Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 26.08.2019 |
Дата решения | 06.11.2019 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных служащих (кроме судебных приставов-исполнителей) |
Судья | Соколова И.Л. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | d5f876cb-bdd0-3dd1-aecc-9f51e7047cb6 |
03RS0003-01-2019-009086-09
№ 2а-8292/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 05 ноября 2019 года
Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Мурадян А. И.,
представителя административного ответчика администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – Салишевой Э. Р., на основании доверенности от 18.02.2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Г. Н. к администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Отделу градостроительного контроля и выдачи разрешений администрации городского округа город Уфа о признании незаконным и отмене уведомления от 13 августа 2019 года № УТ-2589-2019, обязании выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного или садового дома на земельном участке,
у с т а н о в и л:
Административный истец [СКРЫТО] Г. Н. обратилась в суд с названным административным иском, в обоснование указав следующее.
01.08.2019 года административным истцом в отдел градостроительного контроля и выдачи разрешений администрации городского округа город Уфа было подано уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома, на земельном участке площадью 556 кв.м. с кадастровым номером 02:55:010821:4 из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для индивидуальной жилищной застройки расположенный по адресу Республика Башкортостан г. Уфа переулок Дуванский, <адрес>, что подтверждается уведомлением о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Уведомление административного истца от 01.08.2019 года было зарегистрировано 2 августа 2019 года за № ФЛ 2019-00039.
13.08.2019 года административным ответчиком было выдано уведомление № УТ 2589-2019 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с указанием следующих оснований: земельный участок с кадастровым номером 02:55:010821:4 относится к территориальной зоне Ж-3. Строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства не относится к разрешенным видам использования данного земельного участка.
Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Административный истец, уточнив иск, просил признать незаконным и отменить уведомления административного ответчика от 13 августа 2019 года № УТ 2589-2019 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Обязать административного ответчика выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного или садового дома на земельном участке либо о несоотвествии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам на основании уведомления от 01 августа 2019 года зарегистрированного 02 августа 2019 года за № ФЛ 2019-00039.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца [СКРЫТО] Г. Н. – Теплова Д. И. в судебном заседании 26.09.2019, 10.10.2019 заявленные требования поддержала, просила административный иск удовлетворить.
Административный истец [СКРЫТО] Г. Н. о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель административного ответчика администрации городского округа город Уфа РБ – Салишева Э. Р. просила в удовлетворении требований [СКРЫТО] Г. Н. отказать, представила отзыв на административный иск, доводы отзыва поддержала.
Главное Управление Архитектуры и градостроительства Администрации Городского округа город Уфа, ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Башкортостан» о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, изучив и оценив материалы административного дела, выслушав участников, пришел к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявших оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. (ч. 2).
К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;
4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. (ч. 3).
Рассмотрение такого уведомления осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 51.1 Градостроительного кодекса.
При этом, - если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
- размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
- уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
- в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения,
то застройщику направляется уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (часть 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса).
Как видно из материалов дела, 02 августа 2019 года [СКРЫТО] Г. Н. обратилась в администрацию Городского округа город Уфа Республики Башкортостан с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010821:4, расположенного по адресу: г.Уфа, Кировский район, пер. Дуванский, <адрес>, с указанием вида разрешенного использования земельного участка - для индивидуальной жилой застройки, цель подачи документов – строительство, количество этажей - 3, площадь застройки – 180 кв.м., схематическое изображение объекта капитального строительства - расстояние от возведенного объекта недвижимости до улицы - 3 м, до границ соседнего участка - 10 м, до другой улицы - 5 м, до переулка - 3 м.
13 августа 2019 года (№ УТ-2589-2019) в адрес [СКРЫТО] Г. Н. Отделом градостроительного контроля и выдачи разрешений администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Уведомление мотивировано тем, что указанный земельный участок относится к территориальной зоне Ж-З. Строительство или реконструкция индивидуального жилого дома не относятся к разрешенным видам использования данного земельного участка.
Не согласиться с данными выводами оснований не имеется.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 7 указанного Кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу абзацев первого и второго статьи 42 данного Кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан 22 августа 2008 года N 7/4 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Правила землепользования и застройки города Уфа).
В дальнейшем на основании решений Совета городского округа города Уфа Республики Башкортостан от 03 сентября 2009 года N 18/8, от 16 сентября 2010 года N 28/8, от 27 апреля 2011 года N 36/7, от 09 ноября 2011 года N 42/13, от 20 марта 2013 года N 15/6 в Правила землепользования и застройки города Уфа вносились изменения.
