Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 22.03.2019 |
Дата решения | 16.05.2019 |
Статьи кодексов | |
Судья | Кочкина И.В. |
Результат | Отменено с прекращением производства |
Судебное решение | Есть |
ID | dc32f494-7ede-35c0-b1f7-cc0242937df6 |
Дело № 12-116/2019
РЕШЕНИЕ
16 мая 2019 года г. Уфа
Судья Ленинского районного суда <адрес> Республики Башкортостан Кочкина И.В.,
с участием помощника прокурора <адрес> Республики Башкортостан Бакиевой Г.Р.,
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> Гусева Р.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест исполняющего обязанности прокурора <адрес> на постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> №п-18 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении учредителя и директора ООО «ФОРТ» Ильгильдиной М. К. по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по РБ Карпова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ №п-18 на основании протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ учредитель и директор ООО «ФОРТ» Ильгильдина М.К. привлечена к административной ответственности по ч.4 ст.14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по РБ Карпова А.А., исполняющий обязанности прокурора <адрес> Шайбаков Р.Ф. обратился в суд с протестом, в котором указал, что административным органом нарушены нормы процессуального и материального права, поскольку привлечение лица одновременно к административной ответственности и к уголовной ответственности недопустимо, просит постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по РБ Карпова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ №п-18 отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Башкортостан Бакиева Г.Р. протест поддержала, просила отменить постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №п-18 в отношении учредителя и директора ООО «ФОРТ» Ильгильдиной М.К., производство по делу прекратить.
Лицо привлекаемое к административной ответственности директор ООО «ФОРТ» Ильгильдина М.К., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, о причинах неявки не известила.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по РБ Гусев Р.Г. в судебном заседании возражал против принесения протеста, просил постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по РБ Карпова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ №п-18 оставить без изменения.
Выслушав лиц, участвующих в производстве по делу, исследовав материалы дела, проверив доводы протеста, суд приходит к выводу, что данное постановление является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 14.16 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по РБ Карпова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ №п-18 на основании протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ учредитель и директор ООО «ФОРТ» Ильгильдина М.К. привлечена к административной ответственности по ч.4 ст.14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
В соответствии с ч.4 ст.14.25 КоАП РФ непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ №п-18 в ходе мероприятий, направленных на проверку достоверности сведений, представленных заявителем, регистрирующим органом получены сведения, указывающие о недостоверности содержащихся в представленных документах сведений, предусмотренных п.п. «д» и «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в соответствии с которыми Ильгильдина М.К. не имела намерений создавать ООО «ФОРТ» и руководить им, а согласилась стать номинальным учредителем и руководителем данного юридического лица по просьбе третьего лица за вознаграждение.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной статье, а также правовой позиции, выраженной в п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ», должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (ч.4 ст.14.1, ч.2 ст.14.4, ч.1 ст.14.25 КоАП РФ).
При этом, из постановления должностного лица следует, что Ильгильдина М.К. фактически субъектом вмененного административного правонарушения не является, так как никакого отношения к ООО «ФОРТ» не имеет, руководство указанным юридическим лицом не осуществляет.
Из постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по РБ Карпова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ №п-18 следует, что Ильгильдина М.К. изначально не имела цель на управление юридическим лицом и осуществление обществом хозяйственной деятельности.
Между тем, из постановления не усматривается, на основании чего был сделан вывод о том, что Ильгильдина М.К. представила заведомо ложные сведения и что у нее отсутствует намерение заниматься финансово-хозяйственной деятельностью. Каких-либо доказательств, которые подтверждали бы наличие события административного правонарушения и виновность указанного лица, не имеется.
При таких обстоятельствах вывод о доказанности вины Ильгильдиной М.К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, является преждевременным и необоснованным, поскольку доказательств, подтверждающих обстоятельства, изложенные в постановлении, не имеется.
При этом обстоятельства, изложенные в постановлении, указывают на наличие признаков преступления, предусмотренного ч.1 ст.173.2 УК РФ - образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах.
Постановлением старшего следователя следственной части по расследованию организованной преступной деятельности Следственного управления УМВД России по <адрес> Яхиной С.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.173.2 УК РФ, по факту незаконной регистрации юридического лица ООО «ФОРТ» на Ильгильдину М.К.
Таким образом, при квалификации действий Ильгильдиной М.К. по ч.4 ст.14.25 КоАП РФ и по ч.1 ст.173.2 УК РФ учитывались одни и те же обстоятельства, составляющие объективную сторону составов указанных административного правонарушения и преступления.
Привлечение лица одновременно к административной ответственности и к уголовной ответственности недопустимо.
Постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по РБ Карпова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ №п-18 не может быть обжаловано в вышестоящую судебную инстанцию, поскольку предметом судебного пересмотра не было, между тем, его наличие исключает дальнейшее расследование и предъявление обвинения Ильгильдину М.К. по возбужденному уголовному делу № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное обстоятельство является существенным, в связи с чем постановление от ДД.ММ.ГГГГ №п-18 в отношении Ильгильдиной М.К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, подлежит отмене.
В соответствии со статьей 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе:
1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;
2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;
3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
В силу ч.2 ст.30.10 КоАП РФ протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные ст. 30.4 - 30.8 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о возбуждении уголовного дела.
Таким образом, вышеуказанное постановление по делу об административном правонарушении в отношении учредителя и директора ООО «ФОРТ» Ильгильдиной М.К. вынесено с нарушением требований, установленных КоАП РФ, то есть является незаконным и подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление начальника Межрайонной ИФНС России № по <адрес> №п-18 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности учредителя и директора ООО «ФОРТ» Ильгильдиной М. К. - отменить, производство по административному делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья И.В. Кочкина