Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 27.03.2018 |
Дата решения | 15.05.2018 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Кочкина И.В. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 61bdfc5e-4e56-36bd-84be-047bb81c4a05 |
Дело №2-1633/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2018 года город Уфа
Ленинский суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Кочкиной И.В.,
при секретаре Хызыровой Э.С.,
с участием представителя третьего лица ФГУП Почта России Фадеевой Н.О., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за №ДД.ММ.ГГГГ-15/52,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] А. Р. к Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] А.Р. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ из <данные изъяты> за № направил в адрес СУ СК России по РБ письменное обращение.
Однако указанное обращение в следственное управление не поступило, о чем свидетельствует ответ из СУ СК России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ за №.
ДД.ММ.ГГГГ из <данные изъяты> за № направил в адрес Прокуратуры РБ письменное обращение, которое также адресату не поступило, о чем свидетельствует ответ Прокуратуры РБ от ДД.ММ.ГГГГ за №р-2017.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФКУ ИК-9 УФСИН России по РБ, для вручения истцу из Ленинского районного суда <адрес> РБ, и ДД.ММ.ГГГГ повторно были направлены копии решения от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску истца (согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ Ленинского районного суда <адрес> РБ).
Указанные копии решения не поступали, о чем свидетельствует справка начальника ОСУ ФКУ ИК-9 УФСИН России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из ответа Прокурора РБ по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на обращение истца, по вопросу предполагаемой утери исходящей корреспонденции, что в ходе проведенной проверки установлено, что вся исходящая корреспонденция внесена в реестр и сдана в отделение почтовой связи с сопроводительными письмами. Фактов наличия не отправленной почты осужденного [СКРЫТО] А.Р. не выявлено. Каких-либо объективных сведений об утере обращений по вине работников отдела специального учета в ходе проверки не установлено. При этом разъяснено, что государственным органом, уполномоченным осуществлять надзор за деятельностью отделений почтовой связи на территории РБ, является Управление Роскомнадзора по РБ.
Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ № на обращение истца Управление Роскомнадзора по РБ указывает, что установить факт недоставки или вручения вышеуказанных почтовых отправлений не представляется возможным, так как они поданы в отделение почтовой связи для отправки по назначению в категории «простые».
По мнению истца, прилагаемые материалы, а именно, ответы адресатов, которым была направлена указанная корреспонденция, в полной мере позволяет установить, что направленная корреспонденция не доставлена по назначению в виде незаконных действий (бездействий) и ненадлежащего оказания услуг почтовой связи Почтой России.
По мнению истца, государственный орган Почта России, ввиду недоставки корреспонденции или ее утери, причинил ущерб правам истца на обращение в государственные органы, а также на беспрепятственное получение информации непосредственно затрагивающей интересы истца.
Истец указывает, что вследствие допущенного ответчиком правонарушения ему причинен моральный ущерб, выраженный в ущемлении его конституционных прав, отчуждение от общества, отчаянии и переживаниях.
Истец определил сумму компенсации морального вреда в 15 000 рублей.
На судебное заседание истец не явился, будучи уведомлённым о времени и месте рассмотрения дела, в связи с тем, что находится в местах лишения свободы. Направил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, о рассмотрении дела посредством видеоконференцсвязи не ходатайствовал, как и не ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела через представителя по доверенности либо адвоката по ордеру.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны. В материалы дела представлен отзыв на исковое заявление.
Представитель третьего лица Управления Федеральной почтовой связи РБ в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ФГУП Почта России Фадеева Н.О. просила отказать в удовлетворении исковых требований.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов гражданского судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Информация о движении гражданского дела, даты судебных заседаний своевременно опубликованы на сайте Ленинского районного суда <адрес> РБ - leninsky.bkr@sudrf.ru.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив и оценив материалы гражданского дела, исследовав изложенные обстоятельства дела, заслушав представителя третьего лица, полагавшей иск не подлежащим удовлетворению, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 6, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, в которой признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно пункту 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Исходя из смысла данной нормы, не подлежат удовлетворению требования лица, права, свободы и законные интересы которого не нарушены и не могут быть восстановлены в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Суд в соответствии со ст. 67 ГПК РФ оценивает представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Реализация предусмотренных положениями этой статьи Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомочий суда по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53), реализация которого гарантируется конституционной обязанностью государства в случае нарушения органами публичной власти и их должностными лицами охраняемых законом прав обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию, компенсацию причиненного ущерба (статья 52) и государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 45 часть 1; статья 46).
