Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 18.04.2019 |
Дата решения | 14.06.2019 |
Категория дела | Иные споры о праве собственности на землю |
Судья | Касимов А.В. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | b91c001b-c7a1-30c1-a052-a399ce9c6073 |
Дело № 2-1953/2019
УИД: 03RS0004-01-2019-001668-94
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 июня 2019 года г. Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего – судьи Касимова А.В.,
при секретаре судебного заседания – Хызыровой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] Р. Г. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности подготовить проект договора купли-продажи земельного участка,
установил:
[СКРЫТО] Р. Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация ГО г. Уфа РБ, ответчик) о возложении обязанности подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований истец указала, что является собственником жилого дома с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>, на основании кадастрового паспорта здания от ДД.ММ.ГГГГ, договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время истец ухаживает за жилым домом, производит капитальный и текущий ремонт, обрабатывает земельный участок, своевременно оплачивает коммунальные услуги, то есть полностью несет бремя содержания жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>.
В <данные изъяты> году истец обратилась в Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № за выкуп, на что был получен ответ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе, в связи с тем, что земельный участок расположен в границах красных линий.
Истец, посчитав данный отказ неправомерным и нарушающим ее конституционное право на приобретение земельного участка в собственность, обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать Администрацию ГО г. Уфа РБ подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, с [СКРЫТО] Р.Г. по цене, установленной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 629 от 29 декабря 2014 года «О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках».
Представитель истца Манахов К.П., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец [СКРЫТО] Р.Г. на судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела извещена своевременно и надлежащим образом, в материалы дела представлено ходатайство о рассмотрении гражданского дела без ее участия, также указано, что исковые требования поддерживает полностью и просит суд удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа РБ, представитель третьего лица Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ на судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, своей позиции относительно заявленных исковых требований не высказали.
Суд на основании статьи 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав представителя истца, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Истец [СКРЫТО] Р.Г. является собственником жилого дома с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании кадастрового паспорта здания от ДД.ММ.ГГГГ, договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время истица ухаживает за жилым домом, производит капитальный и текущий ремонт, обрабатывает земельный участок, своевременно оплачивает коммунальные услуги, то есть полностью несет бремя содержания жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>.
В <данные изъяты> году истица обратилась в Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № за выкуп.
По результатам рассмотрения обращения истцом был получен ответ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе, в связи с тем, что земельный участок расположен в границах красных линий.
Истица считает, что данный отказ является неправомерным, нарушающим ее конституционное право на приобретение земельного участка в собственность.
Согласно положениям подпунктов 11, 12 пункта 1 статьи 1 ГрК РФ, красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее – линейные объекты).
Территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Исходя из системного толкования приведенных норм, красными линиями обозначают территории двух видов: земель общего пользования и земель, на которых расположены линейные объекты. В то же время пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ не допускает приватизации земельных участков и предусматривает запрет на приватизацию только в отношении земельных участков общего пользования, уж занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
В соответствии с ответом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан на судебный запрос сведений об изъятии объекта недвижимости для государственных и муниципальных нужд в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес> в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Согласно Письму Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ испрашиваемый земельный участок расположен согласно проекту планировки в границах красных линий, поскольку указанный довод можно расценить как то, что находящийся в пользовании истицы земельный участок подлежит изъятию для муниципальных нужд, в виду того, что земельный участок расположен в планируемых границах красных линий и не может быть предоставлен в частную собственность.
Нахождение земельного участка в границах красных линий согласно проекту планировки жилого района «Нижегородка» в Ленинском и Советском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан не влечет отказа в предоставлении его в собственность, поскольку в рассматриваемом случае, несмотря на то что, спор заявлен о праве собственности на земельный участок, к спорным правоотношениям подлежит применению установленный законом общий порядок изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ответу Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ на судебный запрос в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый истицей земельный участок с кадастровым номером №, договор о развитии застроенной территории не заключался.
Постановлением Главы Администрации ГО г. Уфа РБ № 1202 от 17 марта 2010 года утвержден проект планировки жилого района «Нижегородка» в Ленинском и Советском районах городского округа город Уфа РБ. Данной планировочной документацией на земельном участке с кадастровым номером № предусмотрена общественно-деловая зона для широкого спектра коммерческих и обслуживающих функций.
