из списков.

Законодатель данный порядок закрепил в ст. 55 ЖК РФ указав, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения или жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия с учета (ст. 56 ЖК РФ).

В системе действующих нормативно-правовых актов данный порядок был закреплен в развитие ст. 40 Конституции РФ, непосредственно приказом МВД - МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке обеспечения жилой площадью личного состава ГПС", когда была сохранена существующая очередность, а также распространены правовые акты МВД России.

Индивидуальный учет сотрудников не изменился и с переходом личного состава Государственной противопожарной службы в МЧС России (приказ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий") с введением положения (приложение к приказу), применялся одинаковым порядком по месту службы истца в пожарной части ГУ "22 ОФПС по РБ".

ФИО2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты.

В силу ч. 5 ст. 29 ЖК РСФСР (действовавший на момент трудовых отношений истца), основанием признания граждан нуждающимися в жилье (улучшении жилищных условий) законодатель определял проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан поселившихся в связи с обучением.

Статьей 30 данного закона учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по желанию граждан и по месту жительства. По правилам статьи 31, принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан осуществлялось по месту работы - совместным решением администрации, профсоюзного комитета с принятием во внимание рекомендации трудового коллектива.

С принятием Жилищного Кодекса Российской Федерации (от 24 декабря 2004 года № 188-ФЗ), законодатель предусмотрел, что в случаях и порядке которые установлены законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. В силу ст. 55, право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими таких помещений.

Порядок регулирования, Совет Министров РСФСР в отношении общежитий, закрепил "Примерным положением об общежитиях" в Постановлении от 11 августа 1988 года №328, которым определено, что преимуществом на получение жилой площади в общежитии пользуются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений в домах государственного и общественного жилого фонда, а также передовики и новаторы производства, другие рабочие и служащие в случаях установленных решением трудового коллектива (п. 10).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 года №1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 года №475, от 14.11.2007 года №778, от 06.10.2011 года №824), которыми установлен единый порядок постановки на учет указанных категорий граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с подпунктом "ж" пункта 7 данных Правил, одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений является проживание в общежитии и на служебной жилой площади.

Согласно пункту 12 Правил, ведение учета сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению со службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется как отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления, так и территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации МЧС России. В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 раздела III Указа Президента Российской Федерации от 11 тюля 2004 года №868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет учет в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.

Указанный абзац введен Указом Президента РФ от 17 декабря 2010 года в редакции Указа Президента РФ от 30 сентября 2011 года №1265.

Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 года №825 установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

Постановлением Правительства РФ №153 от 21 марта 2006 года предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно абзацу пятому подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, правом на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов обладают сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. В этом пункте правил указаны граждане уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста и продолжительностью службы более 10 лет.

Согласно пункту 18 Правил выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).

В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации ГЖС, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с Приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.

В силу пункта 21 Правил, органы исполнительной власти организуют работу по проверке представленных документов. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

Согласно пункту 22 Правил, основаниями для отказа в признании гражданина участником подпрограммы являются:

а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;

б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.

Статус сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России определен как категория граждан, перед которыми государство исполняет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Исполнение указанных государственных обязательств осуществляется в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" посредством предоставления государственных жилищных сертификатов.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050, которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы и подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", сотрудникам (гражданам) подобное право на ГЖС закреплено.

Согласно разделу II указанной подпрограммы гражданами - участниками подпрограммы являются, в том числе граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до... года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции. При этом право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, к числу которых относятся, в том числе военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке, нуждающимися в жилых помещениях, а также граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования; граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу раздела V подпрограммы основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе путем предоставления единовременной денежной выплаты, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенции.

Категории военнослужащих, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подлежащих увольнению с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на участие в целевой программе "Жилище" на... годы и подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", перечислены в подпункте "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение Государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на... годы, в соответствии с которым право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Таким образом, сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России, увольняемые (уволенные) со службы после 01 января 2005 года, имеют право на участие в подпрограмме, если они соответствуют требованиям, установленным подпунктом "а" пункта 5 Правил.

Согласно приказу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №398 от 25 тюля 2011 года с 01 октября 2011 года функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России были возложены на Госэкспертизу МЧС России.

До 01.12.2011 г. начальники территориальных органов МЧС России, руководители учреждений и организаций должны были передать делопроизводство по учету нуждающихся в жилых помещениях ФГУ "Госэкспертиза в области ГО, ЧС и пожарной безопасности" МЧС России и ее филиалам по территориальной принадлежности.

В соответствии с приказом МЧС России от 27 апреля 2015 года № 207 «Об организации передачи жилищных дел от ликвидируемого федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в связи с ликвидацией ФКУ «Госэкспертиза МЧС России» в системе МЧС России была организована передача жилищных дел военнослужащих, сотрудников, спасателей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, протоколов об их постановке на учет (снятии с учета) нуждающихся, проходящих военную службу.

