Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 18.01.2016 |
Дата решения | 02.03.2016 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Хусаинов А.Ф. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 1a3f4e23-63b5-3397-9feb-5d853255d36d |
№2-1470/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 марта 2016 года город Уфа РБ
Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Хусаинове А.Ф.,
при секретаре судебного заседания Ахмедьяновой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО2, ФИО7, ФИО8 к Администрации городского округа город Уфа об обязании заключить договор передачи земельного участка в собственность за плату,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском с последующим его уточнением в котором просят суд обязать ответчика подготовить договор выкупа земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 576 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> направить истцам для подписания.
В судебном заседании истцы ФИО2, ФИО8 представитель истца ФИО7 - ФИО10 уточненные исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа возражала удовлетворению требований истцов.
В судебное заседание истцы ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО7 не явились, от них поступило заявление о рассмотрение дела в их отсутствии.
Третьи лица, в судебное заседание не явились, нв=аправив в суд заявление о рассмотрении дела е их отсутствии.
Суд с учетом мнения сторон, на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии извещенных, но неявившихся лиц..
Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Судом установлено и сторонами по делу не оспаривалось, что в общей долевой собственности истцов находится двухэтажный жилой дом, общей площадью 114,3 кв.м., расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, общей площадью 576 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>.
Далее судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ собственники вышеуказанного жилого дома обратились с письмом к главе Администрации городского округа <адрес> о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность.
Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа письмом № от ДД.ММ.ГГГГ отказало предоставить земельный участок в общую долевую собственность на том основании, что будто бы часть испрашиваемого земельного участка входит в состав земель, зарезервированных для муниципальных нужд, а также часть земельного участка расположена в границах красных линий.
Суд полагает, что данный отказ является незаконным и необоснованным на основании нижеследующего.
Согласно ст. 1 ЗК Российской Федерации, одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 15 ЗК Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу ст. 28 ЗК Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 ЗК Российской Федерации, собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (пункт 2 статьи39.20 ЗК РФ).
Между тем, в предоставлении в собственность земельного участка истцам было отказано на том основании, что часть земельного участка расположена в красных линиях в соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК Российской Федерации, часть участка зарезервирована для муниципальных нужд.
Согласно Выписке из ЕГРП Управления Росреестра России по РБ какие-либо права и ограничения, кроме права аренды, на испрашиваемый земельный участок в ЕГРП не зарегистрированы.
Согласно ст. 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с п.12 ст.85 ЗК Российской Федерации, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу ст. 27 ЗК Российской Федерации, к земельным участкам, изъятым из оборота, которые не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);
2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
К земельным участкам, ограниченным в обороте, относятся, в том числе, земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Кроме того, наличие на земельном участке красных линий не может быть основанием для отказа в предоставлении земельных участков в собственность, так как п.12 ст.85 ЗК Российской Федерации, не допускает приватизацию земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.
Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд» (пункт 5) определяет, что решение о резервировании земель должно содержать:
а) цели и сроки резервирования земель;
б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;
в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;
г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд» орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с пунктом 9 указанного Постановления, государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости».
В силу пункта 6 статьи 56 ЗК Российской Федерации, ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Обременение на испрашиваемый земельный участок в виде резервирования земель для государственных или муниципальных нужд не зарегистрировано в установленном законом порядке, в кадастр недвижимости, в ЕГРП не внесено, факт резервирования земельного участка ответчиком не доказан.
Таким образом, спорный земельный участок из оборота не изъят; какие-либо ограничения предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка отсутствуют; доказательств наличия на испрашиваемом земельном участке объектов общего пользования, доказательств наличия решения уполномоченного органа государственной власти о резервировании земельного участка, а также государственной регистрации данного обременения в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № г., ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Дело рассмотрено в пределах заявленных исковых требований и на основании представленных сторонами доказательств.
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО2, ФИО7, ФИО8 к Администрации городского округа город Уфа об обязании заключить договор передачи земельного участка в собственность за плату, удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи в общую долевую собственность ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО2, ФИО7, ФИО8 земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 576 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты> и направить истцам для подписания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд города Республики Башкортостан.
Председательствующий судья А.Ф. Хусаинов
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.