Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 04.12.2017 |
Дата решения | 20.12.2017 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Курамшина А.Р. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 56362edf-a295-3f98-a677-c93d72aa74cb |
дело №а-9819/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2017 года г. Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,
при секретаре Касимовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Ивана Юрьевича к государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, указав, что решением государственного комитета ему необоснованно отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Административный истец просит суд признать незаконным решение государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, обязать государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре включить его в течение 5 дней после вынесения решения в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и, чьи права нарушены.
Стороны на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав и оценив материалы дела, пришел к следующему.
Согласно статье 218 Кодекса административного производства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ) контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 560/пр утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан.
Критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:
1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:
а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия;
б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;
в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ;
г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;
д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов.
2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ;
3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;
5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.
Гражданин-участник долевого строительства проблемного объекта, чьи денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, после исполнения которого у гражданина возникает право собственности на объект долевого строительства и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, и чьи права нарушены, соответствующий критериям, установленным пунктом 2 настоящего приложения, относится к числу пострадавших граждан.
Из материалов дела следует, ДД.ММ.ГГГГ ООО «Спектр» и [СКРЫТО] И.Ю. заключили договор займа №, в соответствии с которым кредитор [СКРЫТО] И.Ю. обязуется предоставить ООО «Спектр» целевой займ в сумме 832 000 руб. сроком до ДД.ММ.ГГГГ, а ООО «Спектр» обязуется передать в счет возврата займа квартиру, расположенную по адресу: жилой <адрес>, в квартале «А» ж/р Кузнецовский затон Кировского района г.Уфы со следующими предварительными характеристиками: количество комнат-2, общая проектная площадь квартиры -52 кв.м., этаж -4.
Согласно п.3.1.1 договора ООО «Спектр» обязуется при передаче объекта, сдаче его в эксплуатацию и после проведения окончательного взаиморасчета, в течение трех месяцев передать кредитору квартиру по акту приема-передачи квартиры, после чего обязательства сторон по договору считаются исполненными.
Согласно приходным кассовым ордерам от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] И.Ю. внес в кассу ООО «Спектр» 832000 рублей, тем самым выполнив свои обязательства по договору.
Однако в установленный договором срок до ДД.ММ.ГГГГ ООО «Спектр» свои обязательства не исполнил, квартира [СКРЫТО] И.Ю. не была передана.
В отношении директора ООО «Спектр» Куйдина А.Е. было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ. Приговором Ленинского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ Куйдин А.Е. был признан виновным по ч. 4 ст. 159 УК РФ, назначено наказание. Апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ приговор изменен, наказание снижено до 3 лет 10 месяцев лишения свободы.
Из апелляционного определения Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно показаниям свидетеля Заманова И.Г. между МУП «Служба заказчика и технического надзора» городского округа г.Уфа и ООО «Стан д арт» и лице директора Куйдина А. Е. действительно заключался договор. Однако работы по договору не производились. Из материалов дела следует, что ООО «Стан д арт» не обращалось в управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа с просьбой об оформлении исходно-разрешительной документации на предоставление земельных участков в квартале «А» жилого района «Кузнецовский затон» по <адрес> г. Уфы и вело строительство многоквартирного жилого дома самовольно, без оформления требуемой разрешительной документации.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Спектр», от имени которого в качестве директора заключал договор Куйдин Е.А., прекратило свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению [СКРЫТО] И.Ю. административным ответчиком было вынесено решение № об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Основанием для отказа во включении в реестр является подпункт 1 пункта 10 Правил.
Ссылка административного ответчика в оспариваемом отказе на подпункт 1 пункта 10 Правил в качестве основания для отказа во включении в реестр ввиду несоответствия заявителя п.п.2 п.2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, не может быть признана обоснованной и принята судом в качестве доказательства законности отказа.
Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" допускается привлечение жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на этот момент в установленном порядке в эксплуатацию (пункт 3 части 2 статьи 1).
Доказательства законности принятого решения обязан представить Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре.
Между тем, таких доказательств административным ответчиком не представлено и в материалах дела не имеется.
По сведениям Справочной информации по объектам недвижимости в режиме онлайн Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии разрешенное использование земельного участка по адресу: г. Уфа, <адрес> (кадастровый №) - для индивидуальной жилой застройки.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета ГО город Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ №), испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 - жилой зоне, предназначенной для индивидуального жилищного строительства. Разрешенные виды использования земельных участков в данной зоне определены указанными Правилами.
Земельный участок расположен на территории, где в установленном порядке разработаны и утверждены постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ проект планировки и проект межевания территории, ограниченной <адрес>, рекой Белой и рекой Уфа в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Указанными проектами на испрашиваемом земельном участке предусмотрено сохранение существующей индивидуальной жилой застройки.
Из Регламентов на виды Функционального использования следует, что разрешенные виды функционального использования на данный земельный участок: Индивидуальное жилищное строительство высотой не выше трех надземных этажей, Блокированная жилая застройка количеством надземных этажей не более, чем три, Гостиничное обслуживание, Общежития, дома приезжих и другие.
Доводы административного ответчика о том, что многоквартирный дом планировался к возведению на земельном участке, не предназначенном для этих целей, не могут служить основанием для отказа [СКРЫТО] И.Ю. в силу следующего.
Вид разрешенного использования земельного участка сам по себе не может свидетельствовать о том, что земли не предназначены для целей строительства многоквартирных домов, так как порядок применения правил землепользования и застройки предусматривают возможность изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами (ч. 3 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно, например, ч. 9 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
Частью 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Регламентом на виды Функционального использования в настоящее время допускается индивидуальное жилищное строительство высотой до трех надземных этажей, блокированная жилая застройка количеством надземных этажей не более, чем три.
Как в целом Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", так и требование о форме и регистрации договора направлены на защиту граждан - участников долевого строительства.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в
Определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 46-КГ16-5, при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного Федерального закона.
Из приведенных выше норм права следует, что [СКРЫТО] Иван Юрьевич соответствует критериям отнесения граждан к числу пострадавших, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены в соответствии с Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 560/пр.
До настоящего времени требования [СКРЫТО] Ивана Юрьевича не удовлетворены, нарушенные права не восстановлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск [СКРЫТО] Ивана Юрьевича к государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре удовлетворить.
Признать незаконным решение государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении [СКРЫТО] Ивана Юрьевича в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Обязать государственный комитет РБ по строительству и архитектуре включить [СКРЫТО] Ивана Юрьевича в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Кировский районный суд г.Уфы.
Судья А.Р. Курамшина