Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 20.12.2018 |
Дата решения | 16.01.2019 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления) |
Судья | Курамшина А.Р. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 078cd3e6-13b9-3250-8a81-7785dafe98f6 |
дело№2а-795/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2019 года г. Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,
при секретаре Касимовой А.А.,
с участием представителя административного истца прокурора Кировского района г.Уфы - старшего помощника прокурора Азнабаева В.Х. (дов. от 15.01.2019 года),
[СКРЫТО] И.В., [СКРЫТО] Н.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кировского района г.Уфы Хабибуллина И.Г. в интересах [СКРЫТО] И.В., [СКРЫТО] Н.Ф., [СКРЫТО] И.И. к государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, заместителю председателя государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре Родину Е.В. о признании решения государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г.Уфы Хабибуллин И.Г. в интересах [СКРЫТО] И.В., [СКРЫТО] Н.Ф., [СКРЫТО] И.И. обратился в суд с административным иском к государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, заместителю председателя государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре Родину Е.В. о признании решения государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре об отказе в признании семьи [СКРЫТО] участником мероприятия по предоставлению семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка незаконным, указав следующее.
В прокуратуру района поступило обращение [СКРЫТО] Нурзили Фаилевны об отказе в признании ее семьи участником мероприятия по предоставлению единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка.
Проведенной проверкой установлено, что 12 апреля 2018 г. у семьи [СКРЫТО] родился первый ребенок – [СКРЫТО] И.И.
12 октября 2018 г. (в 12.08 час.) [СКРЫТО] Н.Ф. через Республиканское государственное автономное учреждение Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг республиканскими органами власти (далее – РГАУ МФЦ) обратилась в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (далее – Госстрой РБ) с заявлением о предоставлении социальной выплаты при рождении первого ребенка в рамках мероприятия по улучшению демографической ситуации в Республике Башкортостан.
Согласно уведомлению от 22.10.2018 №, направленному [СКРЫТО] Н.Ф., семье [СКРЫТО] решением от 18.10.2018 № отказано в признании участником мероприятия по предоставлению семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка на основании п.п. «г» п. 2.6 Порядка предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2017 №, (далее – Порядок) в связи с истечением срока подачи документов.
В целях реализации Указа Главы Республики Башкортостан от 09.03.2017 № УГ-32 «О дополнительных мерах по улучшению демографической ситуации в Республике Башкортостан» Правительство Республики Башкортостан от 18.04.2017 № своим постановлением утвердило Порядок предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка.
В силу п.п. 1.11, 2.1, 2.2, 2.6 Порядка заявление и документы для участия в мероприятии представляются, в том числе посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
[СКРЫТО] Н.Ф. направила документы, предусмотренные п. 2.1 Порядка, в орган, правомочный принимать документы в рамках реализации Порядка предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка в РГАУ МФЦ, в установленный Порядком шестимесячный срок, а именно 12.10.2018. При этом, последним днем подачи документов следует считать 15.10.2018, в связи с тем, что [СКРЫТО] И.И. родился 12.04.2018 и поэтому срок подачи документов исчисляется с 13.04.2018, а 13.10.2018 приходится на выходной день (суббота).
В результате отказа в предоставлении единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка семья [СКРЫТО] лишилась получения 300 тысяч рублей, предоставляемых на приобретение (строительство) жилого помещения или для погашения остатка основного долга по ипотечному жилищному кредиту (займу).
Прокурор Кировского района г.Уфы Хабибуллин И.Г. просит суд:
1. Признать решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 18.10.2018 № об отказе в признании семьи [СКРЫТО] участником мероприятия по предоставлению семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка незаконным.
2. Обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре предоставить семье [СКРЫТО] единовременную социальную выплату при рождении первого ребенка в соответствии с Порядком предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2017 №.
В судебном заседании представитель административного истца прокурора Кировского района г.Уфы - старший помощник прокурора Азнабаев В.Х. заявленные поддержал, просит административный иск удовлетворить. Дополнительно просит суд в связи с технической опиской в административном иске считать решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 18.10.2018 № решением Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 18.10.2018 №.
[СКРЫТО] И.В., [СКРЫТО] Н.Ф. требования прокурора Кировского района г.Уфы поддержали, просят административный иск удовлетворить. Считают решение государственного комитета незаконным, поскольку обратились с заявлением о предоставлении социальной выплаты при рождении первого ребенка в рамках мероприятия по улучшению демографической ситуации в Республике Башкортостан в предусмотренный законом срок.