Из материалов дела усматривается, что из ответа СУ СК России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ за № на обращение [СКРЫТО] А.Р. от ДД.ММ.ГГГГ о неполучении ответа на ранее направленное обращение от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № следует, что согласно базе данных компьютерного учета отдела по приему граждан и документационному СУ СК РФ по РБ указанное обращение в следственное управление не поступало.
Из ответа прокуратуры РБ от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что жалоба исх. № от ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру республики не поступала.
Башкирским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях была проведена проверка по обращению [СКРЫТО] А.Р. от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу предполагаемой заявителем утери его исходящей корреспонденции.
В ходе проведённой проверки установлено, что [СКРЫТО] А.Р. в настоящий момент отбывает наказание в <данные изъяты> (далее ИК-9) по приговору Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым он осужден за преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 30 - ч. 1 ст. 228.1, ч. 2 ст. 228 УК РФ, к 5 годам лишения свободы.
Изучением реестра исходящей корреспонденции осужденного [СКРЫТО]. А.Р. установлено, что за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ через отдел специального учёта ИК-9 осуждённым направлено 41 различное обращение в органы государственной и судебной власти.
В реестре в числе прочих имеются сведения об отправке обращений осуждённого [СКРЫТО] А.Р., указанных им как утерянные: в адрес начальника отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний прокуратуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ и в адрес СУ СК РФ по РБ от ДД.ММ.ГГГГ. В личном деле осужденного имеются копии сопроводительных писем на указанные обращения.
Вся исходящая корреспонденция осужденного внесена в реестр и сдана в отделение почтовой связи с сопроводительными письмами. Фактов наличия неотправленной почты осужденного [СКРЫТО] А.Р. в ходе проверки не выявлено.
Помимо этого, в личном деле содержатся многочисленные сопроводительные письма на ответы из органов государственной и судебной власти, с которыми осужденный [СКРЫТО] А.Р. ознакомлен под роспись.
Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии препятствий к реализации осуждённым права на переписку, установленном ст.ст. 15, 91 УИК РФ, со стороны администрации ИК-9.Разъяснено, что надзор за органами почтовой связи спецпрокуратура не осуществляет. Государственным органом, уполномоченным осуществлять надзор за деятельностью отделений почтовой связи на территории Республики Башкортостан, является Управление Роскомнадзора по РБ, расположенное по адресу <адрес>, ул. <адрес>.
Каких-либо объективных сведений об утере обращений по вине работников отдела специального учёта в ходе проверки не получено.
ДД.ММ.ГГГГ в специализированную прокуратуру из отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний прокуратуры республики поступило обращение осуждённого [СКРЫТО] А.Р. По результатам рассмотрения обращения заявителю был направлен мотивированный ответ ДД.ММ.ГГГГ №, который поступил в ИК-9 ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ Ленинским районным судом <адрес> за исх. № для вручения [СКРЫТО] А.Р. по месту отбывания наказания был направлен ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ, который был получен канцелярией <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответа Управления Роскомнадзора по РБ от ДД.ММ.ГГГГ за № на обращение [СКРЫТО] А.Р. по вопросу недоставки почтовых отправлений (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) согласно реестрам, представленным специальным отделом СИЗО-1 <адрес> и <данные изъяты>, а также сведениям, изложенным в обращении, установлено, что переданные [СКРЫТО] А.Р. письма (исх. от ДД.ММ.ГГГГ № и исх. от ДД.ММ.ГГГГ №) поданы в отделения почтовой связи для отправки по назначению в категории «простые».
Таким образом, установить факт недоставки или вручения вышеуказанных почтовых отправлений не представляется возможным.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения проверки является поступление в Службу или ее территориальные органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан либо фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан.
В связи с тем, что в обращении [СКРЫТО] А.Р. не содержалась указанная информация, основания для проведения внеплановой проверки отсутствовали.
Согласно п. 11 «Почтовых правил» (Приняты Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи ДД.ММ.ГГГГ), простыми письмами называются почтовые отправления (письма, почтовые карточки и бандероли), принимаемые без выдачи отправителям квитанций, пересылаемые без приписки к сопроводительным документам, вручаемые (доставляемые) адресатам без расписки.
