Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 01.07.2019 |
Дата решения | 05.08.2019 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Курамшина А.Р. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | e3a1fbec-423a-3291-bf96-05d7db619fd4 |
дело № 2а-6459/2019
УИД 03RS0003-01-2019-006906-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 августа 2019 года город Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,
при секретаре Касимовой А.А.,
с участием административного истца [СКРЫТО] Д.Р.,
представителя [СКРЫТО] Д.Р. – адвоката Писарькова П.П. (удостоверение №, регистрационный №, ордер серия 019 № от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску [СКРЫТО] Дмитрия Рамилевича к призывной комиссии Кировского района ГО г. Уфа РБ, военному [СКРЫТО] Кировского и Ленинского районов г. Уфа РБ, военному [СКРЫТО] Республики Башкортостан, призывной комиссии Республики Башкортостан, военному комиссару Кировского и Ленинского районов г.Уфы РБ Алферову Ю. о признании незаконным бездействие призывной комиссии Республики Башкортостан,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] Д.Р. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Кировского района ГО г. Уфа РБ, военному [СКРЫТО] Кировского и Ленинского районов г. Уфа РБ, военному [СКРЫТО] Республики Башкортостан, призывной комиссии Республики Башкортостан, военному комиссару Кировского и Ленинского районов г.Уфы РБ Алферову Ю. о признании незаконным бездействия призывной комиссии Республики Башкортостан, выразившегося в непринятии решения об отмене решения призывной комиссии Кировского района городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) о призыве [СКРЫТО] Д.Р. на военную службу, обязании призывной комиссии Республики Башкортостан принять решение об отмене нереализованного в ходе осеннего призыва 2018 года решения призывной комиссии Кировского района городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) о призыве [СКРЫТО] Д.Р. на военную службу.
В ходе рассмотрения дела административный истец дополнил свои требования: просит признать незаконным и отменить заключение призывной комиссии Кировского района ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №/у от ДД.ММ.ГГГГ) о признании [СКРЫТО] Д.Р. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В обоснование административного иска указано следующее.
ДД.ММ.ГГГГ призывная комиссия Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан приняла решение о предоставлении [СКРЫТО] Д.Р. отсрочки от призыва на военную службу на 6 месяцев в связи с имеющимся заболеванием- неполное удвоение левой почки.
ДД.ММ.ГГГГ он прибыл на сборный пункт военного [СКРЫТО] Республики Башкортостан.
ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан [СКРЫТО] Д.Р. признан годным к военной службе.
Далее [СКРЫТО] Д.Р. был приглашен по телефону на ДД.ММ.ГГГГ на военно-врачебную комиссию военного [СКРЫТО] Республики Башкортостан, который объявил ему, что он годен с незначительными ограничениями.
Согласно протоколу заседания призывной комиссии Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Д.Р. признан «Б» - годным к военной службе с незначительными ограничениями, призван на военную службу.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он принудительно находился на сборном пункте военного [СКРЫТО] Республики Башкортостан.
Данное решение административным истцом было обжаловано ДД.ММ.ГГГГ в Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Определением Кировского районного суда г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено, в связи с отказом от иска [СКРЫТО] Д.Р. к призывной комиссии Кировского района ГО г. Уфа РБ, военному [СКРЫТО] Кировского и Ленинского района г. Уфы о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ); определение сторонами по делу не обжаловалось.
С 27 по ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Д.Р. не вызывался в военный [СКРЫТО] и не направлялся к месту военной службы в соответствии с указанным решением призывной комиссии.
Решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не было реализовано в 2018 году, в связи с этим подлежало отмене призывной комиссией Республики Башкортостан на основании требований приказа Министра Обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Призывная комиссия Республики Башкортостан допустила незаконное бездействие, не отменив нереализованное в отношении [СКРЫТО] Д.Р. решение от ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссии Кировского района ГО г. Уфа РБ о призыве на военную службу, чем нарушила приказ.