Судом установлено, что С.И.Г, проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Уволен с должности начальника ПЧ-124 ГУ «ОГПС-18 РБ МЧС России» по ст.58 п.«в» Положения о службе в органах внутренних дел, согласно приказа ГУ МЧС России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Выслуга лет в календарном исчислении составляла 22 года 2 месяца 25 дней, в льготном исчислении – 23 года 02 месяца 27 дней, что подтверждается выпиской из послужного списка о прохождении службы истцом.

В период прохождения службы С.И.Г, с семьей в составе 4 человек ( жена, 2 детей) был заселен в ведомственное общежитие ОАО «Жилищный комплекс», расположенное по адресу: <адрес>, в комнату , жилой площадью 12 кв.м., что подтверждается справкой ОАО «Жилищный комплекс» от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Жилищный комплекс» и С.И.Г, был заключен договор найма жилого помещения в общежитии для проживания с членами семьи (жена, 2 детей). ДД.ММ.ГГГГ между МУП УЖХ <адрес> и С.И.Г, был заключен договор найма жилого помещения в общежитии для проживания с членами семьи (жена, 2 детей).

В настоящее время С.И.Г, с семьей в составе 6 человек (жена, двое детей, невестка, внук) продолжают проживать в указанной комнате жилой площадью 18,5 кв.м., которая увеличилась за счет пристройки, что подтверждается кадастровым паспортом помещения. Указанная комната находится в общей долевой собственности в порядке приватизации его супруги С.Д.Ф. и сына С.А.И. в равных долях по 1\2 доли у каждого, что подтверждается выпиской из ЕГРН. По сведениям регистрирующих органов в собственности С.И.Г, жилых помещений не значится.

ДД.ММ.ГГГГ С.И.Г, в период работы заместителем начальника ПЧ-32 ОГПС-22 МЧС РБ обратился с рапортом на имя начальника пожарной части о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (по месту службы).

В соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии ПЧ-32 ОГПС-22 МЧС России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев рапорт, было принято решение о признании С.И.Г, нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией была заведена учетная карточка очередника на получение жилого помещения.

После увольнения со службы, будучи нуждающимся в жилье и состоящим на учете по месту работы в пожарной части, С.И.Г, обратился с заявлением в ГУ МЧС России по РБ на предмет включения в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы Жилище» на 2015-2020 годы.

Протоколом заседания жилищной комиссии для учета военнослужащих и сотрудников ФПС, проходящих военную службу (службу) в ГУ МЧС России по РБ и подчиненных учреждениях, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении им жилых помещений, от ДД.ММ.ГГГГ С.И.Г, было отказано в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в связи с несоответствием заявителя требованиям, указанным в подпункте «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», а именно не представлены доказательства о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходил службу.

Судом установлено и Единым списком сотрудников, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий по ПЧ-32 ГУ ОПС РБ-22 на ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что С.И.Г, с семьей состоял в очереди под первым порядковым номером.

Из Единого списка сотрудников, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий по ПЧ-32 ГУ ОПС РБ-22 на ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что С.И.Г, с семьей состоял в очереди под первым порядковым номером.

Кроме того, в соответствии со справкой ПЧ-32 «ОГПС-22 РБ МЧС РФ» от ДД.ММ.ГГГГ С.И.Г, состоял в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий в ПЧ-32 с ДД.ММ.ГГГГ по день увольнения со службы ДД.ММ.ГГГГ на основании личного рапорта от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд находит достоверными данные, внесенные относительно нуждающегося в жилье истца и его очередность в списках пожарной части по месту службы с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что С.И.Г, в установленном законом порядке был признан нуждающимся в жилом помещении, проходил службу в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России на должностях, содержащемся за счет средств федерального бюджета, уволен со службы по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, общая продолжительность его службы составила более 10 лет, ранее ему какая-либо безвозмездная помощь в получении жилья не оказывалась, поэтому истец имеет право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", и как следствие, право на получение субсидии в форме государственного жилищного сертификата.

При этом суд исходит из того, что до 2002 года сотрудники ГПС входили в состав МВД России, где учет нуждающихся в жилье регламентировался Приказом №18 от 15 января 1996 года "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределении жилой площади в органах внутренних дел". В дальнейшем, этот приказ был распространен в МЧС России вплоть до 2012 года (см. приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ п. 78).

Суд считает, что до ДД.ММ.ГГГГ учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся в соответствии с главой 1 раздела III Жилищного кодекса РСФСР и Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 года №335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР".

Законодатель определял, что учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию, также и по месту жительства (ст. 30 ЖК РФ).

