Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 22.07.2019 |
Дата решения | 03.09.2019 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Курамшина А.Р. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 2346713a-7f04-3d6f-89c0-cadb92f62f52 |
дело № 2а-7364/2019
УИД 03RS0003-01-2019-007973-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2019 года г. Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,
при секретаре Касимовой А.А.,
помощнике судьи Киреевой И.Р.,
с участием представителя административного истца [СКРЫТО] Н.А. – Гейдарова К.М. (дов. от 17.07.2019 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Надежды Анатольевны к администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан о бездействия администрации незаконным,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] Н. А. обратилась в суд с административным иском к администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан о признании бездействия администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан по не направлению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан заявления, установленной действующим законодательством, формы с приложением необходимых документов об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 02:59:070104:300, 02:59:070104:301 незаконным, обязании администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан заявление, установленной действующим законодательством, формы с приложением необходимых документов об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 02:59:070104:300, 02:59:070104:301, мотивируя требования следующим.
27 ноября 2015 года администрацией городского округа город Салават Республики Башкортостан было принято постановление №3141-п «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории (раздел земельного участка с кадастровым номером 02:59:070104:9)», которое впоследствии послужило основанием для образования земельных участков с кадастровыми номерами 02:59:070104:300, 02:59:070104:301. Сведения об указанных земельных участках были внесены в государственный кадастр недвижимости со статусом «Временный», о чём в Едином государственном реестре недвижимости сделана соответствующая запись.
Решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 15 марта 2017 года по делу №2а-741/2017, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 3 июля 2017 года по делу №33а-121587/2017, указанное выше постановление административного ответчика было признано незаконным.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 18 марта 2019 года №2а-804/2019 также установлена незаконность образования земельных участков с кадастровыми номерами 02:59:070104:300, 02:59:070104:301.
[СКРЫТО] Н.А., являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером 02:59:070104:9 и собственником части здания, расположенного на данном земельном участке по адресу: РБ <адрес>, самостоятельно обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан с заявлением об исключении из государственного кадастра сведений об указанных земельных участках.
Уведомлением о приостановлении осуществления кадастрового учета №02-0-1-264/3001/2017-6909 от 18.12.2017г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан фактически сообщило, что с таким заявлением обратилось ненадлежащее лицо.
В данном случае надлежащим заявителем при данном виде обращения является правообладатель исходного земельного участка с кадастровым номером 02:59:070104:9 - Администрация городского округа город Салават Республики Башкортостан.
В последующем [СКРЫТО] Н.А. неоднократно (письма от 27 мая 2018 года, 25 декабря 2018 года, 29 апреля 2019 года и 25 июня 2019 года) обращалась к административному ответчику, указывая на то, что городской округ город Салават Республики Башкортостан в лице Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 02:59:070104:9, а также, образованными путём его раздела, участками с кадастровыми номерами 02:59:070104:300 и 02:59:070104:301, имеющими статус «временный», и просила направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан заявление об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 02:59:070104:300 и 02:59:070104:301. Однако, до настоящего времени административный ответчик бездействует и с таким заявлением не обращается.
Административный истец считает бездействие административного ответчика, выразившееся в не направлении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан заявления об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 02:59:070104:300, 02:59:070104:301, незаконным и создающим угрозу нарушения её прав и законных интересов.
Таким образом, в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости сохраняются сведения государственного кадастра недвижимости в отношении незаконно образованных земельных участков с кадастровыми номерами 02:59:070104:300 и 02:59:070104:301, что создаёт реальную угрозу нарушения прав и законных интересов административного истца.
Так, вступившим в законную силу, решением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 18 марта 2019 года №2а-804/2019 установлено, что административный ответчик безосновательно вынес постановление Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан №3336-п от 11 декабря 2018 года «О предоставлении Ярыгину Валерию Максимовичу и Дрогалиной Татьяне Васильевне земельных участков с кадастровыми номерами 02:59:070104:300 и 02:59:070104:301 в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора» которое, по сути, продолжает исходить из законности образования земельных участков с кадастровыми номерами 02:59:010101:300 и 02:59:010101:301. Необходимо отметить, что указанным решением Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан данное постановление было признанно незаконным.
