Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 03.12.2019 |
Дата решения | 30.01.2020 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Курамшина А.Р. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 4a91ce1d-0d20-3e26-8ce7-545772b20baf |
дело № 2а-437/2020
УИД 03RS0003-01-2019-011738-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2020 года г. Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,
при секретаре Касимовой А.А.,
с участием представителя административного истца ООО «Недвижимость групп» - Петрова Р.В. (дов. от 09.01.2020 года),
представителя административного ответчика государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - Абузарова А.Х. (дов. от 09.01.2020 года),
представителя заинтересованного лица Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан - Десяткина В.Г. (дов. от 10.01.2020 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО «Недвижимость групп» к государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, заместителю председателя государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору Кутлугулову А.И. о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Недвижимость групп» обратилось в суд с административными исковыми заявлениями к государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, заместителю председателя государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору Кутлугулову А.И. о признании бездействия государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору незаконным, обязании сотрудников органа принять меры по защите прав и законных интересов соседей владельцев квартиры <адрес> дома №59/61 по ул. Пушкина г.Уфы, указывая следующее.
ООО «Недвижимость групп» является собственником помещений на первом этаже дома по адресу: г.Уфа, ул.Пушкина, 59/61, данные помещения ООО «Недвижимость групп» сдает в аренду. ООО «Недвижимость групп» неоднократно обращалось в госкомитет по жилищному надзору и строительному надзору, в управление Роспортебнадзора с жалобой на собственника <адрес>, в которой проживает Щербак Н.А. Предметом обращения стало нарушение собственником <адрес> обязательных санитарно-гигиенических, ветеринарных правил и норм, условий содержания домашних животных, прав и законных интересов ООО «Недвижимость групп» ввиду невозможности использования принадлежащему административному истцу помещения, поскольку в указанной квартире проживает более 10 кошек и другие животные, за которыми владелец не осуществляет надлежащий уход. Указанные действия собственника квартиры привели к созданию антисанитарных условий проживания и осуществления деятельности в виде того, что зловонный запах от продуктов жизнедеятельности кошек распространяется непосредственно в квартиры, примыкающие к <адрес>, и помещение ООО «Недвижимость групп». Целью обращения было устранить нарушения прав ООО «Недвижимость групп», обязать собственника квартиры удалить из квартиры кошек либо обратиться в суд. Однако обращения в суд не последовало, в адрес ООО «Недвижимость групп» поступали ответы о том, что копия обращения направлена в администрацию ГО г.Уфа РБ, которое и должно рассмотреть обращение. В настоящее время пробела не решена, запах присутствует, делая невозможным осуществление хозяйственной деятельности.
На подготовке дела к судебному заседанию представитель ООО «Недвижимость групп» - Шиляева О.А. указала, что ООО «Недвижимость групп» сдает помещения в аренду, однако последний арендатор магазин одежды съехал из данного помещения, поскольку вся одежда пропахла мочой кошек, ООО «Недвижимость групп» понесло убытки. Данный запах исходит из <адрес>, в которой проживает Щербак Н.А. с кошками и вороной. Жители дома и ООО «Недвижимость групп» неоднократно обращались в различные инстанции.
В судебном заседании представитель ООО «Недвижимость групп» -Петров Р.В. заявленные требования поддержал, просит административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - Абузаров А.Х. заявленные требования не признал, в удовлетворении административного иска просил отказать, представил отзыв на иск.
Представитель заинтересованного лица Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан - Десяткин В.Г. оставил разрешение требований на усмотрение суда.
Другие участники судебного разбирательства на судебное заседание не явились, извещены заранее и надлежащим образом. Суд с учетом мнения явившихся сторон по делу считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон по делу.
Выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
Так, по смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9, 11 статьи 226, статьи 62 КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление, и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами установленных жилищным законодательством.
В силу части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с частью 6 статьи 20 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:
1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса;
2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;
3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;
4) в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным настоящим Кодексом.
В соответствии с п.1 и п.2 Постановления Правительства РБ от 24.12.2014 N 616 (ред. от 23.04.2019) "Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору" Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионного контроля, государственного контроля в установленной сфере деятельности. Госкомитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан, федеральными конституционными законами, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Жилищным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", иными федеральными законами и законами Республики Башкортостан, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и Главы Республики Башкортостан, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Башкортостан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
Судом установлено, что ООО «Недвижимость групп» является собственником помещения с кадастровым номером 02:55:010146:1314 на первом этаже дома по адресу: г.Уфа, ул.Пушкина, 59/61.
05 сентября 2019 года ООО «Недвижимость групп» обратилось в государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору по вопросу проведения проверки по факту нарушения собственником <адрес> обязательных санитарно-гигиенических, ветеринарных правил и норм, условий содержания домашних животных, прав и законных интересов ООО «Недвижимость групп» ввиду невозможности использования принадлежащему административному истцу помещения, поскольку в указанной квартире проживает более 10 кошек и другие животные, за которыми владелец не осуществляет надлежащий уход.