Согласно абз. 2 ст. 8 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ (в редакции до 01 января 2005 года), п. 15 Положения о Государственной противопожарной службе МВД РФ, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.08.1993 года №849 (действующего до... года) предоставление жилой площади личному составу ГПС осуществлялось органами внутренних дел (с 30.07.2002 года территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи ГО ЧС, в составе или в органе исполнительной власти субъекта РФ и органе местного самоуправления), органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, охраняемыми объектами.

Принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получение жилого помещения) и обеспечение сотрудников ГПС жилыми помещениями осуществлялось в конкретных подразделениях Государственной противопожарной службы (отрядах ГПС, самостоятельных пожарных частях ГПС), в которых сотрудники проходили службу, в зависимости от источника содержания, должности, соответствующими органами власти или охраняемыми объектами.

Жилищно-бытовые комиссии создавались приказами начальников самостоятельных частей, что подтверждено и в ПЧ-32.

Судом установлено, что порядок учета сотрудников внутренних дел нуждающихся в получении жилья был определен приказом МВД РФ от 05.01.1996 года №18 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел" (применялся в системе ГПС МЧС России). В силу названного приказа Министрам внутренних дел, начальникам управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, начальным региональных управлений по борьбе с организованной преступностью, лесных исправительно-трудовых учреждений, управлений внутренних дел на транспорте, управлений (отделов) внутренних дел Восьмого главного управления, окружных управлений материально-технического и военного снабжения, образовательных учреждений МВД России было предписано в т.ч.:

- производить перерегистрацию сотрудников, состоящих на учете для улучшения жилищных условий и обеспечения жильем;

- вести учет очередников по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное получение жилых помещений. Списки утверждать в январе каждого года после рассмотрения их на заседании ЖБК и вывешивать в доступном для ознакомления месте;

- включать принятых на учет в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которую вести как документ строгой отчетности по установленной форме.

Данный приказ в дальнейшем имел силу в подразделениях ГПС-ФПС системы МЧС на основании упомянутого Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ вплоть до 2012 года.

Далее проходило реформирование ГПС и законодательное регулирование.

В 2004 году Указом Президента РФ было создано Главное управление МЧС России по РБ.

Согласно Указу Президента РФ от 11.07.2004 года №868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и приказа МЧС РФ от 06.08.2004 года №372 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации" Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан является территориальным органом федерального органа исполнительной власти.

По содержанию раздела III пункта 12 пп. 11 (в ред. до декабря 2011года) Положения, Главное управление МЧС России по РБ организует учет военнослужащих, сотрудников, государственных служащих, работников Главного управления и подчиненных подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечивает их жилыми помещениями в установленном порядке.

Как видно из содержания акта приема-передачи жилищных дел сотрудников МЧС России, состоящих на учете в ИАС «Жилье МЧС России», нуждающихся в получении жилых помещений, от ДД.ММ.ГГГГ от ФКУ «Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в ГУ МЧС России по РБ передано 57 учетных дел, в реестре которых С.И.Г, не значится.

Как видно из содержания акта приема-передачи жилищных дел сотрудников МЧС России, снятых с учета нуждающихся в получении жилых помещений, от ДД.ММ.ГГГГ от ФКУ «Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в ГУ МЧС России по РБ передано 28 учетных дел, в реестре которых С.И.Г, также не значится.

В настоящее время, согласно Списку военнослужащих и сотрудников ФПС, состоящих на учете на улучшение жилищных условий и предоставлении им жилых помещений, С.И.Г, отсутствует в информационно-аналитической системе «Жилье МЧС России» по учету сотрудников ФПС ГПС.

Поскольку содержание данного Списка очередников на жилье противоречит положениям приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищный условий, и распределении жилой площади в органах внутренних дел", у должностного лица не было правовых оснований утверждать сводный список по ГУ МЧС России по РБ без учета лиц (конкретно очередника ПЧ-32 С.И.Г,), состоящих в подобной очереди по месту службы в пожарной части .

Поскольку в суде установлено, что при исполнении приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ материалы и документы с низовых подразделений пожарных частей и отрядов не были переданы по назначению, то это в свою очередь привело к недостоверной отчетности, в том числе по сотруднику ГПС С.И.Г,

Доказательств того, что ГУ МЧС России по РБ с 2011 года по настоящее время издало бы в приказном порядке документы об истребовании жилищных (учетных) дел из ПЧ-32 или ФНКУ ОФПС по РБ» в материалах дела не имеется.

Как достоверно установлено судом, подтверждается материалами дела, в нарушение вышеприведенных требований нормативных правовых актов учетное дело С.И.Г,, поставленного ДД.ММ.ГГГГ на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в установленном порядке из ПЧ в ФГКУ "22 отряд ФПС по Республике Башкортостан" ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Приволжский филиал, ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" МЧС России, ГУ МЧС России по РБ по вине администрации ПЧ передано не было, чем нарушено право С.И.Г, на получение государственного жилищного сертификата.

