Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 21.12.2018 |
Дата решения | 13.02.2019 |
Категория дела | Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов |
Судья | Курамшина А.Р. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 4fefe189-4c83-34bb-b803-b80f99cd564a |
дело №а-820/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2019 года город Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,
при секретаре Касимовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № по Республике Башкортостан к [СКРЫТО] Алексею Юрьевичу о взыскании недоимки по налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС № по Республике Башкортостан просит суд взыскать с [СКРЫТО] А.Ю. (ИНН 027608639318) транспортный налог с физических лиц в размере 5800 руб., пени в размере 115,42 руб.
Из административного иска следует, что указанная задолженность МРИ ФНС № по РБ взыскивается с налогоплательщика за 2015 год.
В судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, административный истец межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № по Республике Башкортостан, административный ответчик [СКРЫТО] А.Ю. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены заранее и надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, изучив и оценив материалы дела №а-820/2019, истребованные из мирового суда материалы дела №а-1207/2018, приходит к следующему.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога у налогоплательщика возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Порядок направления налогового уведомления предусмотрен ст. 52 НК РФ, согласно которой, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии с ч. 1, ч. 2, ч. 4 и ч. 6 ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
При этом ч. 1 ст. 70 НК предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
[СКРЫТО] А.Ю., имея в собственности объекты налогообложения, является налогоплательщиком транспортного налога: т/с УАЗ 31512 Т714КХ02, т/с Опель Вектра К545РК102.
Руководствуясь ст.ст. 32,52 НК РФ, межрайонная ИФНС № по РБ известила [СКРЫТО] А.Ю. о сумме и сроках уплаты налога, направив ДД.ММ.ГГГГ налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате имущественного налога за 2015 год (сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается реестром почтовых отправлений (л.д. 14-16 дела №а-1207/2018).
Расчет налога по т/с УАЗ 31512 Т714КХ02: налоговый период – 2015, налоговая база – 92, доля в праве – 1, налоговая ставка – 25, количество месяцев – 12/12, сумма исчисленного налога – 2300,00 руб.
Расчет налога по т/с Опель Вектра К545РК102: налоговый период – 2015, налоговая база – 140, доля в праве – 1, налоговая ставка – 35, количество месяцев – 12/12, размер льгот – 1400, сумма исчисленного налога – 3500,00 руб.
В связи с неуплатой налогов и сборов в добровольном порядке, в адрес [СКРЫТО] А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20- 21 дела №а-1207/2018) направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате имущественного налога в размере 62 руб. и пени в размере 2,31 руб. (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
Вместе с тем, в настоящем административном иске налоговый орган взыскивает в налогоплательщика транспортный налог.
Таким образом, в нарушение ст. 70 НК РФ требование о взыскании транспортного налога с физических лиц в размере 5800 руб. за 2015 год в адрес [СКРЫТО] А.Ю. не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки направлено не было.
Также в материалах дела имеется налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании транспортного налога с физических лиц в размере 5800 руб. за 2015 год, направленное в адрес административного ответчика потовой связью и посредством личного кабинета в нарушение ст. 52 НК РФ позднее 30 дней до наступления срока платежа - лишь ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-19 дела №а-820/2019).
Впоследствии в адрес налогоплательщика направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании транспортного налога в размере 5800 руб., пени в размере 115,42 руб. (л.д.20-21 дела №а-820/2019) и требование № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании транспортного налога в размере 5800 руб., имущественного налога в размере 212 руб. и пени (л.д. 23-24 дела №а-1207/2018).
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что налоговым органом нарушен порядок и сроки направления налогового уведомления и требования об уплате налога, установленные ст. 52 и ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем отказывает в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России № по Республике Башкортостан в части взыскания задолженности по транспортному налогу.
Далее. МРИ ФНС № по РБ предъявлено в суд требование о взыскании с административного ответчика пени.
Так, в целях обеспечения исполнения налогоплательщиком конституционной обязанности платить налоги в Налоговом кодексе РФ предусмотрена система мер, обеспечивающих ее исполнение, к числу которых отнесено начисление пени.
Согласно положениям пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик (налоговый агент) должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, начисление пеней непосредственно связано в несвоевременной уплатой налогов в бюджет.
Исходя из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Принимая во внимание, что задолженность за 2015 год за налогоплательщиком [СКРЫТО] А.Ю. не установлена, следовательно, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и не подлежат взысканию.
В соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом.
Учитывая требования части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которой при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, суд в том числе проверяет, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы, тот факт, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ), принимая во внимание, что доказательств правомерности взыскания налоговым органом не представлено, обязанность по доказываю налоговым органом не выполнена, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения административного иска межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № по Республике Башкортостан к [СКРЫТО] А.Ю. о взыскании задолженности по налогам и сборам и пени за 2015 год не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № по Республике Башкортостан к [СКРЫТО] Алексею Юрьевичу (ИНН 027608639318) о взыскании транспортного налога с физических лиц в размере 5800 руб., пени в размере 115,42 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Кировский районный суд г. Уфы со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.Р. Курамшина