Согласно инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запас, утв. приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, решение от ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссии Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о призыве [СКРЫТО] Д.Р. на военную службу утратило свое значение по окончании осенней призывной кампании 2018 года, то есть после ДД.ММ.ГГГГ. В весенний призывной период 2019 года [СКРЫТО] Д.Р. должен был вновь пройти медицинское освидетельствование в установленном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Д.Р. прибыл самостоятельно, без повестки, в военный [СКРЫТО] Кировского и Ленинского районов г. Уфы для прохождения медицинского освидетельствования и мероприятий, связанных с призывом на военную службу в весенний период призыва 2019 года. Он заявил должностным лицам, что у него ухудшилось здоровье: стали проявляться боли в спине и стопах.
В этот же день должностными лицами военного [СКРЫТО] было выдано направление на обследование и бланк медицинского заключения для обследования в медицинском учреждении по месту жительства. Данные служебные документы были выданы с нарушением требований приказа МО РФ №, а именно без соответствующего решения призывной комиссии Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Д.Р. обратился в военный [СКРЫТО] Кировского и Ленинского районов г. Уфы с заявлением о выдаче выписки из протокола заседания призывной комиссии Кировского района ГО г. Уфа о принятом в отношении [СКРЫТО] Д.Р. решении.
ДД.ММ.ГГГГ административному истцу сообщено, что указанное заявление от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено и [СКРЫТО] Д.Р. направлена выписка из книги протоколов заседания призывной комиссии Кировского района городского округа г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Д.Р. стало известно о незаконном бездействии призывной комиссии Республики Башкортостан.
Также ему была выдана повестка на ДД.ММ.ГГГГ для прохождения медицинского освидетельствования. В этот день он уведомил военкомат, что находится на больничном по причине болезни. После закрытия больничного [СКРЫТО] Д.Р. предоставил его в военкомат.
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Д.Р. достиг возраста 27 лет. В связи с чем у [СКРЫТО] Д.Р. появились основания для освобождения от призыва на военную службу в период действия весенней призывной компании 2019 года.
Однако ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Д.Р. признали не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, о чем вынесла заключение.
Данное заключение административный истец считает незаконным, поскольку он не был освидетельствован медицинской комиссией в период действия весенней призывной компании 2019 года.
Кроме того, в связи с достижением 27-летнего возраста у Тимребаева Д.Р. появились основания для освобождения от призыва на военную службу в период действия весенней призывной компании 2019 года.
В ходе судебного заседания административный истец [СКРЫТО] Д.Р., представитель [СКРЫТО] Д.Р. – адвокат Писарьков П.П. заявленные требования поддержали в полном объеме, просят административный иск удовлетворить.
Представитель административных ответчиков военного [СКРЫТО] Кировского и Ленинского районов г. Уфы, военного [СКРЫТО] Республики Башкортостан -Салимгареева А.Р. в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ просит в удовлетворении административного иска отказать, поскольку каких-либо медицинских документов о наличии заболеваний [СКРЫТО] Д.Р. не было представлено, кроме того, оснований для отмены нереализованного решения не имелось.
Другие стороны на судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания заранее и надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц по делу.
Суд, изучив и оценив материалы дела, копию личного дела призывника, выслушав участников судебного разбирательства, приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон N 53-ФЗ) порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 22 Закона N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Согласно пункта 1 статьи 26 Закон N 53-ФЗ, пункта 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 663, определено, что призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Судом установлено, что согласно выписке из книги протоколов заседаний призывной комиссии Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, призывник [СКРЫТО] Дмитрий Рамилевич, 1992 года рождения, призван на военную службу, [СКРЫТО] Д.Р. признан «Б» - ПП-3 – годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Согласно пункту 7 статьи 28 Закона N 53-ФЗ, решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
Не соглашаясь с указанным решением, [СКРЫТО] Д.Р. обратился с административным исковым заявлением в Кировский районный суд г. Уфы, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено, ввиду отказа истца от иска. Определение вступило в законную силу.
Следовательно, исполнение решения о призыве было приостановлено, в соответствии с п. 7 ст. 28 Закона N 53-ФЗ, до вступления в законную силу определения Кировского райсуда г. Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. п. 21, 22 Положения о призыве на военную службу по завершении призыва призывная комиссия подводит его итоги и отменяет решения о призыве граждан на военную службу, отмененные призывной комиссией субъекта Российской Федерации или судом, о чем в протоколе заседания призывной комиссии и учетных картах призывников делаются мотивированные записи.
