Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 08.04.2019 |
Дата решения | 24.06.2019 |
Категория дела | Иные споры о праве собственности на землю |
Судья | Харламов Д.А. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 641b16df-b93d-3b0b-b1bf-59cc22e90cac |
Дело № 2-1877/2019
03RS0004-01-2019-001483-67
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июня 2019 года город Уфа
Ленинский суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Харламова Д.А.,
при секретаре Хазиахметовой Э.Т.,
с участием истца [СКРЫТО] Ф.С,,
представителя истца Султановой Л.З.,
представитель ответчика Ильясова Э. Н.,
представителя ответчика УЗиИО Администрации ГО <адрес> – Ильясовой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Ф. С., [СКРЫТО] Л. Х. к Администрации ГО <адрес>, УЗиИО Администрации ГО <адрес>, третьему лицу) Управлению Росреестра по РБ об обязании предоставить земельный участок в собственность,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с вышеназванным иском, в обосновании указав, что с 2005 года, они являются собственниками индивидуального жилого дома; количество этажей 1, общая площадь: 41.2 кв.м., жилая площадь: 22,9 кв.м., литера: А,а,а1,Г,1,Г2., инвентарный №, расположенный по адресу: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от 12.01.2005г. запись регистрации №).
Между [СКРЫТО] Ф.С. и Управлением земельных отношений городского округа <адрес> РБ (далее УЗИО) заключен договор № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Срок действия договора с 08.12.2017г. до ДД.ММ.ГГГГ Дополнительным соглашением № о присоединении к договору аренды земельного участка № от 08.12.2017г. [СКРЫТО] Л. Х. принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 02:55:010357:8, рассоложенный по адресу: <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан, <адрес>. Срок аренды был установлен в соответствии с пп.13 п.8 ст. 39.8 ЗК РФ, так как земельный участок согласно решению Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «О резервировании земель в границах городского округа <адрес> Республики Башкортостан для муниципальных нужд», был зарезервирован для муниципальных нужд.
В настоящий момент договор аренды и дополнительное соглашение о присоединении к договору не расторгнуты. Истцы неоднократно обращались в Администрацию с заявлением о предоставлении нам арендованного участка в собственность за плату. Администрация, каждый раз им отказывала под различными предлогами. На их последнее обращение от ДД.ММ.ГГГГ отказали по основаниям, что испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий (планируется строительство автомобильных объездных дорог).
Тем не менее, к концу 2017 года, несмотря на то, что проектируется будущая автомобильная дорога, из 23 участков земли по 1-му Благоварскому переулку, 20 (двадцать) земельных участков оформили в собственность.
Решением совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 28/22 от 27.06.2018 г. отменено Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 г. № 41/6 «О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд».
Каких либо ограничений прав на землю, предусмотренных ст. 56 ЗК РФ, установленных органами государственной власти или местного самоуправления, для указанного участка не зарегистрировано, в том числе данный земельный участок не является ограниченным в обороте.
В соответствии с выписками из ЕГРП Управления Росреестра каких-либо ограничений обременении прав на испрашиваемый земельный участок, кроме договора арены, в ЕГРП не зарегистрировано.
Из обстоятельств дела следует, что на основании Свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от 12.01.2005г., истцы являются собственниками домовладения, находящегося по адресу РБ, <адрес>.
В установленном законом порядке заявители обратились в администрацию ГО <адрес> о предоставлении в собственность спорного земельного участка с приложением всех необходимых документов.
На свое заявление они получили ответ, которым было отказано в приобретении права собственности на указанный земельный участок на основании того, что земельный участок пересекает границы красных линии в связи с чем, не может быть предоставлен в собственность.
Истцы полагают данный отказ незаконный, и нарушает наши права, поскольку истцы являются собственниками жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке, который находится в государственной собственности и предоставлен истцам для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, учитывая, что ответчиком не представлено суду каких-либо доказательств что на сегодняшний день, что на спорном земельном участке имеются какие-либо из вышеперечисленных объекты общего пользования.
На основании вышеизложенного истцы просят суд, обязать ответчика Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с истцами, договор купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером 02:55:010357:8 расположенного по адресу: РБ, <адрес>, 1-й <адрес>, путем подготовки и направления истцам проекта договора купли-продажи земельного участка.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] Ф.С. исковые требования поддержал. Просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Истец [СКРЫТО] Л.Х. буду извещенной надлежащим образом в судебное заседание не явилась, сведений уважительности не явки суду не представила.
