Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 13.08.2018 |
Дата решения | 02.10.2018 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления) |
Судья | Соколова И.Л. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | aca02869-bf65-3ee3-ac6b-a0c8466b967d |
№ 2а-6412/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 02 октября 2018 года
Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Мурадян А. И.,
с участием представителя административного истца [СКРЫТО] О. В. – Бикбулатова М. Н., на основании доверенности,
при участии представителя административного ответчика Ильясова В. А., на основании доверенности,
с участием заинтересованного лица арбитражного управляющего ООО «Капитал Хаус» Малядского Е. М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное исковое заявление [СКРЫТО] О. В. к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре об отказе во включении в реестр пострадавших граждан,
установил:
Административный истец обратилась в суд с названным иском. Требование мотивировано тем, что административному истцу было отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. На основании протокола заседания (голосования) Правления Жилищно – строительного кооператива «Жилой дом по <адрес> (литер 10-12)» административный истец был принят в члены кооператива, заключен договор паенакопления. Сумма паевого взноса составила 1 393 920 рублей. Обязательства исполнены частично. Административный истец просила признать незаконным уведомление Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во включении в реестр пострадавших граждан; обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре включить в реестр пострадавших граждан.
Административный истец [СКРЫТО] О. В. извещена надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Представитель административного истца Бикбулатов М. Н. в судебном заседании доводы административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям.
Административный ответчик Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Представитель административного ответчика Ильясов В. А. возражал по доводам иска, поддержал доводы письменного отзыва.
Заинтересованное лицо ЖСК «Жилой дом по <адрес> (литер 10-12)» извещено надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Заинтересованное лицо ООО Капитал Хаус извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Суд, выслушав участников, исследовав и оценив материалы дела, пришел к следующему.
Согласно статье 218 Кодекса административного производства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи (соблюдены ли требования нормативных актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения), возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ) контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
В пункте 10 Правил ведения реестра, утвержденных Приказом Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан", предусмотрены следующие основания для отказа во включении заявителя в реестр, заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий:
1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу;
2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин;
3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта;
4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору);
5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.
Пунктом 2 определены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:
1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 40; 2006, N 30, ст. 3287; N 43, ст. 4412; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3584; 2010, N 25, ст. 3070; 2011, N 49, ст. 7015; ст. 7040; 2012, N 29, ст. 3998; N 53, ст. 7619; ст. 7643; 2013, N 30, ст. 4074; N 52, ст. 6979; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4225; 2015, N 29, ст. 4362; 2016, N 18, ст. 2515; N 27, ст. 4237) (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ), обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:
а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия;
б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;
в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ;
г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;
д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов.
2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ;3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;
5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.
Из материалов дела следует, что 23 июня 2009 года между административным истцом и Жилищно – строительным кооперативом «Жилой дом по <адрес> (литер 10-12)» заключен договор № паенакопления. Предметом указанного договора является удовлетворение потребностей членов Кооператива в жилье и выполнения уставных задач, Жилищно – строительный кооператив «Жилой дом по <адрес> (литер 10-12)», объединяя денежные паи членов Кооператива, принимает участие в финансировании работ, связанных со строительством жилого дома, строительство которого будет осуществляться на земельном участке, расположенном: г. Уфа, квартал № ограниченный <адрес>, Чернышевского, Султанова и Красина в Ленинском районе городского округа город Уфа. Кооперативу предоставляется право на финансирование и последующее оформление в собственность жилого помещения, со следующими проектными характеристиками: строительный адрес: квартал № ограниченный <адрес>, Чернышевского, Султанова и Красина, в Ленинском районе города Уфы, секция 10, проектный номер <адрес>, проектная площадь <адрес>,55 кв.м., проектная жилая площадь <адрес>,6 кв.м., количество комнат 1, 5 этаж 13-ти этажного дома.
Срок окончания строительства определен 2 квартал 2010 года.
Согласно п. 3.1 договора стоимость строительства определена 1 387 800 рублей.
Дополнительным соглашением от 19.04.2016 года к договору паенакопления № от 23.09.2009 года изменены характеристики жилого помещения на: строительный адрес: квартал № ограниченный <адрес>, Чернышевского, Султанова и Красина, в Ленинском районе города Уфы, секция 1Б, проектный номер <адрес>, проектная площадь 55,38 кв.м., количество комнат 2, этаж 8, сумма паевого взноса 1 938 300,00 рублей, сумма членского взноса 67 840,50 рублей. На дату подписания дополнительного соглашения административным истцом оплачено 39,83 кв.м.
Оплата произведена в сумме 1 393 920,00 рублей, что подтверждается приходно - кассовым ордером № от 28.09.2007 года.
Актом сверки взаимных расчетов по вступительному, паевому и членским взносам по состоянию на 18 апреля 2016 года подтверждается, что задолженность в пользу [СКРЫТО] О. в. составляет 1 446 207,20 рублей.
В установленный договором срок застройщик обязательства по строительству объекта не исполнил и предмет договора административному истцу не передан, что явилось основанием для возбуждения уголовного дела и привлечения к уголовной ответственности виновных лиц.
17.05.2018 года административным ответчиком было вынесено уведомление об отказе во включении в реестр пострадавших граждан. Основанием для отказа во включении в реестр являются подпункт 1 пункта 10 Правил.
Между тем, ссылка административного ответчика в оспариваемом отказе на подпункт 1 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года № 560/пр, в связи с несоответствием заявителя подпункту 2 пункта 2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, а именно отсутствие договора долевого участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214 - ФЗ.
Заявитель соответствует критериям, установленным пунктом 2 приложения N 1 к Приказа Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан".
Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" допускается привлечение жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на этот момент в установленном порядке в эксплуатацию (пункт 3 части 2 статьи 1).
Доказательства законности принятого решения обязан представить Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре.
Между тем таких доказательств административным ответчиком не представлено и в материалах дела не имеется.
Наряду с этим, как в целом Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", так и требование о форме и регистрации договора направлены на защиту граждан - участников долевого строительства.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в
Определении Верховного Суда РФ от 20.07.2016 N 46-КГ16-5, при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного Федерального закона.
Привлекший денежные средства заявителя для строительства многоквартирного дома застройщик просрочил исполнение своих обязательств перед административным истцом, жилой дом в установленный договором срок не построен, квартира в собственность не передана. В то же время свое обязательство по уплате денежных средств по договору заявитель исполнил, следовательно, относится к числу пострадавших граждан. Застройщик до настоящего времени свои обязательства по передаче квартиры не выполнил.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск [СКРЫТО] О. В. к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения - удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 17 мая 2018 года № 15-07/2027/1 об отказе во включении [СКРЫТО] О. В. в реестр пострадавших граждан.
Обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем включения [СКРЫТО] Ольги Витальевны в реестр пострадавших граждан.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.
Решение суда в окончательной форме принято 03.10.2018.
Судья подпись Соколова И. Л.
Копия верна. Судья