Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 04.02.2014 |
Дата решения | 26.03.2014 |
Категория дела | Споры о праве собственности на землю |
Судья | Мартынова Н.Н. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 0fdad090-4dba-34d8-873b-65f5cf7c83cb |
2-1584/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2014 года г.Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы в составе: председательствующего судьи Мартыновой Н.Н.
при секретаре Якшигуловой Л.Ш.
с участием представителя истца - [СКРЫТО] Е.А.- Сибукаевой P.P.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] Е.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации ГО г. Уфа о признании права собственности на земельный участок площадью 874 кв.м. с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>
Истец [СКРЫТО] Е.А. свои исковые требования мотивировала тем, что приобрела в собственность жилой дом <адрес> на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о гос рег права № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ.
Указанный дом был приобретен её матерью Суворовой Н.К., которая в свою очередь приобрела указанный дом у Смирнова П.А., построенный им на 1939 году по разрешению железной дороги, что отражено в технической инвентаризации. Суворова Н.К. в 1990 году произвела капитальный ремонт ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления № дом был узаконен, в 1997 году возвела пристрой к дому лит.а, а1, который узаконила на основании решения ленинского суда от 09.06.1999г.
Наряду с долями домовладения истец приобрела земельный участок, которым пользуются открыто и добросовестно, площадью 874 кв.м. с кадастровым номером 02:55:010240:17, расположенный по адресу: <адрес>.
В 2013 году истец обратилась в Администрацию ГО г.Уфа с просьбой о предоставлении в собственность земельного участка, однако Администрация сочла невозможным предоставление земельного участка в связи с нахождением его в границах красных линий, зарезервированным для муниципальных нужд.
В судебное заседание представитель истца [СКРЫТО] Е.А.- Сибукаева Р.Р. полностью поддержала исковые требования, просила иск удовлетворить.
От истца имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик - представитель Администрации ГО г. Уфа РБ, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительности причин неявки суд не известила. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы настоящего гражданского дела, представленные доказательства и оценив их в их совокупности, суд считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд. В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса РФ все земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с п.2 ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной собственности или в муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности, они не согласны с данным решением.
В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права собственности на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением, земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не находиться в частной собственности (п. 2 ст. 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к зе ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность] исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 1 и 2 ст. 27); т; подлежат приватизации земельные участки общего пользования (п. 12 ст.85).
Судом установлено, что истец является собственником домовладения расположенного по адресу: <адрес>
Земельный участок расположен по вышеуказанному адресу, площадью 874 кв.м. с кадастровым номером № и состоит на кадастровом учете.
Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земель участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все про связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или и недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому ли имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость част земельного участка.
Если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся государственной или муниципальной собственности, или договора не вытекает ин собственник здания или сооружения имеет право постоянного пользования част земельного участка (статьи 268 - 270 ГК РФ), на котором расположено это недвижимое имущество.
Согласно п. 2 ст. 268 ГК РФ право постоянного пользования земельным участком может быть также приобретено собственником здания, сооружения и ино недвижимого имущества в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 271 ГК РФ.
Согласно п.1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативнс управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участка находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретав права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретения права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственник зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлен настоящим Кодексом, федеральными законами.
Далее ст. 36 ЗК РФ гласит, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совмести обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местной самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением ( приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность на основании статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
В установленном законом порядке истцом был собран полный пакет документов, необходимых для подготовки постановления о предоставлении земельного участка в собственность. 27.12.11г. было подано соответствующее заявление в Администрацию ГО г. Уфа на имя главы Администрации. Однако, ДД.ММ.ГГГГ от МУ «Земельное агентство» ГО г. Уфа РБ получил ответ, согласно которому, ему было отказано в предоставлении земельного участка в собственность по причине того, что спорный земельный участок расположен в границах красных линий и зарезервирован для муниципальных нужд.
Суд считает данный отказ незаконным, нарушающим права истицы.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, гднии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты);
Красные линии, на которые делается ссылка МУ «Земельное агентство» городского округа город Уфа РБ в своем отказе, были утверждены постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от 17.03.2010г. «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной <адрес>».
Таким образом, данные красные линии были нанесены на территорию без учета существующих прав лиц на земельные участки и объекты капитального строительства, в том числе и его индивидуального жилого дома и земельного участка.
Постановлением Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу № указано, что, если красные линии были изменены после начала строительства объекта недвижимости и этот объект выходит за пределы измененных красных линий, то такое изменение противоречит действующему законодательству и является препятствием к реализации права приватизации земельного участка.
Таким. образом, установление постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от 17.03.2010г. планируемых красных линий на используемом им земельном участке противоречит действующему законодательству, следовательно, отказ МУ «Земельное агентство» городского округа город Уфа РБ исх. № от 27.10.2010г. является незаконным.
Согласно п.9 «Положения о резервировании земель», утверждённого Постановлением Правительства № от22.07.08г. «Государственная регистрация ограничения прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом « О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним». Однако согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество какое либо резервирование земельного участка по адресу : <адрес> не осуществлялось.
Статья 24 Градостроительного Кодекса РФ предусматривает, что проект генерального плана подлежит обязательному согласованию в порядке, установленным Правительством РФ, опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения, заинтересованные лица в праве представить свои предложения по проекту генерального плана. Право обладателей земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
К тому же предоставление в собственность указанного земельного участка никаким образом не влечет нарушение прав органа местного самоуправления и его намерения по установлению красных линий на территории города, так как красные линии не создают ограничений или запретов для собственников земельных участков, так как они являются лишь условными обозначениями в проекте планировки территории и проекте межевания границ публичных и место положения линейных объектов (существующих или проектируемых).
Красные линии не являются сервитутами или ограничениями прав правообладателей земельных участков, поскольку они не запрещают строительную деятельность или иную хозяйственную деятельность на земельных участках.
Таким образом, непосредственно из установления красных линий невозможно усмотреть какие-либо имущественные последствия для собственников земельных участков.
Данная позиция была выражена Минэкономразвития РФ в письме № <адрес> от 1.12.2009г.
Согласно ст. 28 ЗК РФ предусматривает, что предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Кроме того, согласно ч.4 с т. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Признать за [СКРЫТО] Е.А. право собственности на земельный участок площадью 874 кв.м. с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение месяца через Ленинский районный суд г. Уфы.
Судья: Н.Н.Мартынова. Решение не вступило в законную силу