При отмене решения о призыве на военную службу в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, делается запись об отмене решения призывной комиссии о призыве на военную службу, заверяется подписью военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) - заместителя председателя призывной комиссии и печатью военного [СКРЫТО] муниципального образования (муниципальных образований). Аналогичная запись делается в учетной карте призывника.
Согласно п. 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 400, на рассмотрение призывной комиссии субъекта Российской Федерации представляются личные дела призывников, в отношении которых приняты решения об освобождении от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (при необходимости представляются для медицинского освидетельствования призывники) и о призыве на военную службу, но не реализованные в течение текущего призыва на военную службу по различным основаниям. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря) принимает решение об отмене не реализованного в ходе текущего призыва решения о призыве граждан на военную службу.
Таким образом, п. 51 Инструкции предусмотрена отмена нереализованного решения о призыве на военную службу только после установления причины, по которой оно не было не реализовано. При этом, на призывную комиссию не возлагается обязанности по отмене нереализованного решения при отсутствии причин.
Согласно п. 2 ст. 7 Закона N 53-ФЗ уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного [СКРЫТО] при условии документального подтверждения причины неявки являются: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.
Учитывая, что на день завершения призыва, ДД.ММ.ГГГГ, решение о призыве [СКРЫТО] Д.Р. было приостановлено на время рассмотрения судом административного дела, то у призывной комиссии Республики Башкортостан отсутствовали законные основания по его отмене, как нереализованного.
Возможности отмены приостановленного решения призывной комиссии района по окончании призыва призывной комиссией субъекта Российской Федерации законодательством не предусмотрено.
Принятие призывной комиссией района в отношении граждан какого-либо решения, установленного п. 1 ст. 28 Закона N 53-ФЗ, в рамках действующего решения о призыве на военную службу не предусмотрено, за исключением случая, определенного п. 102 Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, I в силу которого военный комиссар при получении заключения независимой военно-врачебной экспертизы направляет гражданина в соответствующую комиссию для повторного освидетельствования, в том числе, проводимом в рамках работы следующей призывной комиссии.
По смыслу действующего законодательства, призывная комиссия может принимать решения, установленные п. 1 ст. 28 Закона N 53-ФЗ, только по соответствующим заключениям о категории годности к военной службе, которые являются неотъемлемой частью этого решения.
В силу пунктов 1, 2 статьи 5.1 Закона N 53-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации и пунктом 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, заключение о категории годности граждан к военной службе выносится врачами-специалистами по результатам их медицинского освидетельствования.
По общему правилу, установленному п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, заключение о категории годности к военной службе действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в этом заключении.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ГК РФ, в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Поскольку заключение о категории годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, выносится аналогично, как и по результатам освидетельствования, проведенного в рамках военно-врачебной экспертизы, то они действительны в течение одного года, либо подлежат отмене следующим заключением, вынесенного до истечения указанного срока по результатам повторного освидетельствования.
При этом, изменение категории годности в случаях выявления отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, препятствующих прохождению военной службы по призыву, предусмотрено п. 102 Положения о военно-врачебной экспертизе и п. 3 ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», п. 22 Положения о военно-врачебной экспертизе.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции приходит к выводу, что поскольку истцом заключение независимой военно-врачебной экспертизы не представлено, то правовые основания для его направления на повторное освидетельствование у административных ответчиков отсутствовали.
На основании п. 8 Порядка организации работы призывного пункта и призывной комиссии при проведении призыва граждан на военную службу, в соответствии с решением призывной комиссии начальник второго отделения военного [СКРЫТО] обязан оформить соответствующие документы на лиц, прошедших призывную комиссию. При этом призывнику назначается срок явки в военный [СКРЫТО] с вручением ему под личную подпись повестки - в отношении которого принято решение о призыве на военную службу (для отправки к месту прохождения военной службы).
Поскольку решение о призыве [СКРЫТО] Д.Р. на военную службу было принято ДД.ММ.ГГГГ, производство по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Д.Р. об оспаривании решения призывной комиссии было прекращено, в связи с чем основания для приостановления исполнения решения о призыве отпали, военный [СКРЫТО] правомерно вручил [СКРЫТО] Д.Р. повестку о явке в военный [СКРЫТО] на ДД.ММ.ГГГГ к 07.45 ч.
Учитывая изложенные, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые истцом действия призывной комиссии Кировского района г. Уфы, направленные на реализацию принятого в осенний призыв 2018 года решения о его призыве на военную службу, являются законными и обоснованными.