03 октября 2019 года государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору направил обращение ООО «Недвижимость групп» в администрацию ГО г.Уфа РБ, для рассмотрения и принятия мер.
05.11.2019 года заместитель главы администрации ГО г.Уфа РБ Багаутдинов Г.В. уведомил государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору и ООО «Недвижимость групп» о том, что администрация Кировского района ГО г.Уфа РБ, рассмотрев обращение ООО «Недвижимость групп» по вопросу использования жилого помещения не по назначению собственниками <адрес> жилого дома №59/61 по ул. Пушкина, поступившее через администрацию ГО г.Уфа РБ, комиссионно, с выездом на место, произвела обследование квартиры <адрес> жилого дома №59/61 по ул. Пушкина. В квартире проживают двое несовершеннолетних детей с родителями и две кошки, факт наличия 10 кошек не подтвердился. С жильцами квартиры проведена беседа о содержании квартиры в надлежащем состоянии и условиях соблюдения санитарно-гигиенических норм в отношении домашних животных.
20.11.2019 года заместитель председателя государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору Кутлугулов А.И. направил ООО «Недвижимость групп» письмо о том, что поставленные в поступившем обращении (вх. от 07.11.2019 года) вопросы выходят за рамки полномочий государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, ранее материалы проверки были направлены в администрацию ГО г.Уфа для рассмотрения и принятия мер.
Также материалами дела установлено, что постановлением административной комиссии администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по делу об административном правонарушении № 5909 от 13 ноября 2019 года Щербак Н.А. привлечена к административной ответственности за то, что 05 ноября 2019 года в 14.00 Щербак Н.А. по адресу: г. Уфа, <адрес> нарушила порядок содержания животных, тем самым нарушила часть 1 статьи 6 и часть 3 статьи 6 Закона Республики Башкортостан от 22.04.1997 года №88-з «О домашних животных», чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.2 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтвердились собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении; свидетельскими показаниями представителя ООО «Недвижимость групп» Шиляевой О.А., представителя ООО УК «ЖЭУ №6 Кировского района город Уфа» Петрова И.С., обращением ООО «Недвижимость групп» в государственный комитет по жилищному надзору, актом ООО УК «ЖЭУ №6 Кировского района город Уфа» от 10.09.2019 года, объяснением Скрипиной О.В., Аюповой Д.Р., Аюпова Т.Н. и иными материалами дела, которые были оценены судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Решением Кировского районного суда г.Уфы от 17.12.2019 года по делу №12-891/209 постановление административной комиссии администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по делу об административном правонарушении № 5909 от 13 ноября 2019 года по ч. 1 ст. 5.2 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях в отношении Щербак Н.А. оставлено без изменения, жалоба Щербак Н.А. - без удовлетворения.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 27.01.2020 года решение Кировского районного суда г.Уфы от 17.12.2019 года, постановление административной комиссии администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по делу об административном правонарушении № 5909 от 13.11.2019 года оставлены без изменения, жалоба Щербак Н.А. - без удовлетворения.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, поскольку применительно к частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ, оснований для удовлетворения заявленных требований не установлено.
При этом суд исходит из того, что административный ответчик выполнил требования Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", поскольку зарегистрировал обращения ООО «Недвижимость групп», принял их к рассмотрению, рассмотрел, о чем ООО «Недвижимость групп» даны неоднократные ответы по существу поставленных в обращении вопросов, в установленный срок; действия государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору соответствуют по своей форме и содержанию положениям действующего законодательств и не нарушают права и интересы административного истца.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Статьей 5 названного Федерального закона определены следующие права гражданина при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом:
представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме (пункт 1);
знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (пункт 2);
получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3);
обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4);
обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения (пункт 5).
Рассматривая обращение, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо в силу части 1 статьи 10 вышепоименованного Федерального закона:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с приведенными законоположениями административным ответчиком представлены доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности о надлежащем рассмотрении обращений, опровергающие доводы истца о незаконном бездействии и нарушении прав административного истца; напротив, ООО «Недвижимость групп» не представлено доказательств того, что в связи с оспариваемым бездействием административного ответчика нарушены его права, свободы и законные интересы; на него не возложены какие-либо обязанности; оно не препятствует к осуществлению его прав и свобод.
Поскольку совокупность оснований для признания незаконными оспариваемого бездействия административного ответчика при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
В удовлетворении административных исковых требований ООО «Недвижимость групп» к государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, заместителю председателя государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору Кутлугулову А.И. о признании бездействия государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору незаконным, обязании сотрудников органа принять меры по защите прав и законных интересов соседей владельцев <адрес> г.Уфы, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Кировский районный суд г.Уфы.
Судья А.Р. Курамшина