Последующее сохранение существующего положения в виде наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 02:59:070104:300, 02:59:070104:301 создаёт для административного ответчика возможность издания новых документов властно-распорядительного характера в отношении данных участков, что безусловно создаёт реальную угрозу нарушения прав административного истца и влечёт для него возможность наступления связанных с этим неблагоприятных последствий.
В судебном заседании представитель административного истца [СКРЫТО] Н.А. – Гейдаров К.М. просит административный иск удовлетворить.
Административный ответчик администрация ГО г. Салават Республики Башкортостан направила в суд возражения по заявленным требованиям, из которого следует, что в удовлетворении административного иска следует отказать.
Заинтересованное лицо комитет по управлению собственностью министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по г. Салавату направил в суд возражения по заявленным требованиям, из которого следует, что в удовлетворении административного иска следует отказать.
Другие стороны по делу на судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Суд с учетом мнения сторон по делу считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон по делу.
Изучив и оценив материалы дела, выслушав представителя административного истца [СКРЫТО] Н.А. – Гейдарова К.М., суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (далее КАС РФ), при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Вступившим (апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 24.06.2019 года по дел №33а-11244/2019) в законную силу решением Кировского районного суда г.Уфы от 18 марта 2019 года по делу №2а-804/2019 постановлено:
«административный иск [СКРЫТО] Надежды Анатольевны к Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан – удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан № 3336-п от 11 декабря 2018 года «О предоставлении Ярыгину Валерию Максимовичу и Дрогалиной Татьяне Васильевне земельных участков с кадастровыми номерами 02:59:070104:300 и 02:59:070104:301 в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора».
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Кировского районного суда г.Уфы от 18 марта 2019 года по делу №2а-804/2019 установлено следующее.
«Барминой Н. А., Ярыгину В. М., Дрогалиной Т. В. принадлежат на праве собственности объекты недвижимости, расположенные на земельном участке по адресу г. Салават, ул. Северная, 16, с кадастровым номером 02:59:070104:9 (участках с кадастровыми номерами 02:59:010101:300, 02:59:010101:301, имеют статус временных).
Как установлено Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 03 июля 2017 года (№ 33а-12158/2017), Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 05 апреля 2017 года (№ 33а-6067/2017), на основании договора купли-продажи от 24 апреля 2010 года [СКРЫТО] Н. А. на праве собственности принадлежит часть нежилого помещения, общей площадью 786,7 кв.м на 1, 2 этаже, номера на поэтажном плане на 1 этаже – 1, 2, 13, 20, 24, 2 этаж – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, по адресу: РБ, <адрес>.
Помимо этого, за истцом на основании Апелляционного определения Верховного суда Республики Башкортостан от 28 января 2016 года признано право общей долевой собственности в размере 376/1000 доли на помещение подвала, общей площадью 292,7 кв.м., номера на поэтажном плане 1, 2, 3, 4, 5, 6; на помещение «Элеваторная» лит.А, номер на поэтажном плане 12, площадью 13,7 кв.м. здания фабрики; на помещение гаража (элеваторного узла) лит.В1 номер 3, площадью 37,6 кв.м., по адресу: РБ, <адрес>.
Ярыгину В. М. на основании договора купли-продажи от 02 сентября 2009 года №24, протокола от 18 марта 2002 года №18 на праве собственности принадлежало нежилое помещение, расположенное по адресу: РБ, <адрес> площадью 973,8 кв.м., этаж и подвал, на 1 этаже номера на поэтажном плане с 3 по 12, с 15 по 23, с 25 по 45 подвал с 1 по 6.
На основании постановления Администрации городского округа город Салават от 10 сентября 2012 года № 2188-п 21 сентября 2012 года между [СКРЫТО] Н. А. и Ярыгиным В. М., с одной стороны, и Администрацией городского округа город Салават Республики Башкортостан был заключен договор аренды №92-12-57зем земельного участка, расположенного по адресу Республика Башкортостан, <адрес>, площадью 4289 кв. с кадастровым номером 02:59:070104:9 на срок с 21.05.2010 года по 20.05.2015 года для обслуживания здания фабрики по пошиву рабочей одежды (т. 1 л.д. 33, т. 2 л.д. 69).
По договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора № 93-12-57зем от 21.09.2012 года Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Салавату, именуемый в дальнейшем «Арендодатель», представляющий интересы собственника городского округа города Салават РБ, с одной стороны, и Ярыгина В.М., [СКРЫТО] Н.А., именуемые в дальнейшем «Арендаторы» на основании постановления Администрации городского округа городского округа город Салават Республики Башкортостан от 10.09.2012г. № 2188-П, заключили договор аренды земельного участка.
Согласно п. 1.1 договора предметом договора, является земельный участок из земельных населенных пунктов площадью 4289,00 кв.м., в том числе Ярыгин В.М. 2372,42 кв.м.; [СКРЫТО] Н.А. 1916 кв.м. с кадастровым номером 02:59:070104:9, находящийся по адресу: РБ, <адрес>.
Вид разрешенного использования: в целях обслуживания здания по пошиву рабочей одежды в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка от 18.09.2012 №02/12/1-448476. На данном участке имеется объект недвижимости, находящийся в собственности Арендатора.
Согласно п.3.1 договора срок аренды устанавливается с 21.05.2010 г. по 20.05.2015 г.
В силу п.8.2 указанного договора, договор может быть расторгнут по требованию Арендодателя или по решению суда на основании и в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях если участок используется в нарушении разрешенного использования (п.8.2.5).
Пунктом 8.6 указанного договора предусмотрено, что если арендатор продолжает пользоваться участком после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны Арендодателя, договор считается возобновленным на тех условиях на неопределенный срок.
Пунктом 10.1 договора предусмотрено, что он подлежит государственной регистрации в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и направляются Арендодателю для последующего учета.
На основании Апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 января 2016 года за [СКРЫТО] Н. А. признано право общей долевой собственности в размере 376/1000 доли на помещение подвала, общей площадью 292,7 кв.м., номера на поэтажном плане 1, 2, 3, 4, 5, 6 на помещение «Элеваторная» лит.А, номер на поэтажном плане 12, площадью 13,7 кв.м., здания фабрики; на помещение гаража лит.В 1, номер 3, площадью 37,6 кв.м. по адресу: <адрес>.
В связи с истечением срока действия договора аренды земельного участка от 21.09.2012 №92-12-57зем [СКРЫТО] Н.А. 20.05.2015 года и 23.06.2015 года обращалась к Председателю Комитета по управлению собственностью Министерства земельных имущественных отношений РБ по городу Салават и главе Администрации г.Салават с просьбой пролонгировать либо возобновить вышеуказанный договор на тех же условиях.
Как следует из материалов дела и подтверждается также апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 03 июля 2017 года (№ 33а-12158/2017) (т.1 л.д. 56) в ответ на повторное обращение Комитет по управлению собственностью Министерства земельных имущественных отношений РБ по городу Салават письмом б/н от 24.11.2015 года сообщил, что проект постановления Администрации городского округа город Салават о предоставлении [СКРЫТО] Н.А., Ярыгину В. М. в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка с кадастровым номером 02:59:070104:9» в настоящее время находится на согласовании в службах Администрации.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 03 июля 2017 года (№ 33а-12158/2017) установлено, что 27.11.2015 года, рассмотрев обращения Ярыгина В.М. об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане зарегистрированное 30.10.2015 года за №4287-з/03, Администрацией городского округа город Салават Республики Башкортостан было принято постановление № 3141-п «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории (раздел земельного участка с кадастровым номером 02:59:070104:9)», которое впоследствии послужило основанием для образования земельных участков с кадастровыми номерами 02:59:070104:300, 02:59:070104:301, имеющими статус «Временный». (т.1 л.д. 56).
Письмом №160570 от 06.05.2016 года на обращение [СКРЫТО] Н.А., Администрация ГО город Салават Республики Башкортостан сообщило, что вышеуказанные временные земельные участки не являются препятствием для заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:59:070104:9 со множественностью лиц на стороне арендатора.
