Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 24.04.2019 |
Дата решения | 11.07.2019 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Соколова И.Л. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | c0a8cdc2-76ff-3d3a-bf3b-ba8f5572910f |
03RS0003-01-2019-003930-54
№ 2а-4041/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 11 июля 2019 года
Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Мурадян А. И.,
с участием административного истца [СКРЫТО] И. Г.,
с участием представителя заинтересованного лица Администрации городского округа город Уфа Гафуровой С.К., на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное исковое заявление [СКРЫТО] И. Г. к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре об отмене Решения об отказе Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре во включении в реестр пострадавших граждан, обязании принять решение о включении в реестр пострадавших граждан,
установил:
Административный истец обратился в суд с названным иском. Требование мотивировано тем, что административному истцу было отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. 20 мая 2011 года между истцом и Жилищно-строительный кооператив «Жилой дом литер 7 по <адрес>» был заключен договор с правом получения по окончании строительства в собственность квартиры, а квартира им не получена. Административный истец просил отменить Решение об отказе Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 25.01.2019 года № во включении в реестр пострадавших граждан; обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре включить в реестр пострадавших граждан.
Административный истец в суде доводы иска поддержала по изложенным в нем основаниям.
Административный ответчик Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Заинтересованные лица ОАО «СтройПроектЦентр», Администрация городского округа город Уфа надлежаще извещены о дате и времени судебного заседания.
Суд, выслушав участников, исследовав и оценив материалы дела, пришел к следующему.
Согласно статье 218 Кодекса административного производства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи (соблюдены ли требования нормативных актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения), возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ) контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
В пункте 10 Правил ведения реестра, утвержденных Приказом Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан", предусмотрены следующие основания для отказа во включении заявителя в реестр, заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий:
1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу;
2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин;
3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта;
4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору);
5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.
Пунктом 2 определены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:
1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ), обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:
а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия;
б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;
в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ;
г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;
д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов.
2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ;
3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;
5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.
Судом установлено, что 20 мая 2011 года между истцом и Жилищно-строительный кооператив «Жилой дом литер 7 по <адрес>» был заключен членский договор № с правом получения по окончании строительства в собственность <адрес>, секция «А», общей площадью 55,27 кв.м., этаж 7, количество комнат 2. Срок окончания строительства определен 4 квартал 2012 года. Стоимость жилого помещения определена 1 879 180,00 рублей.
Вместе с тем, из договора усматривается, что многоквартирный жилой дом как объект гражданского правоотношения не был определен с указанием конкретных характеристик местоположения и земельного участка, на котором он расположен, а также не указаны права застройщика в отношении земельного участка, на котором должно было осуществляться строительство.
Согласно информации отдела градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан разрешения на строительство и ввод объекта «Жилой дом литер 7 по <адрес>» застройщику ЖСК не выдавалось.
Согласно договора аренды земельного участка от 22.02.2005 года на основании постановления главы администрации города Уфы № от 15.02.2005 ОАО «СтройПроектЦентр» был предоставлен земельный участок из земель поселений с кадастровм номером 02:55:01 09 10:0189 расположенный по адресу Республика Башкортостан, Кировский район, г. Уфа, <адрес>, для строительства спортивно-оздоровительного и торгово-культурного центра и жилищного комплекса, общей площадью 250000 кв.м. Срок аренды был установлен с 15.02.2005 до 15.02.2008 года.
Дополнительным соглашением о внесении изменений № в Договор № от 22.02.2005 аренды земельного участка, на основании постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от 07.05.2015 продлен срок действия договора аренды до 15.02.2018 года и внесены изменения в сроки аренды.
Уведомлением Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 25.01.2019 года № [СКРЫТО] И. Г. отказано во включении в реестр пострадавших граждан. В обоснование указано на отсутствие договора долевого участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № ФЗ и отсутствие документов, подтверждающих полную оплату по договору долевого участия.
Понятие проблемного объекта в целях формирования реестра пострадавших граждан с привязкой к проблемным объектам жилищного строительства введено Приказом Минстроя России от 12.08.2016 №/пр. В соответствии с пунктом 2 Критериев, в случае неисполнения застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина – участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом №214-ФЗ, обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, объект является проблемным.
Обстоятельствами, имеющими значение по настоящему делу, являются исполнение административным истцом обязанности назвать фактические данные, с которыми закон (Критерии и правила) связывает основания для включения в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и представить документы, подтверждающие соответствие административного истца обозначенным критериям.
Административный ответчик, в свою очередь, должен доказать наличие предусмотренных законом оснований для отказа во включении административного истца в реестр, а также соблюдение порядка принятия оспариваемого решения.
В соответствии с частью 2 статьи 1 и частью 3 статьи 4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается только на основании договора участия в долевом строительстве либо жилищно-строительными кооперативами, которые осуществляют строительство на земельных участках, предоставленных им в безвозмездное срочное пользование из муниципальной собственности или государственной собственности, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", или созданы в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Поскольку Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ распространяется на правоотношения, связанные с привлечение денежных средств граждан, и возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, то данный закон не распространяется на правоотношения, вытекающие из членского договора. А также не распространяется на отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, которые не являются застройщиками.
Доказательств того, что Жилищно-строительный кооператив «Жилой дом литер 7 по <адрес>» являлся застройщиком, имел какие-либо права на земельный участок в целях осуществления строительства, суду не представлены, на запросы суда не получены.
Наряду с этим, у застройщика отсутствовали правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором предполагалось возведение объекта, а также отсутствовала государственная регистрация права собственности застройщика на земельный участок, либо договор аренды.
Таким образом, истец не может быть признан соответствующим критериям, необходимым для включения в реестр пострадавших граждан.
Квитанции об оплате паевых и вступительных взносов по членскому договору № от 20.05.2011 года не может служить доказательством достоверно подтверждающим оплату по договору в полном объеме, при отсутствии иных платежных документов. То есть, заявитель представил документы не в полном объеме.
Несоответствие заявителя хотя бы одному из установленных пунктом 2 Критериев, в том числе связанному с отнесением объекта незавершенного строительства к проблемному, в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 Правил влечет невозможность включения заявителя в реестр пострадавших граждан.
Таким образом, Уведомлением Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре следует признать законным и обоснованным.
В нарушение ст. 62, ч. 1 ст. 218, ст. 226 КАС РФ, административный истец не доказал наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий или решений закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
При указанных обстоятельствах, основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска [СКРЫТО] Ишмухамета Гимрановича к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре об отмене Решения об отказе Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 25 января 2019 года № об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, обязании принять решение о включении в реестр пострадавших граждан - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.
Решение суда в окончательной форме принято 16.07.2019.
Данное решение в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.
Судья Соколова И. Л.