Также указано, что земельный участок с кадастровым номером № частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий проектной улицы. Красные линии утверждены в составе проекта планировки жилого района «Нижегородка» в Ленинском и Советском районах городского округа город Уфа РБ.
Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ в ответе на судебный запрос также подтвердило, что в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый истицей земельный участок с кадастровым номером №, договор о развитии застроенной территории не заключался. Решение об изъятии для муниципальных нужд в отношении земельного участка УЗИО г. Уфы не принималось.
Суд приходит к выводу об отсутствии доказательств наличия каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке. На данном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом, принадлежащий истцу на праве собственности, и хозяйственные постройки.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, не занят объектами общего пользования, а именно площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, то есть территорией, которой пользуется неопределенный круг лиц.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование: для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
Каких-либо ограничений прав, предусмотренных статьи 56 Земельного кодекса РФ, установленных органами государственной власти местного самоуправления, для указанного участка не зарегистрировано.
В соответствии с Выпиской из ЕГРН на жилой дом с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, собственником является истица [СКРЫТО] Р.Г.
Как следует из выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования установлен для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, правопритязания, права требования и аресты, запрещения не зарегистрированы. Зарегистрировано обременение в праве аренды в пользу истицы [СКРЫТО] Р.Г.
На основании судебного запроса в материалы дела представлено инвентарное дело на домовладение по адресу: <адрес>.
Испрашиваемый земельный участок сформирован как объект недвижимости в <данные изъяты> году, что подтверждается техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ, то есть до введения Правил землепользования и застройки ГО г. Уфа РБ и введения норм, ограничивающих его приватизацию.
В соответствии со статьей 279 ГК РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
В рассматриваемом случае земельный участок при находящемся у истца на праве собственности жилом доме находится в его пользовании именно на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее – соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Статьей 282 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 01 апреля 2015 года) устанавливался трехлетний срок для предъявления иска о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд, исчислявшийся с момента направления собственнику уведомления о предстоящем изъятии земельного участка.
Действующая с 01 апреля 2015 года редакция статьи 282 ГК РФ устанавливает, что иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для указанных нужд, который, согласно пункту 13 статьи 56.6 ЗК РФ, составляет три года с момента его принятия. Истечение указанного срока является основанием для отказа в удовлетворении иска.
В ходе рассмотрения дела ответчиком Администрацией ГО г. Уфа РБ, Управлением земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа РБ не представлено суду доказательств принятия по истечении трехлетнего срока на принудительное исполнение Постановления Администрации ГО г. Уфа РБ № 1202 от 17 марта 2010 года, иного правового акта об изъятии спорного земельного участка не имеется, а также доказательств соблюдения вышеизложенных требований закона о досудебном порядке осуществления такого изъятия.
В пункте 5 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следует судьбе земельных участков.
Согласно статье 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Также в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РБ от 29 декабря 2014 года № 629 (ред. от 02 июня 2015 года) «О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках», цена земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, устанавливается в размере трех процентов от их кадастровой стоимости, действующей на момент обращения заявителя, при продаже их гражданам, являющимся собственниками объектов индивидуального жилищного строительства, расположенных на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, индивидуальных гаражей (отдельно стоящих гаражей и гаражных боксов) в составе гаражных потребительских кооперативов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Постановлением.
В силу статьи 39.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Каких-либо ограничений прав, установленных органами государственной власти или местного самоуправления в отношении испрашиваемого земельного участка, не зарегистрировано, что подтверждается ответами на судебный запрос Управления Росреестра по Республике Башкортостан, Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ, УЗИО г. Уфы.
Таким образом, поскольку истица является собственником жилого дома, расположенного на спорном земельном участке, разрешая спор, суд исходит из того, что земельный участок из оборота не изъят, ограниченным в обороте не является, земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, используется в соответствии со своим разрешенным использованием, какие-либо основания для отказа в передаче испрашиваемого земельного участка в собственность истице отсутствуют, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования [СКРЫТО] Р. Г. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности подготовить проект договора купли-продажи земельного участка удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>, с [СКРЫТО] Р. Г. по цене, установленной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 629 от 29 декабря 2014 года «О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Касимов