Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 24.06.2013 |
Дата решения | 17.09.2013 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | e242ce81-e0e5-3a4e-ba04-7b93431c9517 |
2-2877/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2013 г. г. Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы в составе судьи Ильина А.Н.,
при секретаре Проскуриной Е.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры <адрес> к ООО <данные изъяты> в порядке ст. 45 ГПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к ООО <данные изъяты> об обязании ответчика подготовить сведения (информацию) о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды и подготовку документов о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, направить данные сведения (информацию) в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по РБ для согласования паспортов опасного отхода - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, отходы потребления на производстве, подобные коммунальным, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), а также пищевые отходы; об обязании ответчика предоставить отчет (как субъект малого предпринимательства) об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за ДД.ММ.ГГГГ. в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по РБ; об обязании ответчика заполнить расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 - 4 кварталы ДД.ММ.ГГГГ., представить данный расчет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по РБ, внести платежи негативное воздействие на окружающую за 1- 4 кварталы ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора <адрес> Р.Р. исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ООО <данные изъяты> Комаров О.А. просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в части обязании ответчика подготовить паспорта на опасные отходы: II класса - высокоопасные вещества и III класса - умеренно опасные вещества, т.к. суду не представлены доказательства их образования у ответчика; IV класса - малоопасные вещества, т.к. документы на данный паспорт уже с ДД.ММ.ГГГГ находятся на согласовании в Управлении Росприроднадзора по РБ; обязании ответчика предоставить отчет (как субъект малого предпринимательства) об образовании использовании, обезвреживании и размещении отходов за ДД.ММ.ГГГГ. в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по РБ, т.к. суду не представлены доказательства того, что данная информация актуальна на момент принятия решения судом, то есть практически на конец ДД.ММ.ГГГГ.; обязании ответчика заполнить расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 квартал ДД.ММ.ГГГГ., и представить данный расчет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по РБ, внести платежи за негативное воздействие на окружающую за 1-4 кварталы ДД.ММ.ГГГГ., т.к. согласно вступившему в силу решению ВС РБ от ДД.ММ.ГГГГ ответчик не является плательщиком платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Представитель третьего лица Уфимского Территориального Управления <данные изъяты> в суд не явился, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен. От третьего лица поступило заявление о поддержании исковых требований прокурора и рассмотрении дела без их участия.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
<адрес> проведена проверка исполнения экологического законодательства ООО <данные изъяты>
Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 9 Конституции, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов.
Установлено, что ООО <данные изъяты> оказывает услуги общественного питания в трактире <данные изъяты> и кафе <данные изъяты> расположенных по адресу: <адрес>.
Проверка показала, что в ходе осуществления производственно-хозяйственной деятельности ООО <данные изъяты> образуются следующие отходы: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; отходы потребления на производстве, подобные коммунальным, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, а также пищевые отходы.
Согласно договору, заключенному между ответчиком и МУП «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, вывоз образующихся отходов 4-5 класса опасности осуществляется на городской полигон твердо-бытовых отходов.
Согласно ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» ДД.ММ.ГГГГ № 89, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I -IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством РФ об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством РФ порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности.
В соответствии с постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ г., Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания проводят работу по паспортизации отходов.
На территории РБ таким территориальным подразделением является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по РБ.
Ответчиком, в нарушение ч. З ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на отходы 1-4 классов опасности в установленном порядке паспорта опасных отходов не составлены.
Согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7, негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ.
Внесение платы, определенной п. 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89, право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Ч. 1 ст. 23 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п.1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № настоящий" Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Согласно п. 1 приказа Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», зарегистрированного в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ № плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным периодом (календарным
кварталом).
В соответствии с п. 1.4. Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ г., плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
В соответствии с п. 1 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием (далее -плательщики), осуществляющими на территории РФ следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца.
В соответствии с постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ г., полномочия в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, функции по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
На территории РБ таким территориальным органом является Управление Росприроднадзора по РБ.
В нарушение ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 23 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ответчиком плата за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ (за размещение отходов производства и потребления) не рассчитана и не внесена.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» № от ДД.ММ.ГГГГ г., ООО <данные изъяты> относится к субъектам малого или среднего предпринимательства (бизнеса). Среднесписочная численность сотрудников составляет 30 человек.
В нарушение ч. З ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ООО <данные изъяты> как субъектом малого и среднего предпринимательства отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за ДД.ММ.ГГГГ не представлена.
В соответствии с ч. З ст. 18 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», субъекты малого и среднего предпринимательства в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченный федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В соответствие с п. 3 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)», утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. В соответствии с п. 5 данного Порядка срок предоставления отчетности до ДД.ММ.ГГГГ, следующего за отчетным периодом.
