Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 02.07.2019 |
Дата решения | 28.08.2019 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Соколова И.Л. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | f3dad07c-47b7-3f9a-9aaa-49b2ad60abcb |
03RS0003-01-2019-006958-88
№ 2а-6565/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Уфа 28 августа 2019 года
Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Мурадян А. И.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Иглинского района Республики Башкортостан Ахметшиной Я. Т. на основании доверенности,
рассмотрел в судебном заседании административное исковое заявление Прокурора Иглинского района Республики Башкортостан в интересах [СКРЫТО] А. Ф. действующей в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан о возложении обязанности на [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан организовать бесперебойное обеспечение в 2019 году: ФИО1, ФИО2 расходными материалами к инсулиновой помпе,
у с т а н о в и л:
административный истец Прокурор Иглинского района Республики Башкортостан обратился в суд с названным административным иском. В обоснование указано, что Прокуратурой района по обращению [СКРЫТО] А.Ф., действующей в интересах своих несовершеннолетних детей: ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении в части обеспечения нуждающихся больных граждан бесплатными лекарственными препаратами, в ходе которой выявлены нарушения.
Установлено, что несовершеннолетние ФИО1 и ФИО2 состоят на учете в ГБУЗ РБ «Иглинская ЦРБ» с диагнозом сахарный диабет 1 тип, имеют инвалидность. Дети получают постоянную инсулинотерапию с помощью инсулиновой помпы.
Из выписного эпикриза ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» следует, что ФИО1 рекомендовано: смена канюли (тонкая игла) каждые 3 дня (11 канюль в месяц) и смена катетера каждые 6 дней (5 катетеров в месяц).
Инфузионный набор состоит из катетера (пластиковой трубочки) и канюли (тонкой иглы). Длина требуемой к использованию иглы 8 мм., катетера 60 см.
Аналогичную месячную потребность в расходных материалах к инсулиновой помпе имеет несовершеннолетний ФИО2
Кроме того, ФИО1 и ФИО2 необходима замена резервуаров к инсулиновой помпе каждые 10 дней (по 3 штуки в месяц на каждого ребенка).
Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, в который включены вышеназванные расходные материалы к инсулиновой помпе:
- инфузионные наборы к инсулиновой помпе (код вида номенклатурной классификации медицинских изделий - 351940).
резервуары к инсулиновой помпе (код вида номенклатурной классификации медицинских изделий - 207670).
Таким образом, дети [СКРЫТО] А.Ф. имеют право на получение набора социальных услуг в виде льготного обеспечения расходными материалами к инсулиновой помпе.
Вместе с тем, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к ней 8-летней ФИО1, 6-летнему ФИО2, страдающим сахарным диабетом 1 типа и имеющим инвалидность, не предоставляются, родители вынуждены приобретать медицинские изделия за свой счет.
Согласно уточненным исковым требованиям, прокурор просил:
Возложить обязанность на [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан организовать бесперебойное обеспечение в 2019 году:
ФИО1 расходными материалами к инсулиновой помпе: канюлями (5-6 мм.) в количестве 11 штук в месяц, инфузионным набором в количестве 5 штук в месяц, резервуаром к инсулиновой помпе в количестве 4 штук в месяц.
ФИО2 расходными материалами к инсулиновой помпе: канюлями (5-6 мм.) в количестве 11 штук в месяц, инфузионным набором в количестве 5 штук в месяц, резервуаром к инсулиновой помпе в количестве 4 штук в месяц.
В судебном заседании представитель административного истца Ахметшина Я. Т. доводы административного иска поддержала, просила удовлетворить.
[СКРЫТО] А. Ф., действующая в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 - извещена надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Административный ответчик [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ Иглинская ЦРБ извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Суд, выслушав участников, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях [СКРЫТО] оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №-ф3) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды относятся к категории федеральных льготников.
Обеспечение детей-инвалидов лекарственными средствами, медицинскими изделиями производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии со ст. ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания.
Таким образом, в соответствии названными статьями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ данная категория граждан имеет право обратиться за предоставлением набора социальных услуг, включающего обеспечение необходимыми медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия за счет средств федерального бюджета.
Согласно ст. 98 Федерального закона №-ф3, регламентирующей ответственность в сфере охраны здоровья, органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что несовершеннолетние ФИО1 и ФИО2 состоят на учете в ГБУЗ РБ «Иглинская ЦРБ» с диагнозом сахарный диабет 1 тип, имеют инвалидность. Дети получают постоянную инсулинотерапию с помощью инсулиновой помпы.
Из выписного эпикриза ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» следует, что ФИО1 рекомендовано: смена канюли (тонкая игла) каждые 3 дня (11 канюль в месяц) и смена катетера каждые 6 дней (5 катетеров в месяц).
Инфузионный набор состоит из катетера (пластиковой трубочки) и канюли (тонкой иглы). Длина требуемой к использованию иглы 8 мм., катетера 60 см.
Аналогичную месячную потребность в расходных материалах к инсулиновой помпе имеет несовершеннолетний ФИО2
Кроме того, ФИО1 и ФИО2 необходима замена резервуаров к инсулиновой помпе каждые 10 дней (по 3 штуки в месяц на каждого ребенка).
Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, в который включены вышеназванные расходные материалы к инсулиновой помпе:
- инфузионные наборы к инсулиновой помпе (код вида номенклатурной классификации медицинских изделий - 351940).
резервуары к инсулиновой помпе (код вида номенклатурной классификации медицинских изделий - 207670).
Таким образом, дети [СКРЫТО] А.Ф. имеют право на получение набора социальных услуг в виде льготного обеспечения расходными материалами к инсулиновой помпе.
Вместе с тем, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к ней 8-летней ФИО1, 6-летнему ФИО2, страдающим сахарным диабетом 1 типа и имеющим инвалидность, не предоставляются, родители вынуждены приобретать медицинские изделия за свой счет.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства административный ответчик суду не представил.
В силу положений п.п. «ж» п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов [СКРЫТО], защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве [СКРЫТО] Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №, [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан (далее - [СКРЫТО]) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере [СКРЫТО] на территории Республики Башкортостан.
Пунктом 2.1 указанного Положения предусмотрено, что основными задачами Министерства являются разработка и реализация мер по развитию [СКРЫТО], организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения.
В соответствии с п.п. 4 п. 4.1 Положения о Министерстве [СКРЫТО] Республики Башкортостан к Полномочиям, переданным Российской Федерацией Республике Башкортостан в сфере охраны здоровья относятся: организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Таким образом, обеспечение медицинскими изделиями возложено на [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан.
Данная обязанность является публично-правовой обязанностью органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доказательств, опровергающих нуждаемость в обеспечении вышеуказанным лекарственным препаратом, [СКРЫТО] [СКРЫТО] суду не представлено.
Таким образом, бездействие Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан противоречит действующему законодательству, влечет существенное нарушение прав граждан на медицинскую помощь.
При установленных судом обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 188 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора Иглинского района Республики Башкортостан - удовлетворить.
Возложить обязанность на [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан организовать бесперебойное обеспечение в 2019 году:
ФИО1 расходными материалами к инсулиновой помпе: канюлями (5-6 мм.) в количестве 11 штук в месяц, инфузионным набором в количестве 5 штук в месяц, резервуаром к инсулиновой помпе (картриджем) в количестве 4 штук в месяц.
ФИО2 расходными материалами к инсулиновой помпе: канюлями (5-6 мм.) в количестве 11 штук в месяц, инфузионным набором в количестве 5 штук в месяц, резервуаром к инсулиновой помпе (картриджем) в количестве 4 штук в месяц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Данное решение в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.
Судья Соколова И. Л.