Само по себе, то обстоятельство, что передача учетного дела С.И.Г, в ГУ МЧС России по РБ не произведена не может служить основанием к отказу в удовлетворении иска, поскольку судом установлено, что истец представил все документы с соблюдением порядка: подал рапорт о принятии его на учет нуждающихся в получении жилого помещения, указанный рапорт рассмотрен жилищно-бытовой комиссией по месту службы, принято решение жилищной комиссии о правомерности постановки на учет.

Таким образом, материалами дела подтверждена нуждаемость истца и членов его семьи в обеспечении жилым помещением, а также суд учитывает отсутствие у истца другого жилья по договору социального найма или в собственности.

Следовательно, в период службы в ГУ МЧС России по РБ по ДД.ММ.ГГГГ истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, до настоящего времени жильем не обеспечен.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право состоять на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и после изменения законодательства, определяющего порядок предоставления жилого помещения, которое не должно нарушать его прав и законных интересов, с признанием за С.И.Г, права на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года, на состав семьи 6 человек.

Удовлетворяя исковые требования в части обязания ГУ МЧС России по РБ включить С.И.Г,, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, в Список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года, суд исходит из того, что после передачи функций жилищного учета и обеспечения сотрудников МЧС России, таковые возложены на жилищные комиссии, созданные в центральном аппарате МЧС России, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, главных управлениях МЧС России по субъектам РФ, образовательных организациях высшего образования МЧС России, учреждениях МЧС России центрального подчинения, Специальным управлением федеральной противопожарной службы МЧС России, что следует из приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ .

При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований к ФГКУ «22 отряд ФПС по РБ» и ПСЧ ФГКУ «22 отряд ФПС по РБ» следует отказать, поскольку материалами дела не подтверждено нарушение прав истца указанными ответчиками.

Подлежит отклонению довод ГУ МЧС России по РБ о том, что доказательств содержания истца за счет средств федерального бюджета в календарном исчислении 10 лет и более не представлено, поскольку из справки ФГКУ «22 отряд ФПС по РБ» следует, что период финансирования С.И.Н. за счет средств федерального бюджета составляет 11 лет 8 дней.

Является несостоятельным довод ГУ МЧС России по РБ о том, что сноха истца С.Н.М. и внук С.Т.М. не являются членами его семьи, поскольку согласно справке МУП ЕРКЦ отделение «Чернышевский» от ДД.ММ.ГГГГ в комнате зарегистрированы С.И.Г,(наниматель), его жена С.Д.Ф., сын С.А.И., сын С.М.И., невестка С.Н.М., внук С.Т.М.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования С.И.Г, удовлетворить частично.

Признать С.И.Г, нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на учете в федеральном органе исполнительной власти МЧС России по территориальности – Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан по состоянию на дату подачи рапорта ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан включить С.И.Г,, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, в Список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года.

Признать за С.И.Г, право на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года, на состав семьи 6 человек.

В удовлетворении иска С.И.Г, в части требований к ответчикам Федеральному государственному казенному учреждению «22 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан», Пожарно-спасательной части Федерального государственного казенного учреждения «22 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан через Ленинский районный суд города Уфы в течение одного месяца.

Судья А.М. Гималетдинов

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан на 23.08.2018:
Дело № 2-3416/2018 ~ М-2887/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 24.12.2018
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ситник И.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-3331/2018 ~ М-2901/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 01.11.2018
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Хусаинов А.Ф.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-3335/2018 ~ М-2903/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 19.09.2018
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Хусаинов А.Ф.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-3324/2018 ~ М-2879/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 01.11.2018
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Хусаинов А.Ф.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-3244/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 20.09.2018
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Гималетдинов А.М.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-3243/2018 ~ М-2892/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 04.12.2018
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Харламов Д.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-27/2019 (2-3241/2018;) ~ М-2894/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 28.02.2019
  • Решение: Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Харламов Д.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-3332/2018 ~ М-2904/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 19.09.2018
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Хусаинов А.Ф.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 9-495/2018 ~ М-2905/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 23.08.2018
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ситник И.А.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 3/10-116/2018, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Якупова Э.Ф.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/13-104/2018, первая инстанция
  • Решение: Передано по подсудности
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Илалова О.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/13-103/2018, первая инстанция
  • Решение: Передано по подсудности
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Илалова О.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/13-107/2018, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Якупова Э.Ф.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/13-109/2018, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Якупова Э.Ф.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/13-102/2018, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Илалова О.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 3/3-288/2018, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Зайнуллина С.Р.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 3/3-289/2018, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Зайнуллина С.Р.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 3/3-291/2018, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Зайнуллина С.Р.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 3/3-290/2018, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Зайнуллина С.Р.
  • Судебное решение: НЕТ