Вышеуказанные нарушения требований действующего экологического законодательства носят характер серьезных нарушений, имеют важное общественное значение и связаны с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса, в связи с чем, указанное исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Согласно доводам представителя ответчика, ООО <данные изъяты> осуществляет деятельность в области общественного питания в связи, с чем в основном образуются отходы 0 и 5 класса опасности, по которым паспорта на опасные отходы не оформляются. Согласно приказа Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»:
- № - отходы кухонь и предприятий общественного питания;
- № - пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания
несортированные.
Последняя цифра кода (тринадцатая) используется для определения класса опасности для окружающей природной среды.
Между ответчиком и ООО <данные изъяты> заключен договор на выполнение работ в области природопользования и охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ № 140. Согласно указанному договору в настоящее время осуществляются работы связанные и изготовлением паспорта отхода «<данные изъяты>)».
Ответчиком ДД.ММ.ГГГГ подано в Управление Росприроднадзора по РБ заявление о согласовании паспортов отходов IV класса опасности и выдачи свидетельства класса опасности. Управление Росприроднадзора по РБ до настоящего времени не осуществило выдачу вышеуказанного документа.
В настоящее время ответчик ждет исполнения от ООО <данные изъяты>» условий, предусмотренных договором от ДД.ММ.ГГГГ №
Между ответчиком и ГУП <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на
демеркуризацию ртутьсодержащих ламп и приборов. В настоящее время у ответчика
отсутствует паспорт на отходы I класса:
- № - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак.
В ходе деятельности ООО <данные изъяты> не образуются отходы II класса - высокоопасные вещества и III класса - умеренно опасные вещества.
Доказательств того, что в ходе хозяйственной деятельности ответчика образуются отходы П класса - высокоопасные вещества и III класса - умеренно опасные вещества истцом суду не представлено.
Согласно п. 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании,
использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической
отчетности), утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № 30, отчетность
представляется до ДД.ММ.ГГГГ, следующего за отчетным периодом. Крайний срок
предоставления отчета об образовании использовании, обезвреживании и размещении
отходов за ДД.ММ.ГГГГ. - ДД.ММ.ГГГГ
Истец не представил доказательств того, что истребованный отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за ДД.ММ.ГГГГ. для них актуален на момент рассмотрения (вынесения решения) по настоящему делу.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № Министерства природопользования и
экологии РБ о назначении административного наказания должностное лицо ответчика – менеджер по административным и хозяйственным вопросам Яковлев А.В. привлечен к административной ответственности по ст. 8.5 «Сокрытие или искажение экологической информации» в размере 1000 руб. за не представление в Управление Росприроднадзора по РБ отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за ДД.ММ.ГГГГ Согласно квитанции ОАО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ штраф в размере 1 000 руб. уплачен.
Ответчик в письме от ДД.ММ.ГГГГ № на имя прокурора <адрес> сообщил, что Общество приняло к сведению и в дальнейшем исключит
нарушение ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и как субъект малого
предпринимательства будет представлять отчетность об образовании, использовании,
обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке».
Вступившим в законную силу решением ВС РБ от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление от ДД.ММ.ГГГГ № Министерства природопользования и экологии РБ о назначении административного наказания по ст. 8.41 КоАП РФ «Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду», т.к. деятельность ответчика не носит специализированный характер и не осуществляется в специально оборудованных местах. Ответчик не является плательщиком платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Следовательно, ответчик не обязан представлять расчеты и уплачивать платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы ДД.ММ.ГГГГ., исковые требования прокурора в этой части удовлетворению не подлежат.
Таким образом, исковые требования прокурора в части обязании ответчика подготовить сведения (информацию) о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды и подготовку документов о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, направить данные сведения (информацию) в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по РБ для согласования паспортов опасного отхода - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, отходы потребления на производстве, подобные коммунальным, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), а также пищевые отходы; обязании ответчика предоставить отчет (как субъект малого предпринимательства) об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за ДД.ММ.ГГГГ в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по РБ подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> удовлетворить частично.
Обязать ООО <данные изъяты> подготовить сведения (информацию) о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды и подготовку документов о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, направить данные сведения (информацию) в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по РБ для согласования паспортов опасного отхода - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, отходы потребления на производстве, подобные коммунальным, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), а также пищевые отходы.
Обязать ООО <данные изъяты> предоставить отчет (как субъект малого предпринимательства) об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за ДД.ММ.ГГГГ в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по РБ – в остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение месяца с момента изготовления решения в мотивированной форме.
Судья А.Н. Ильин Решение не вступило в законную силу