Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 22.06.2018 |
Дата решения | 17.09.2018 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Ивченкова Ю.М. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 0597a93f-4874-3f65-aaa9-97e18debedb7 |
Дело №а-5243/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2018 года г. Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Ивченковой Ю.М.
при секретаре Лутфуллиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Владислава Борисовича, [СКРЫТО] Лилии Валияновны к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отклонении заявления о кадастровом учете земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ о признании незаконным Решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ от 15.02.2018г. №Ф/18-9086, обязании Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии про РБ внести изменения в координаты земельного участка по адресу: г. Уфа, Кировский район, пер. Луговой <адрес> кадастровым номером 02:55:050621:268 с разрешенным использованием – «для индивидуального жилищного строительства», согласно схемы расположения земельного участка, утвержденной Решением Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа № от 28.11.2017г., а именно: изменить государственный кадастровый учет недвижимого имущества – земельный участок с кадастровым номером 02:55:050621:268 по уточненным координатам межевого плана, сданного на оптическом диске по заявлению от 12.02.2018г. №/, изменить площадь земельного участка по адресу: г. Уфа, Кировский район, пер. Луговой дом ДД.ММ.ГГГГ кв.м., установить вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства».
В обосновании иска указано, что ДД.ММ.ГГГГг. представителями истцов подано в Управление Росреестра по РБ заявление для осуществления государственного учета недвижимого имущества на земельный участок по адресу: г.Уфа, Кировский район, пер.Луговой, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГг. истцами получено уведомление от ДД.ММ.ГГГГг. о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или)государственной регистрации прав.
ДД.ММ.ГГГГг. решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или)государственной регистрации прав, было отказано в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении от 21.03.2018г. №.
В судебном заседании представитель административных истцов [СКРЫТО] В.Б., [СКРЫТО] Л.В. – Байкова С.В., доводы административного иска поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан Субханкулова И.Т. просила в исковых требований административных истцов отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфы РБ Лысенко В.А. административные исковые требования не признает, просила отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
На судебное заседании административные истцы [СКРЫТО] В.Б. и [СКРЫТО] Л.В., административный ответчик Администрация ГО г.Уфа РБ не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, от административных истцов имеется заявление о рассмотрении дела без их участия. Учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ определил рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Общий порядок образования земельных участков предусмотрен ст. 11.2 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 1 данной статьи земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ч. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Частью 2 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных л. 3 настоящей статьи.
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (п. 4 ч. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ).
На основании статьи 11.10 Земельного кодекса РФ (введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №171-ФЗ), под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и иной градостроительной документации (пункт 2). Схема расположения земельного участка должна быть утверждена решением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками (пункт 13).
Как следует из пункта 3 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом согласно пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Исходя из п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] В.Б. является собственником (на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 27.02.2014г.) части жилого дома, назначение: жилое, общая площадь 13,4 кв.м., этаж 1, номера на поэтажной плане 1,3,4,5, по адресу: РБ, г.Уфа, Кировский район, пер.Луговой, <адрес>. Кадастровый №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГг. №<адрес>.
[СКРЫТО] Л.В., согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГг., является собственником жилого дома, общей площадью 14,3 кв.м., этаж1, номера на поэтажном плане 2,6,7, по адресу: г.Уфа, Кировский район, пер.Луговой, <адрес>. Кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГг. представителями истцов подано заявление в Управление Росреестра по РБ для осуществления государственного учета недвижимого имущества на земельный участок по адресу: г.Уфа, Кировский район, пер.Луговой, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГг. истцами получено уведомление от ДД.ММ.ГГГГг. о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или)государственной регистрации прав.
ДД.ММ.ГГГГг. решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или)государственной регистрации прав, было отказано в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении от 21.03.2018г. №.
Согласно ст.3 Федерального закона №218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Единой государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами, то есть Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, расположенным по адресу: РБ, г.Уфа, Ленина, 70.
В силу ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрен порядок формирования земельного участка как части земной поверхности, подлежащего кадастровому учету.
Как следует из п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в РФ используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, приведенных в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса, в том числе, в случае, если заявление подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса (подпункт 1 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса), а также, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьей 39.28 Земельного кодекса РФ.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется: 1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются;: уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав), т.е. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
Согласно письма № ОГ-<адрес> от 20.02.2017г. Департамента недвижимости Минэкономразвития России следует, что установление или изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании решения уполномоченного органа публичной власти только в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», положения которого носят временный характер и прекращают свое действие в случае принятия правил землепользования и застройки. То есть орган местного самоуправления имеет право устанавливать вид разрешенного использования земельного участка путем принятия Решения, только в тех случаях если в муниципальном образовании нет Правил землепользования и застройки.
По территориальному зонированию Городскому округу г.Уфа Республики Башкортостан утверждены Правила землепользования и застройки ГО г.Уфа Решением Совета ГО г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. ДД.ММ.ГГГГ)
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с п.3 ч.3 ст.2 Правил землепользования и застройки ГО г.Уфа от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. ДД.ММ.ГГГГ) настоящие правила регламентируют деятельность по проведению публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки. Орган местного самоуправления может внести изменения в Правила землепользования и застройки о виде разрешенного использования земельного участка путем публичных слушаний.
На спорные земельные участки кадастровый №, 02:55:050621:1291 распространяется действие градостроительного регламента, Правил землепользования и застройки, при этом, образуемый земельный участок входит в состав территориальной зоны ОД-2, для которой вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» не предусмотрен.
Уведомление Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или)государственной регистрации прав, обосновано ссылками ч.1, 2, 9 ст.26 Федерального Закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015г., Решения от 22.08.2008г. № Совета городского округа г. Уфа РБ «О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ».
На основании вышеизложенного, суд отказывает в удовлетворении исковых требований административных истцов [СКРЫТО] Владислава Борисовича, [СКРЫТО] Лилии Валияновны к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ о признании незаконным Решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ от 15.02.2018г. №Ф/18-9086, обязании Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии про РБ внести изменения в координаты земельного участка по адресу: г. Уфа, Кировский район, пер. Луговой <адрес> кадастровым номером 02:55:050621:268 с разрешенным использованием – «для индивидуального жилищного строительства», согласно схемы расположения земельного участка, утвержденной Решением Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа № от 28.11.2017г., а именно: изменить государственный кадастровый учет недвижимого имущества – земельный участок с кадастровым номером 02:55:050621:268 по уточненным координатам межевого плана, сданного на оптическом диске по заявлению от 12.02.2018г. №/, изменить площадь земельного участка по адресу: г. Уфа, Кировский район, пер. Луговой дом ДД.ММ.ГГГГ кв.м., установить вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска [СКРЫТО] Владислава Борисовича, [СКРЫТО] Лилии Валияновны к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ о признании незаконным Решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ от 15.02.2018г. №Ф/18-9086, обязании Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии про РБ внести изменения в координаты земельного участка по адресу: г. Уфа, Кировский район, пер. Луговой <адрес> кадастровым номером 02:55:050621:268 с разрешенным использованием – «для индивидуального жилищного строительства», согласно схемы расположения земельного участка, утвержденной Решением Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа № от 28.11.2017г., а именно: изменить государственный кадастровый учет недвижимого имущества – земельный участок с кадастровым номером 02:55:050621:268 по уточненным координатам межевого плана, сданного на оптическом диске по заявлению от 12.02.2018г. №/, изменить площадь земельного участка по адресу: г. Уфа, Кировский район, пер. Луговой дом ДД.ММ.ГГГГ кв.м., установить вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства», отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.
Председательствующий судья Ивченкова Ю.М.