Избранный истцом вид отправки почтовой корреспонденции (простая), который не предусматривает ее регистрации, не позволяет достоверно установить конкретные причины неполучения адресатом почтового отправления истца. Кроме того, нерегистрируемое почтовое отправление невозможно отследить, также невозможно проследить получил ли указанное почтовое отправление адресат.
Для отдельных категорий дел о защите прав потребителей законодательством установлен обязательный претензионный порядок урегулирования спора, несоблюдение которого влечет возврат искового заявления судом со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ. В указанную категорию входят также споры, возникающие в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (ч. 4 ст. 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 126-ФЗ «О связи», ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №176-ФЗ «О почтовой связи»).
Согласно ст. 37 ФЗ «О почтовой связи» Претензии в связи с отказом в оказании услуги связи, несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, предъявляются пользователем услуг почтовой связи в течение шести месяцев со дня оказания услуги связи, отказа в ее оказании или дня выставления счета за оказанную услугу связи. Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке.
Простое письмо было отправлено ДД.ММ.ГГГГ, так как срок предъявления претензии составляет шесть месяцев со дня оказания услуги связи, то этот срок закончился ДД.ММ.ГГГГ В указанный период [СКРЫТО] А.Р. с претензионными требованиями к ФГУП «Почта России» не обращался.
Исходя из вышеизложенного, ущемлений прав истца [СКРЫТО] А.Р. судом установлено не было.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно' казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с Уставом Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», утвержденного Министерством Российской Федерации по связи и информатизации ДД.ММ.ГГГГ № ПР-П5-815, Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (ФГУП «Почта России») является коммерческой организацией. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Предприятие не несет ответственности по обязательствам государства и его органов, государство и его органы не несут ответственности по обязательствам Предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования). Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (за исключением разработки проектов документов стратегического планирования в сфере добычи и производства драгоценных металлов, добычи драгоценных камней и последующей их обработки, а также финансовой поддержки субъектов деятельности в указанной сфере в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, поддержки научно-технической и инновационной деятельности, информационно-консультационной поддержки, поддержки в области развития кадрового потенциала и осуществления внешнеэкономической деятельности указанных субъектов), производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением производства сельскохозяйственными товаропроизводителями вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда) и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации), бюро кредитных историй, оказания государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, применения контрольно-кассовой техники, осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно Положению об Управлении Федерального казначейства по <адрес>, утвержденному приказом Федерального казначейства от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление Федерального казначейства по <адрес> является юридическим лицом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, учету операций со средствами юридических лиц, не являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателями бюджетных средств, учету доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации и их распределению между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
ГК РФ предусматривает два случая возмещения вреда государством: причинение вреда гражданину или юридическому лицу государственными органами, органами местного самоуправления, а также должностными лицами этих органов (ст. 1069 ГК РФ) и причинение вреда гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070 ГК РФ). Особенность установленного режима ответственности в этих случаях состоит в том, что источником возмещения вреда служит казна Российской Федерации, казна субъекта Российской Федерации или казна муниципального образования.
Стороной в обязательствах по возмещению вреда, предусмотренных ст.ст. 1069 - 1070 ГК РФ, является государство - Российская Федерация.
Согласно ст. 56 ГК РФ Минфин России является самостоятельным юридическим лицом, отвечает только по своим обязательствам и не может отвечать по обязательствам иных юридических лиц.
Следовательно, требование [СКРЫТО] А.Р. о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащим оказанием услуг почтовой связи, с Министерства финансов России в лице Управления федерального казначейства по РБ является необоснованным.
Оснований для взыскания компенсации морального вреда с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации суд не усматривает по вышеприведенным основаниям. Министерство финансов РФ не отвечает за действия (бездействия) ФГУП Почта России. Каких-либо нарушений прав и законных интересов истца со стороны ФГУП Почта России судом не установлено, доказательств иного истцом суду в материалы дела не представлено.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения исковых требований [СКРЫТО] А. Р. к Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] А. Р. к Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд Республики Башкортостан.
Данное решение в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ (ред. от 28.06.2010 г.) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.
Судья Кочкина И.В.
Мотивированное решение составлено 21.05.2018 года.
Судья Кочкина И.В.