Довод административного истца [СКРЫТО] Д.Р. о том, что призывная комиссия не приняла во внимание изменения его состояния здоровья, суд отклоняет в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает не только их явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии, а также явку в указанные в повестке военного [СКРЫТО] время и место для отправки к месту прохождения военной службы, но и нахождение граждан в военном [СКРЫТО] до начала военной службы.
Мероприятия по нахождению граждан в военном [СКРЫТО] до начала военной службы осуществляется на сборных пунктах, создаваемые в субъектах Российской Федерации в соответствии с п. 24 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
Согласно п. 45 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, на сборном пункте проводится медицинский осмотр призывников, подлежащих отправке к месту прохождения военной службы, всеми врачами-специалистами. Лабораторные и инструментальные исследования, а также санитарная обработка призывников проводятся по показаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Закона N 53-ФЗ и пунктом 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, в рамках работы призывной комиссии субъекта Российской Федерации непосредственно перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр, который осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей.
При этом, в случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию.
Следовательно, в отношении граждан, призванных на военную службу, призывной комиссией субъекта Российской Федерации перед отправкой к месту прохождения военной службы проводится медицинский осмотр, на который граждане могут представить медицинские документы, характеризующие их состояние здоровья, что позволяет установить (подтвердить, изменить) категорию годности к военной службе, если в состоянии их здоровья произошли изменения, с вынесением соответствующего решения, которое граждане имеют право обжаловать в судебном порядке, установленном п. 4 ст. 29 Закона N 53-ФЗ, что в полной мере обеспечивает соблюдение прав и законных интересов призывников.
Кроме того, для уточнения диагноза заболевания, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе, граждане также могут направляться в медицинские организации на обследование в амбулаторных или стационарных условиях в порядке, определенном п. 4 ст. 5.1 Закона N 53-ФЗ, п. 20 Положения о военно-врачебной экспертизе.
Выдача истцу направлений на исследования свидетельствует не о том, что в отношении него должно было проводиться медицинское освидетельствование в рамках работы призывной комиссии муниципального образования, а производится в целях прохождения медицинского осмотра, предусмотренного п. 45 Инструкции, так как порядок призыва граждан на военную службу предусматривает не только оценку состояния здоровья призывников в рамках работы призывной комиссии района путем проведения их освидетельствования, но и в рамках работы призывной комиссии субъекта РФ - путем проведения медицинского осмотра перед направлением к месту прохождения военной службы, в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья.
Учитывая установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия административных ответчиков, направленные на реализацию решения о его призыве на военную службу, не повлекли прав и законных интересов административного истца, являются законными и обоснованными.
Согласно пункту 1.1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 названного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
В силу пункта 34 названного акта (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере, принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Поскольку, как следует из материалов дела, в отношении [СКРЫТО] Д.Р. мероприятия по организации призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ административный истец достиг возраста 27 лет) осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военный [СКРЫТО] направлялись, то он не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Изучив и оценив представленные сторонами документы, суд находит, что оспариваемое решение вынесено при точном соблюдении норм закона, имеющие значение для решения факты подтверждены исследованными доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
Содержащиеся в решении выводы соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для признания незаконным и отмене заключения призывной комиссии Кировского района ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №/у от ДД.ММ.ГГГГ) о признании [СКРЫТО] Д.Р. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска [СКРЫТО] Дмитрия Рамилевича к призывной комиссии Кировского района городского округа город Уфа РБ, военному [СКРЫТО] Кировского и Ленинского районов г. Уфа РБ, военному [СКРЫТО] Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия призывной комиссии Республики Башкортостан, выразившегося в непринятии решения об отмене решения призывной комиссии Кировского района городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) о призыве [СКРЫТО] Д.Р. на военную службу, обязании призывной комиссии Республики Башкортостан принять решение об отмене нереализованного в ходе осеннего призыва 2018 года решения призывной комиссии Кировского района городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) о призыве [СКРЫТО] Д.Р. на военную службу, признании незаконным и отмене заключения призывной комиссии Кировского района городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №/у от ДД.ММ.ГГГГ) о признании [СКРЫТО] Д.Р. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья А.Р. Курамшина