Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 20.05.2019 |
Дата решения | 20.06.2019 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Соколова И.Л. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 416146dd-cd53-367c-b3b9-7a81b78516af |
03RS0003-01-2019-004693-93
№ 2а-4587/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 20 июня 2019 года
Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Мурадян А. И.,
с участием административного истца [СКРЫТО] В. А.,
представителя заинтересованного лица ООО «Герал» - Садыковой Г. Ф., на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное исковое заявление [СКРЫТО] В. А. к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре об отказе во включении в реестр пострадавших граждан,
установил:
Административный истец обратился в суд с названным иском. Требование мотивировано тем, что административному истцу было отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Между истцом и ООО «Герал» 29.12.2016 года был заключен договор № ГЕР/0911-16-ДУ участия в долевом строительстве жилья с правом получения по окончании строительства в собственность однокомнатной квартиры, строительный № 39, секция В, этаж 4, общая проектная площадь 33,40. Срок получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию определен 31.12.2017. Стоимость строительства определена 2 312 500 рублей, которые оплачены застройщику. В установленный срок ООО «Герал» обязательства по строительству объекта не исполнил. Административный истец просил признать незаконным уведомление Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 24.04.2019 года № 15-07/4000 об отказе во включении в реестр пострадавших граждан; обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре включить в реестр пострадавших граждан.
Административный истец в суде доводы иска поддержал по изложенным в нем основаниям. Пояснил, что строительство начато, застройщик просрочил строительство дома, работы не ведутся, не разрешают идти на объект, секцию В не показывают, строят только секции А, Б. В прошлом году проводили экскурсии по объекту, в этом году ведется строительство и разрешают осмотры только литер А и Б, а на литеру В не пускают, строительство не ведется. В сведениях с сайта УФССП имеется много исполнительных производств по данному застройщику – ООО «Герал».
Административный ответчик Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
В судебном заседании 19.06.2019 представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре – Ильясов В. А. возражал по иску, суду пояснил, что объект не является проблемным, строительство ведется, имеется прирост вложений в объект строительства, отчетность в Госкомитет представляют регулярно, на сайте все сведения предусмотренные законом имеются и обновляются в сроки. Выкладывают информацию о ходе строительства на сайте. По состоянию на январь 2019 года готовность объект более 60 процентов. Просрочка сдачи не является основанием для включения в реестр, так как за это застройщик платит неустойки. В Дорожной карте не состоит, так как не является проблемным. Имеется прирост вложений, были финансовые вливания.
Представитель заинтересованного лица ООО «Герал» - Садыкова Г. Ф. возражала по иску, пояснила, что банкротство не ведется, степень готовности увеличилась. Все документы застройщика выложены на сайте НАШ дом РФ в соответствии с действующим законодательством, ежемесячно выкладываются фотографии объекта, выполненные за определенный месяц. Объект не относится к проблемным объектам. [СКРЫТО] В. А. не соответствуют ни одному из критериев для включения в Реестр пострадавших граждан.
Суд, выслушав участников, исследовав и оценив материалы дела, пришел к следующему.
Согласно статье 218 Кодекса административного производства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи (соблюдены ли требования нормативных актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения), возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ) контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
В пункте 10 Правил ведения реестра, утвержденных Приказом Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан", предусмотрены следующие основания для отказа во включении заявителя в реестр, заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий:
1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу;
2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин;
3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта;
4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору);
5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.
Пунктом 2 определены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:
1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ), обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:
а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия;
б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;
в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ;г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;
д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов.
2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ;
3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;
5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.
Из материалов дела следует, что между истцом и ООО «Герал» 29.12.2016 года был заключен договор № ГЕР/0911-16-ДУ участия в долевом строительстве жилья с правом получения по окончании строительства в собственность однокомнатной квартиры, строительный № 39, секция В, этаж 4, общая проектная площадь 33, 40.
Срок получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию определен не позднее 31.12.2017.
Стоимость строительства определена 2 312 500 рублей.