Решением Салаватского городского суда РБ от 15 марта 2017 года, вступившим в законную силу, удовлетворены административные исковые требования [СКРЫТО] Н. А. к Администрации городского округа город Салават о признании незаконным постановления от 27.11.2015 № 3141-п «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории», признано незаконным Постановление Администрации городского округа г. Салавата от 27.11.2015 № 3141-п «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории».
Апелляционным Определением Верховного суда Республики Башкортостан от 03 июля 2017 года установлено, что согласно постановлению от 27.11.2015 года № 3141-п «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории» был произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 02:59:070104:9 и образованы два земельных участка с кадастровыми номерами 02:59:070104:300 и 02:59:070104:301, которые были образованы из ранее предоставленного в аренду [СКРЫТО] Н. А. и Ярыгину В. М. земельного участка на основании договора аренды от 21.09.2012 года.
Образование новых земельных участков осуществлено Администрацией ГО г. Салават в отсутствие согласия [СКРЫТО] Н.А., что нарушает её права и законные интересы.
Согласно апелляционному определению Верховного суда Республики Башкортостан от 03 июля 2017 года (№ 33а-12158/2017) на момент принятия постановления № 3141-п от 27.11.2015 года договор аренды расторгнут не был, возражений со стороны арендодателя в адрес арендаторов по пользованию указанным земельным участком не поступало, земельный участок арендодателю не возвращался, потому договор аренды от 21.09.2012 года считается возобновленным на неопределенный срок.
В условиях предоставления земельного участка в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора в качестве лиц (граждан), обеспечивающих подготовку схемы расположения земельного участка, должны выступать одновременно административный истец [СКРЫТО] Н. А. и заинтересованное лицо - Ярыгин В. М., которые в данном случае рассматриваются как единая сторона правовых отношений, выступая в качестве арендатора со множественностью лиц.
Решение Салаватского городского суда РБ от 15 марта 2017 года Апелляционным определением ВС РБ от 03.07.2017 года оставлено без изменения.
С 11 августа 2017 года на земельном участке кроме помещений, принадлежащих Ярыгину В. М. и [СКРЫТО] Н. А. имеются также помещения, принадлежащие Дрогалиной Т. В., право на помещения которой зарегистрировано 11.08.2017 на основании договора купли-продажи, 15.08.2017 на основании договора купли-продажи, 27.10.2017 на основании договора дарения 624/1000 долей в праве, что подтверждается выписками о переходе прав на объект недвижимого имущества.
Таким образом, на земельном участке с кадастровым номером 02:59:010101:300, расположены объекты принадлежащие Дрогалиной Т. В. и [СКРЫТО] Н. А.
На земельном участке с кадастровым номером 02:59:010101:301, расположены объекты принадлежащие Ярыгину В. М. и Баpминой Н. А.
Постановлением Администрации городского округа город Салават РБ № 3336-п от 11 декабря 2018 года Ярыгину В. М. и Дрогалиной Т. В. предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами 02:59:070104:300 и 02:59:070104:301 в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора (т.2. л.д. 119).
Указанным постановлением расторгнут договор аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора с Ярыгиным В. М. и [СКРЫТО] Н. А. от 21.09.2012 года № 93-12-57зем с 11.08.2017 года (п. 2).
Постановлено: изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:59:070104:301, относящегося к категории земель «Земли населенных пунктов», общей площадью 2007 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир дом, участок находится примерно в 5 м от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: 453252, РБ, <адрес>, указав новый вид разрешенного использования «Объекты придорожного сервиса» (п. 4).
Изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:59:070104:300, относящегося к категории земель «Земли населенных пунктов», общей площадью 2282 кв.м, расположенного по адресу: 453252, Республика Башкортостан, <адрес>, указав новый вид разрешенного использования «Обслуживание автотранспорта» (п. 5).
Постановлено: Предоставить Ярыгину Валерию Максимовичу в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора для обслуживания нежилых помещений земельный участок с кадастровым номером 02:59:070104:301, относящийся к категории земель населенных пунктов, площадью 2007 кв.м., с видом разрешенного использования земельного участка «Объекты придорожного сервиса», местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир дом, участок находится примерно в 5 м от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: 453252, Республика Башкортостан, <адрес>, на 5 лет с момента выхода настоящего постановления (п. 7).
