Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 04.02.2014 |
Дата решения | 29.04.2014 |
Категория дела | Споры о праве собственности на землю |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 47ef4d07-69fb-3902-8275-2e63113d0614 |
Дело № 2-1581/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Уфа 29 апреля 2014 года
Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Мартыновой Н.Н.,
при секретаре Якшигуловой Л.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Сафина Р.Ф. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на 40/100 доли земельного участка от общей площади № кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В обосновании своих исковых требований истец ссылался на то, что она является собственником 40/100 доли в жилом доме под литером А, Б, а, б, б1, Г, расположенные по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель истца Ибрагимов Б.Ш. действующий на основании доверенности №2№. уточнила исковые требования, указав дополнительно в качестве ответчика Мандриченко Ф.Ш., третье лицо ОАО «Газ-Сервис», и уточнив в исковых требованиях площадь, которая составила 253 кв.м. от общей площади 699 кв.м., расположенные по адресу: г<адрес>
Ответчик Мандриченко Ф.Ш. обратилась со встречным исковым заявлением о признании права собственности на долю земельного участка по фактически сложившимся границам, которая составляет № кв.м., от общей площади № кв.м., с кадастровым номером № расположенный по адресу <адрес>
Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфы Мухаметянова А.Х. действующая на основании доверенности в удовлетворении исковых требований просила отказать, так как согласно решения Совета городского округа города Уфа РБ №№ от ДД.ММ.ГГГГ часть данного земельного участка входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.
Третье лицо ОАО «Газ-Сервис» не заявляющее самостоятельные исковые требования прислали отзыв, на исковое заявление, указав, что не возражают в удовлетворении исковых требованиях при условии соблюдения истцами при пользовании земельным участком требований по охране газораспределительных сетей.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом [СКРЫТО] Р.Г. является собственником 40/100 доли в жилом доме жилом доме под литером А, Б, а, б, б1 расположенный по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права №.
Мандриченко Ф.Ш. является собственником 60/100 доли в жилом доме жилом доме под литером А, Б, а, б, б1 расположенный по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права №
Жилой дом под литерами А, Б, а, б, б1 расположен на земельном участке площадью № кв.м., с кадастровым номером № с разрешенным использованием для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
ДД.ММ.ГГГГ. истицы обратились к ответчику с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, однако им было отказано так как согласно решения Совета городского округа города Уфа РБ №№ от ДД.ММ.ГГГГ. часть данного земельного участка входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.
В ходе судебного заседания Мандриченко Ф.Ш. и [СКРЫТО] Р.Г. уточнили исковые требования.
Согласно ст. 3 п. 4 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»: «граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации».
Согласно п. 1 Постановления Верховного Совета СССР от 06.03.1990 года О введении в действие Закона СССР «О собственности в СССР» указанный закон вступает в силу с 01 июля 1990 года, соответственно права на спорный земельный участок возникли до вступления в силу Закона СССР «О собственности в СССР».
В соответствии со ст. 9.1 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»: «в случае, если в акте, свидетельстве или ином документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности».
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Согласно ст. 37 Земельного кодекса РСФСР, положения которой применялись к сделкам, совершенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, при переходе права собственности на строение, сооружение вместе с этими объектами переходит и право пожизненного наследуемого владения или право пользования земельным участком.
Это означает, что при переходе прав собственности на строение к новому собственнику переходят и права на земельный участок на тех же условиях и в том же объеме, что и у прежнего собственника строения, то есть в данном случае у нового собственника также возникает право на однократную бесплатную приватизацию земельного участка, на котором находится жилой дом.
Указанные доводы подтверждаются также вопросом № 11 Обзора законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за третий квартал 2004 года, утвержденного Постановлением Президиума ВС РФ от 08.12.2004 года.
Согласно п. 6 ст. 36 Земельного Кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в п. 1 ст.20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно п.1 ст. 36 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане – собственники зданий, строений сооружений.
На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного суда РФ, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ (Постановление от 03 ноября 1998 года № 25-П, Определение от 12 мая 2005 года № 187-О).
Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст.15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п.1 и 2 ст. 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (п.12 ст. 85).
Как следует из п.4 ст. 28 Земельного Кодекса РФ не допускается произвольный отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из представленных истицами документов видно, что данный земельный участок не является ограниченным в обороте, либо изъятым для государственных, либо муниципальных нужд, на основании представленных документов данный земельный участок свободен от каких-либо прав третьих лиц, строительство на данном земельном участке в ближайшие сроки не планируется.
Ответчиком каких-либо документов, подтверждающих законность отказа в предоставлении спорного земельного участка и существование ограничений в обороте данного земельного участка не представлено.
Кроме того, согласно п.4 ст. 28 Земельного Кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В данном случае запрет на предоставление земельного участка в собственность установлен решением Сессии городского Совета в виде установления резервирования в отношении всех земельных участков, расположенных на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан. В соответствие Гражданскому Кодексу РФ, Закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество…» № 122-ФЗ от 21.07.1997 года, ЗК РФ, а также, Положению «О резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561, ограничение или обременение прав на недвижимые объекты – земельные участки должно быть зарегистрировано в установленном порядке в органах Росреестра.
Согласно п. 8 «Положению о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.2008 года орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно п. 9 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.2008 года государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Что касается ссылок на п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, то эта статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не занятые объектами недвижимости, то есть, свободные от прав граждан и юридических лиц.
В соответствии с п.3 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.
Нормы Земельного кодекса РФ закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании, на котором находится принадлежащий этому лицу объект недвижимости, и не содержит ограничений указанного права, в случае, если данный участок зарезервирован для муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 Земельного Кодекса РФ, граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования имеют право приобрести их в собственность.
Таким образом, истицы, как долевые собственники домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, имеет право однократно бесплатно приобрести указанный земельный участок в собственность, а отказ Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ за № № года в предоставлении им земельного участка в собственность является незаконным.
Признание права собственности на земельный участок за Мандриченко Ф.Ш. и [СКРЫТО] Р.Г. не нарушит права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаст угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования [СКРЫТО] Р.Г. и Мандриченко Ф.Ш. удовлетворить.
Признать право собственности за [СКРЫТО] Р.Г. на 40/100 доли земельного участка общей площадью № кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес>.
Признать право собственности за Мандриченко Ф.Ш. на 60/100 доли земельного участка общей площадью № кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца через Ленинский районный суд г.Уфа РБ.
Судья Н.Н. Мартынова