Другие стороны по делу на судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены заранее и надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон по делу.
Суд, исследовав и оценив материалы дела, выслушав участников судебного разбирательства, пришел к следующему.
Согласно статье 218 Кодекса административного производства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии указанной совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В целях реализации Указа Главы Республики Башкортостан от 9 марта 2017 года N УГ-32 "О дополнительных мерах по улучшению демографической ситуации в Республике Башкортостан" Правительство Республики Башкортостан своим Постановлением от 18.04.2017 N 165 утвердило Порядок предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка.
В соответствии с п. 2.6 Порядка предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка, Госстрой РБ проверяет сведения, содержащиеся в документах, на соответствие семьи условиям, определенным в пункте 1.3 настоящего Порядка, в 30-дневный срок с даты подачи этих документов и принимает решение о признании либо об отказе в признании семьи участником мероприятия. О принятом решении, а также сроке выдачи свидетельства семья письменно уведомляется Госстроем РБ в 5-дневный срок.
В соответствии с п. 2.6 Порядка предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка основаниями для отказа в признании семьи участником мероприятия является, в том числе и истечение указанного в пункте 1.10 настоящего Порядка срока для подачи семьей заявления и документов для получения социальной выплаты.
Пунктами 1.10, 1.11 Порядка предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка предусмотрено:
«1.10. Семья вправе подать заявление и документы для получения социальной выплаты в течение 6 месяцев после рождения ребенка.
Семья, ребенок в которой родился в период с 1 января 2017 года по 1 марта 2018 года включительно, имеет право подать заявление и документы для получения социальной выплаты до 1 сентября 2018 года.
1.11. Заявление и документы для участия в мероприятии, для оплаты свидетельства представляются:
а) в Госстрой РБ лично одним из членов семьи либо уполномоченным лицом при наличии надлежащим образом оформленных полномочий (далее - уполномоченное лицо);
б) посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр).
В случае представления заявления и документов через многофункциональный центр лично заявителем либо уполномоченным лицом работник многофункционального центра, принявший заявление и документы, удостоверившись в личности заявителя либо уполномоченного лица, должен засвидетельствовать подлинность его подписи на заявлении, а также заверить принятые документы своей подписью с указанием фамилии, имени, отчества и должности.
Заявление и документы, поступившие в многофункциональный центр, направляются в Госстрой РБ в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением о взаимодействии между Госстроем РБ и многофункциональным центром. Госстрой РБ регистрирует заявление в день его поступления.
Датой подачи заявления считается дата поступления заявления в Госстрой РБ.
Многофункциональный центр регистрирует заявление в день его поступления».
Судом установлено, что [СКРЫТО] И.В. состоит в зарегистрированном браке с [СКРЫТО] Н.Ф., что подтверждается свидетельством о заключении брака 11-АР №.
Реализуя право на получение единовременной социальной выплаты в связи с рождением 12 апреля 2018 года сына Ислама, возрастом супругов менее 35 лет, состоящими на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, 12 октября 2018 г. [СКРЫТО] Н.Ф. через Республиканское государственное автономное учреждение Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг республиканскими органами власти (РГАУ МФЦ) обратилась в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре с заявлением о предоставлении социальной выплаты при рождении первого ребенка в рамках мероприятия по улучшению демографической ситуации в Республике Башкортостан.
В соответствии с Соглашением о взаимодействии с Государственным комитетом по строительству и архитектуре (от 14.06.2017 года) и Регламентом приема-передачи документов между РГАУ МФЦ и Государственным комитетом РБ по строительству и архитектуре (приложение № к Соглашению) на следующий рабочий день - 15 октября 2018 года заявление [СКРЫТО] Н.Ф. о предоставлении социальной выплаты при рождении первого ребенка МФЦ направил в орган государственной власти для принятия решения.
Своим решением Государственный комитет Республики Башкортостан (письмо № от 18.10.2018 года) отказал [СКРЫТО] Н.Ф. в признании участником мероприятия по предоставлению семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка на основании п.п. «г» п. 2.6 Порядка предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2017 №, в связи с истечением срока подачи документов.
Признавая решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 18.10.2018 года № незаконным, суд исходит из следующего.