Постановлено: Предоставить Дрогалиной Татьяне Васильевне в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора для хранения автотранспорта земельный участок с кадастровым номером 02:59:070104:300, относящийся к категории земель населенных пунктов, площадью 2282 кв.м, с видом разрешенного использования земельного участка «Обслуживание автотранспорта», расположенный по адресу: 453252, РБ, <адрес>, на 5 лет с момента выхода настоящего постановления (п. 8).
Постановлено Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Салавату (Рахматуллин С.Г.) осуществить подготовку проектов договоров аренды земельных участков со множественностью лиц на стороне арендатора в шести экземплярах, их подписание, а также направить указанные проекты договора для подписания всем правообладателям здания, сооружения, помещений в них (п. 9).
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление № 3336-п от 11 декабря 2018 года принято с нарушением норм действующего законодательства, а также без учета вступившего в законную силу решения суда.
Решением Салаватского городского суда РБ от 15 марта 2017 года, признано незаконным Постановление Администрации городского округа г. Салавата от 27.11.2015 № 3141-п «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории».
Апелляционным Определением Верховного суда Республики Башкортостан от 03 июля 2017 года Решение Салаватского городского суда РБ от 15 марта 2017 года оставлено без изменения, а также установлено, что согласно постановлению от 27.11.2015 года № 3141-п «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории» был произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 02:59:070104:9 и образованы два земельных участка с кадастровыми номерами 02:59:070104:300 и 02:59:070104:301, которые были образованы из ранее предоставленного в аренду [СКРЫТО] Н. А. и Ярыгину В. М. земельного участка на основании договора аренды от 21.09.2012 года.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оспариваемое постановление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца [СКРЫТО] Н. А., поскольку раздел земельного участка - кадастровым номером 02:59:070104:9, совершен в нарушение пункта 4 статьи 11.2, пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации при отсутствии согласия землепользователей (владельцев объектов недвижимости, находящихся на спорном земельном участке), и признал указанные действия администрации по разделу земельного участка с кадастровым номером 02:59:070104:9 незаконными.
Между тем, административным ответчиком в нарушение установленных решением суда обстоятельств, безосновательно вынесено оспариваемое Постановление № 3336-п от 11 декабря 2018 года, которое, по сути, продолжает исходить из законности образования и использования земельных участков с кадастровыми номерами 02:59:010101:300 и 02:59:010101:301, созданных на основании постановления Администрации городского округа г. Салавата от 27.11.2015 № 3141-п «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории», которое признано незаконным и не может иметь правовых последствий.
Ссылки представителя ответчика и заинтересованных лиц на то, что земельные участки 02:59:010101:300 и 02:59:010101:301 стоят на кадастровом учета, имеют статус временных, и о том, что межевой план не признан недействительным, не свидетельствуют о законности разделения земельного участка с кадастровым номером 02:59:070104:9 на два земельных участка с кадастровыми номерами 02:59:070104:300 и 02:59:070104:301, так как правоустанавливающий документ, положенный в основу их создания - постановление от 27.11.2015 года № 3141-п признано незаконным, что подтверждается вступившим в законную силу решением суда».
Судом установлено, что [СКРЫТО] Н.А., являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером 02:59:070104:9 и собственником части здания, расположенного на данном земельном участке по адресу: РБ <адрес>, самостоятельно обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан с заявлением об исключении из государственного кадастра сведений об указанных земельных участках. Уведомлением о приостановлении осуществления кадастрового учета №02-0-1-264/3001/2017-6909 от 18.12.2017г.
18 декабря 2017 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан сообщило, что для устранения причин приостановления снятия с государственного кадастрового учета земельного участка 02:59:070104:301 рекомендовало обратиться правообладателю исходного земельного участка с кадастровым номером 02:59:070104:9 или его представителю.
В данном случае при данном виде обращения надлежащим заявителем -правообладателем исходного земельного участка с кадастровым номером 02:59:070104:9 является администрация городского округа город Салават Республики Башкортостан.