Представитель истцов Султанова Л.З. исковые требования поддержала, просила удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика УЗиИО Администрации ГО <адрес> – Ильясова Э.Н., в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что истцы являются собственниками дома. Согласно ответа Главархитектуры города, земельный участок находится в границах красных линий, что ограничивает его оборот. Оснований для предоставления указанного земельного участка в собственность в порядке выкупа у истцов не имеется, поскольку с заявление о выкупе земельного участка обратился один собственник, а должны все, обращение одного собственника допускается в случае обращения с заявлением на аренду земельного участка.
Представитель ответчика Администрации ГО <адрес> будучи извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, сведений уважительности не явки суду не представил.
В силу ч. 1 ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Согласно п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Судом предприняты все возможные и эффективные меры к извещению ответчика о времени и месте рассмотрения дела, к обеспечению реализации его прав в гражданском процессе, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившего представителя ответчика.
Сведения о месте и времени судебного заседания также имеются на официальном сайте Ленинского районного суда <адрес> - leninsky.bkr@sudrf.ru.
Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истцы [СКРЫТО] Ф.С. и [СКРЫТО] Л.Х. являются собственниками индивидуального жилого дома; количество этажей 1, общая площадь: 41.2 кв.м., жилая площадь: 22,9 кв.м., литера: А,а,а1,Г,1,Г2., инвентарный №, расположенный по адресу: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от 12.01.2005г. запись регистрации №).
Между [СКРЫТО] Ф.С. и Управлением земельных отношений городского округа <адрес> РБ заключен договор № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Срок действия договора с 08.12.2017г. до ДД.ММ.ГГГГ Дополнительным соглашением № о присоединении к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Л. Х. принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 02:55:010357:8, рассоложенный по адресу: <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан, <адрес>.
Срок аренды был установлен в соответствии с пп.13 п.8 ст. 39.8 ЗК РФ, так как земельный участок согласно решению Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «О резервировании земель в границах городского округа <адрес> Республики Башкортостан для муниципальных нужд», был зарезервирован для муниципальных нужд.
Земельным участком истцы пользуются непрерывно, добросовестно и открыто.
В настоящий момент договор аренды и дополнительное соглашение о присоединении к договору не расторгнуты.
Истцы неоднократно обращались к ответчику, к Администрации ГО <адрес>, с заявлением о предоставлении им арендованного участка в собственность за плату, однако со стороны Администрация, им было отказано.
Основанием отказа на обращение истцов к ответчику Администрации ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, явилось, то, что испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий (планируется строительство автомобильных объездных дорог).
Решением совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан № от 27.06.2018г. отменено Решение Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан от 28.01.2015г. № «О резервировании земель в границах городского округа <адрес> Республики Башкортостан для муниципальных нужд».
Согласно справке Главного управления Архитектуры и строительства <адрес> Республики Башкорстан, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, пер 1-й Благоварский, <адрес>, с кадастровым номером 02:55:010357:8, площадью 148 кв.м., расположен на территории общего пользования в границах красных линий. Красные линии на данную территорию разработаны и утверждены постановлением Администрации ГО <адрес> РБ № от 17ДД.ММ.ГГГГ в составе проекта планировки жилого района Нижегородка в Ленинскому и <адрес>х ГО <адрес> РБ. Проект межевания испрашиваемой территории не разрабатывался.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии — линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с п.12 ст. 85 Земельного кодекса РФ в частную собственность не предоставляются земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дрогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
Наличие на земельном участке красных линий не может быть основанием для отказа в предоставлении земельных участков в собственность, так как п. 12 ст. 85 ЗК РФ не допускает приватизацию земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами проездами, автомобильными дорогами, набережными скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. В материалах дела отсутствуют доказательства, что на сегодняшний день, на спорном земельном участке имеются какие-либо из перечисленных объекты общего пользования.
В соответствии с п.6 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ от 21.07.1997г. № 123-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». По сведениям из Управления Росреестра по РБ какие-либо ограничения на испрашиваемый земельный участок в ГКРП не зарегистрированы.
Каких либо ограничений прав на землю, предусмотренных ст. 56 ЗК РФ, установленных органами государственной власти или местного самоуправления, для указанного участка не зарегистрировано, в том числе данный земельный участок не является ограниченным в обороте.В соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» «122-ФЗ от 21.07.97г., Земельным кодексом РФ, ограничение или обременение прав на недвижимые объекты - земельные участки должны быть зарегистрированы в установленном порядке в Управлении Росреестра по РБ, а также в органе кадастрового контроля.