20.09.2013 между управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа РБ и ООО «Уфимский завод строительных материалов» заключен договор № 369 о предоставлении земельного участка в собственность за плату, из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:011108:18, расположенный по адресу Кировский район городского округа город Уфа РБ ул. Кузнецовский затон, строение 22, для размещения производственной базы.
25.09.2017 года ООО «Герал» получено разрешение № 02 RU0308000-631Ж-2014 на строительство объекта капитального строительства, многоквартирного жилого дома, парковочного комплекса в квартале, ограниченном улицами Кузнецовский затон Пугачева, рекой Уфа в Кировском районе ГО г.Уфа 1 этап. Многоквартирный жилой дом (со встроено - пристроенными помещениями).
Из ответа Управления земельных и имущественных отношений Адмнистрации городского округа город Уфа №18860 от 14.06.2019 на запрос суда следует, что в порядке, установленном ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, застройщику ООО «Герал» были выданы разрешения на строительство объекта «Многоквартирный жилой дом (со встроено - пристроенными помещениями) Парковочный комплекс в квартале, ограниченном улицами Кузнецовский затон Пугачева, рекой Уфа в Кировском районе ГО г.Уфа 1 этап. Многоквартирный жилой дом (со встроено - пристроенными помещениями), (кадастровые номера земельных участков 02:55:011108:70 и 02:55:011108:18).
Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта не выдавалось.
Уведомлением Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 24.04.2019 года № 15-07/4000 [СКРЫТО] В. А. отказано во включении в реестр пострадавших граждан. В обоснование указано - в связи с несоответствием заявителя подпункту 1 пункта 2 и подпункту 7 пункта 2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, а именно имеется прирост вложений в объект строительства в течение двух последовательных отчетных периодов.
Из плана-графика («дорожной карты») по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов в Республике Башкортостан и чьи права нарушены, согласованный и. о. председателя Госстроя РБ и утвержденный и. о. заместителя Премьер-министра Правительства РБ, следует, что жилой дом ограниченный улицами Кузнецовский затон - Пугачева, рекой Уфа в Кировском районе ГО г.Уфа (застройщик – ООО «Герал»), не включен в указанный перечень.
Процедуры банкротства в отношении застройщика ООО «Герал» не введено.
Из указанных выше обстоятельств следует, что Объект капитального строительства ООО «Герал» не является проблемным объектом.
Понятие проблемного объекта в целях формирования реестра пострадавших граждан с привязкой к проблемным объектам жилищного строительства введено Приказом Минстроя России от 12.08.2016 №560/пр. В соответствии с пунктом 2 Критериев, в случае неисполнения застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина – участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом №214-ФЗ, обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, объект является проблемным.
Обстоятельствами, имеющими значение по настоящему делу, являются исполнение административным истцом обязанности назвать фактические данные, с которыми закон (Критерии и правила) связывает основания для включения в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и представить документы, подтверждающие соответствие административного истца обозначенным критериям.
Административный ответчик, в свою очередь, должен доказать наличие предусмотренных законом основания для отказа во включении административного истца в реестр, а также соблюдение порядка принятия оспариваемого решения.
Истец не может быть признан соответствующим критериям, необходимым для включения в реестр пострадавших граждан.
Несоответствие заявителя хотя бы одному из установленных пунктом 2 Критериев, в том числе связанному с отнесением объекта незавершенного строительства к проблемному, в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 Правил влечет невозможность включения заявителя в реестр пострадавших граждан.
Таким образом, Уведомлением Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 24.04.2019 года № 15-07/4000следует признать законным и обоснованным.
В нарушение ст. 62, ч. 1 ст. 218, ст. 226 КАС РФ, административный истец не доказал наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий или решений закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
При указанных обстоятельствах, основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска [СКРЫТО] Владислава Александровича к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным уведомления Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 24 апреля 2019 года № 15-07/4000 об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, обязании включить в реестр пострадавших граждан - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.
Решение суда в окончательной форме принято 26.06.2019.
Судья Соколова И. Л.