Как следует из позиции, изложенной в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, изменяя таким образом основания принятого решения.
Предметом судебной проверки могут являться лишь те основания и фактические обстоятельства, которые положены в основу оспариваемого решения и отражены в его тексте.
Как указывалось выше, [СКРЫТО] Н.Ф. направила документы, предусмотренные п. 2.1 Порядка, в орган, правомочный принимать документы в рамках реализации Порядка предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка, в РГАУ МФЦ, в установленный Порядком шестимесячный срок - 12.10.2018 года.
15 октября 2018 года заявление [СКРЫТО] Н.Ф. с приложенными документами поступило в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре.
При этом, по мнению суда, последним днем подачи документов следует считать 15.10.2018 года, в связи с тем, что [СКРЫТО] И.И. родился 12.04.2018 года, и поэтому в соответствии с общими правилами исчисления сроков, согласно которых течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало, срок подачи документов исчисляется с 13.04.2018 года, а 13.10.2018 года приходится на выходной день (суббота).
Согласно Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством (статья 21, часть 1); семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1); забота о детях, их воспитание - право и обязанность родителей (статья 38, часть 2); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41, часть 1); ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).
В соответствии с Декларацией прав ребенка от 20 ноября 1959 года, предусматривающей, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, являющаяся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, обязывает государства-участники обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия (пункт 2 статьи 3), и принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления (пункт 1 статьи 19).
Европейский Суд по правам человека применительно к статье 8 "Право на уважение частной и семейной жизни" Конвенции о защите прав человека и основных свобод указывал, что национальные власти обязаны соблюдать справедливый баланс между конкурирующими интересами и при определении такого баланса особое значение придавать коренным интересам ребенка, которые в зависимости от их характера и важности могут иметь приоритет над аналогичными интересами родителей (например, решение от 24 ноября 2005 года по вопросу приемлемости жалобы N 16153/03 "Владимир Лазарев и Павел Лазарев против России").
Семейное законодательство, конкретизируя положения Конституции Российской Федерации и актов международного права, как следует из статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации, исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1); регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (пункт 3); запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан (пункт 4).
В соответствии со статьей 7 Семейного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений (семейными правами), в том числе правом на защиту этих прав, если иное не установлено Семейным кодексом Российской Федерации; осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан (пункт 1); семейные права охраняются законом, за исключением случаев, если они осуществляются в противоречии с назначением этих прав (пункт 2).
Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, направленная в том числе на повышение уровня рождаемости, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации на конкретно-историческом этапе, а также уровню экономического развития и финансовым возможностям государства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2011 года N 28-П).
Установленные судом обстоятельства и приведенные нормы закона свидетельствуют о том, что утвержденный Правительством Республики Башкортостан Порядок предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка является одним из видов реализации программы по улучшению демографической ситуации в Республике Башкортостан, и исключение семьи [СКРЫТО] из числа участников мероприятия по предоставлению семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка лишь только по формальным основаниям, при установлении судом факта своевременного обращения в орган, правомочный принимать документы в рамках реализации Порядка предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка, нельзя признать правомерным.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что принятое в нарушение закона решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 18.10.2018 № не может ограничить законно возникшее право [СКРЫТО] на предоставление социальной выплаты при рождении первого ребенка.
Доводы административных ответчиков об обратном свидетельствуют о формальном подходе к рассматриваемому делу, который при решении социальных вопросов недопустим.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
Административный иск прокурора Кировского района г.Уфы Хабибуллина И.Г. в интересах [СКРЫТО] И.В., [СКРЫТО] Н.Ф., [СКРЫТО] И.И. к государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, заместителю председателя государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре Родину Е.В. о признании решения Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 18.10.2018 № об отказе в признании семьи [СКРЫТО] участником мероприятия по предоставлению семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка, об обязании Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре предоставить семье [СКРЫТО] единовременную социальную выплату при рождении первого ребенка в соответствии с Порядком предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2017 №, удовлетворить.
Признать решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 18.10.2018 № об отказе в признании семьи [СКРЫТО] участником мероприятия по предоставлению семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка незаконным.
Обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре предоставить семье [СКРЫТО] единовременную социальную выплату при рождении первого ребенка в соответствии с Порядком предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2017 №.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Кировский районный суд г.Уфы.
Судья А.Р. Курамшина