В соответствии с выписками из ЕГРП Управления Росреестра каких-либо ограничений обременении прав на испрашиваемый земельный участок, кроме договора арены, в ЕГРП не зарегистрировано.
По смыслу ст.3 федерального закона №137- ФЗ от 25.10.2001г. (п.2.2.) собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве арены земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков.
Согласно п. 2.2. ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», введенному ФЗ от 24.07.2007 №212-ФЗ, собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков — до или после дня вступления в силу ЗК РФ.
Согласно ст. 8 Конституции Российской Федерации государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности признаются и защищаются равным образом.
Согласно п.2 ст. 3.3. Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Согласно п.5 ст.1 Земельного кодекса РФ все прочно связанные с земельными участками объекты, следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с гт.1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд.
В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса РФ все земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права собственности на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридически лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п.2 ст.15); оборот земельных участков осуществятся в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п.1 и 2 ст. 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (п. 12 ст. 85).
Согласно п.4 ст. 3 ФЗ « О введение в действие ЗК РФ» Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно с п. 3 ст. 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (в бессрочное) пользование, в пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается. Право на приватизацию земельного участках находящегося длительное время в фактическом правомерном пользовании; вытекает из п. 4 ст. З Вводного закона. Кроме того, согласно п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для строительства, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота: установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со ст.36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Пунктом 2 ст. 15 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с ч.1 ст. 36 ЗК РФ, граждане, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат ограничений указанного права в случае, если данный участок зарезервирован для муниципальных нужд.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ № 25-П от 03.11.1998 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство, закрепляя а законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Согласно Определения Конституционного Судя РФ от 12.05.2005 года № 187-0. из п.6 ст.36 ЗК РФ вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ, подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, Пунктом «а» части 1 статьи 3 Федерального закона от 10 мая 2007 года N 69 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» внесены изменения в Земельный кодекс РФ, согласно которым установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, и том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд, относится к полномочиям Российской Федерации (ст. 9 Земельного кодекса РФ). Согласно части 4 Статьи 70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Ст. 28 ЗК РФ не предусматривает такого основания для отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка как нахождение его в числе земель зарезервированных для муниципальных нужд.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчиком не представлены доказательства нахождения земельного участка в числе земель зарезервированных для муниципальных нужд.
Подпунктом 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип единства земельного участка и прочно связанного с ним объекта, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из представленных истцом документов видно, что данный земельный участок не является ограниченным в обороте, либо изъятым для государственных, либо муниципальных нужд, на основании представленных документов данный земельный участок свободен от каких-либо третьих лиц.
Таким образом истцы, как собственники домовладения, расположенного на указанном земельном участке по адресу: <адрес>, пер 1-й Благоварский, <адрес>, с кадастровым номером 02:55:010357:8, имеют право приобрести указанный земельный участок в собственность за плату.
В связи с чем, исковые требования истца об обязании ответчика предоставить земельный участок в собственность за плату, являются законными и обоснованными..
В соответствии со ст.56ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно, Постановления Правительства РБ № 388 от 30 августа 2013, цена земельных участков, находящихся в государственной собственности РБ и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, устанавливается в размере 3 процентов от их кадастровой стоимости в следующих случаях:
а) при продаже их гражданам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках объектов индивидуального жилищного строительства, гаражных боксов, иных помещений в зданиях, строениях, сооружениях гаражных потребительских кооперативов;
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком не доказано, что спорный Земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте, или к землям, приватизация которых запрещена, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», в связи с чем отказ в предоставлении в собственность в порядке выкупа земельного участка и по данному основанию нельзя признать законным и обоснованным.
По приведенным выше основаниям суд находит - исковое заявление [СКРЫТО] Ф.С. и [СКРЫТО] Л.Х. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования [СКРЫТО] Ф. С., [СКРЫТО] Л. Х. к Администрации ГО <адрес>, УЗиИО Администрации ГО <адрес>, третьему лицу) Управлению Росреестра по РБ об обязании предоставить земельный участок в собственность удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан предоставить в собственность за плату [СКРЫТО] Ф. С., [СКРЫТО] Л. Х. земельный участок, с кадастровым номером 02:55:010357:8, расположенный по адресу: <адрес>, пер 1-й Благоварский, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Д.А. Харламов