В последующем [СКРЫТО] Н.А. неоднократно (письма от 27 мая 2018 года, 25 декабря 2018 года, 29 апреля 2019 года и 25 июня 2019 года) обращалась к административному ответчику - администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан, указывая на то, что городской округ город Салават Республики Башкортостан в лице администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 02:59:070104:9, а также образованными путём его раздела, участками с кадастровыми номерами 02:59:070104:300 и 02:59:070104:301, имеющими статус «временный», и просила направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан заявление об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 02:59:070104:300 и 02:59:070104:301.
Сведения о направлении администрацией городского округа город Салават Республики Башкортостан в адрес [СКРЫТО] Н.А. ответов на указанные обращения или в адрес Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан заявления об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 02:59:070104:300 и 02:59:070104:301 в материалах дела отсутствуют, такие сведения административными ответчиками не представлены в суд.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 218 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 1727-О).
По смыслу пункта 4 части 2 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под бездействием понимается уклонение органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, от принятия решений либо действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемого бездействия незаконным возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие бездействия нормативным правовым актам и нарушение им прав, свобод и законных интересов административного истца.
При этом, пунктом 7 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 01.03.2022. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Таким образом, в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости сохраняются сведения государственного кадастра недвижимости в отношении незаконно образованных земельных участков с кадастровыми номерами 02:59:070104:300 и 02:59:070104:301, что создаёт реальную угрозу нарушения прав и законных интересов административного истца.
Суд соглашается с мнением представителя административного истца о том, что последующее сохранение существующего положения в виде наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 02:59:070104:300, 02:59:070104:301 создаёт для административного ответчика возможность издания новых документов властно-распорядительного характера в отношении данных участков, что безусловно создаёт реальную угрозу нарушения прав административного истца и влечёт для него возможность наступления связанных с этим неблагоприятных последствий.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 7 и пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, с учётом приведённых норм Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и того обстоятельства, что муниципальный правовой акт - постановление Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 27 ноября 2015 года №3141-п «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории (раздел земельного участка с кадастровым номером 02:59:070104:9)» признано незаконным, у административного ответчика, обладающего обязанностью обеспечить надлежащую реализацию правомочий собственника земельного участка в строгом соответствии с нормами действующего законодательства, в т.ч. как у органа, наделённого властными полномочиями по решению вопросов местного значения, имеется обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан с заявлением установленной действующим законодательством формы с приложением необходимых документов об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 02:59:070104:300, 02:59:070104:301.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что бездействие административного ответчика, выразившееся в не направлении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан заявления об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 02:59:070104:300, 02:59:070104:301, является незаконным и создающим угрозу нарушения прав и законных интересов административного истца [СКРЫТО] Н.А.
Административным ответчиком заявлено о пропуске срока обращения в суд.
В силу статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (части 1, 5, 8).
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Приведенным правовым нормам корреспондирует положение части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных этим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Отклоняя доводы административного ответчика о пропуске срока обращения в суд, суд учитывает, что [СКРЫТО] Н.А. неоднократно (письма от 27 мая 2018 года, 25 декабря 2018 года, 29 апреля 2019 года и 25 июня 2019 года) обращалась к административному ответчику - администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан с соответствующими заявлениями.
Доказательств направления ответа на обращения административного истца суду не представлено.
Таким образом, суд находит, что, обратившись в суд 22 июля 2019 года, [СКРЫТО] Н.А. был соблюден предусмотренный ст.219 КАС РФ трехмесячный срок.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление [СКРЫТО] Надежды Анатольевны к администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан о признании бездействия администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан по не направлению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан заявления, установленной действующим законодательством, формы с приложением необходимых документов об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 02:59:070104:300, 02:59:070104:301 незаконным, обязании администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан заявление, установленной действующим законодательством, формы с приложением необходимых документов об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 02:59:070104:300, 02:59:070104:301, удовлетворить.
Признать бездействие администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан по не направлению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан заявления, установленной действующим законодательством, формы с приложением необходимых документов об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 02:59:070104:300, 02:59:070104:301 незаконным.
Обязать администрацию городского округа город Салават Республики Башкортостан направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан заявление, установленной действующим законодательством, формы с приложением необходимых документов об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 02:59:070104:300, 02:59:070104:301.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Кировский районный суд г.Уфы.
Судья А.Р. Курамшина