Соответственно, региональный градостроительный регламент Уфы обязателен для исполнения всеми гражданами, проживающими на территории Уфы.
Согласно решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 года № 7/4 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республик Башкортостан, земельный участок с кадастровым номером 02:55:010821:4, расположенный по адресу: г. Уфа, Кировский район, пер. Дуванский, <адрес>, находится в территориальной зоне ЖЗ. Строительство и реконструкция индивидуального жилого дома не относится к разрешенным видам использования, согласно выписке назначение земельного участка для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек не предусматривает строительство и реконструкцию жилого дома.
Указанное также подтверждено ответом Главного управления архитектуры и градостроительства администрации ГО г.Уфа РБ от 19.07.2019 года за №7-7859/ПР.
Согласно п. 43.2 Правил землепользования и застройки города Уфа видами разрешенного использования в общественно-деловой зоне являются объекты:
1) организации, учреждения управления:
2) многофункциональные деловые и обслуживающие здания;
3) кредитно-финансовые учреждения:
4) проектные, научно-исследовательские и изыскательские организации:
5) учреждения образования:
6) учреждения здравоохранения:
7) учреждения социальной защиты:
б) специальные учреждения социальной защиты:
8) спортивно-зрелищные и физкультурно-оздоровительные сооружения:
9) учреждения культуры и искусства:
10) конфессиональные объекты;
11) предприятия торговли:
12) предприятия общественного питания:
13) объекты бытового обслуживания;
14) центральные предприятия связи;
15) учреждения жилищно-коммунального хозяйства;
16) иные объекты.
Доводы о том, что индивидуальный жилой дом был возведен до принятия Правил землепользования и застройки города Уфа на правильность решения административного ответчика повлиять не могут, поскольку право собственности на жилое строение не возникает с момента его создания, поэтому момент возведения жилого дома не имеет значения для разрешения спора.
Указание на то, что выписка из ЕГРН на земельный участок и кадастровый паспорт определяют вид разрешенного использования – индивидуальная одноэтажная застройка, суд также отклоняет, поскольку, как было указано ранее, правовой режим земель определяется в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 02:55:010821:4, находится в территориальной зоне ЖЗ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что поскольку строительство (реконструкция) объектов осуществляется только в соответствии с установленными Правилами, градостроительными регламентами, выдача уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, на котором в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки городского округа не предусмотрен такой вид разрешенного использования, будет противоречить действующему земельному и градостроительному законодательству.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
По смыслу положений ст. 12 ГК Российской Федерации и ст. 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии эффективного восстановления в правах посредством правосудия; судебная защита осуществляется тогда, когда законное право или интерес гражданина нарушены либо оспорены; право истца на выбор способа защиты нарушенного или оспариваемого права не предполагает избрание им произвольного способа, который не носит правовой характер, то есть когда в силу закона или, исходя из общего смысла закона, заявленное требование лишено правовой защиты в судебном порядке.
Оспариваемое уведомление не является актом органа местного самоуправления содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для заявителя. Данный документ не приводит к возникновению, изменению или прекращению прав и обязанностей административного истца или иных лиц.
Административный истец не пояснил, каким образом уведомление от 13 августа 2019 года нарушает права административного истца.
Являясь информационным документом, оспариваемое уведомление не возлагает на [СКРЫТО] Г. Н. какие-либо обязанности, не препятствует в реализации права на обжалование решений по итогам рассмотрения обращений, не ограничивает какие-либо иные права и свободы административного истца, то есть, не является решением (действием или бездействием) органа государственной власти, или организации, или лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, которые могут быть обжалованы в порядке КАС РФ. Оспариваемое административным истцом уведомление по смыслу закона, не может являться предметом обжалования в порядке административного судопроизводства, поскольку не является итоговым документом или действием (бездействием), которые порождали бы правовые последствия для [СКРЫТО] Г. Н.
При указанных выше обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для удовлетворения административного иска в рамках заявленных исковых требований.
В нарушение ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, административный истец не доказал наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска [СКРЫТО] Г. Н. к администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Отделу градостроительного контроля и выдачи разрешений администрации городского округа город Уфа о признании незаконным и отмене уведомления от 13 августа 2019 года № УТ-2589-2019, обязании выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного или садового дома на земельном участке, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.
Решение суда в окончательной форме принято 10.11.2019.
Данное решение в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.
Судья Соколова И. Л.