Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 24.04.2019 |
Дата решения | 20.06.2019 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Соколова И.Л. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 10032901-abd6-3f5e-aa9a-938c7ae8d270 |
03RS0003-01-2019-003931-51
№ 2а-4040/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 20 июня 2019 года
Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Мурадян А. И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное исковое заявление [СКРЫТО] Е. М. к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре об отказе во включении в реестр пострадавших граждан,
установил:
Административный истец обратился в суд с названным иском. Требование мотивировано тем, что Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре было отказано во включении административного истца в реестр пострадавших граждан. Административный истец просит суд признать незаконным решение государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 01 февраля 2019 года № 15-07/3487 об отказе во включении [СКРЫТО] Е. М. в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, обязать государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре включить [СКРЫТО] Е. М. в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Административный истец [СКРЫТО] Е. М. административный ответчик Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Заинтересованные лица ЖСК «Новый дом», конкурсный управляющий ЖСК «Новый дом» Мардамшина А. М., администрация городского округа город Благовещенск извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Суд, исследовав и оценив материалы дела, пришел к следующему.
Согласно статье 218 Кодекса административного производства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи (соблюдены ли требования нормативных актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения), возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
В пункте 10 Правил ведения реестра, утвержденных Приказом Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан", предусмотрены следующие основания для отказа во включении заявителя в реестр, заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий:
1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу;
2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин;
3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта;
4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору);
5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.
Пунктом 2 определены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:
1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 40; 2006, N 30, ст. 3287; N 43, ст. 4412; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3584; 2010, N 25, ст. 3070; 2011, N 49, ст. 7015; ст. 7040; 2012, N 29, ст. 3998; N 53, ст. 7619; ст. 7643; 2013, N 30, ст. 4074; N 52, ст. 6979; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4225; 2015, N 29, ст. 4362; 2016, N 18, ст. 2515; N 27, ст. 4237) (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ), обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:
а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия;
б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;
в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ;
г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;
д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов.
2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ;
3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;
5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.
Из материалов дела следует, что 04 октября 2011 года между ЖСК «Новый дом» и [СКРЫТО] Е. М. заключен договор паенакопления б/н, согласно условиям, которого ЖСК «Новый дом» производит строительство многоквартирного жилого дома по строительному адресу: г. Благовещенск, ул. Комарова, д. 25/1 за счет паев участников кооператива, а [СКРЫТО] Е. М. осуществляет формирование пая путем внесения паевых взносов. Размер пая участника равен стоимости приобретаемой им в указанном доме <адрес>, имеющей проектные характеристики: количество комнат 1, общая площадь 50 кв.м., этаж 3, 9 подъезд.
Согласно п. 1.4 договора, ориентировочный срок сдачи дома в эксплуатацию – до 31.12.2012 года. Не позднее 30 дней со дня окончания строительства кооператив обязуется передать квартиру по акту приема-передачи участнику. Стоимость квартиры – 520 000 рублей (п. 1.5 договора) в том числе дополнительные сборы на отопление, благоустройство, эл.мощности удорожание строительных материалов.
Квитанцией к ПКО № 263 от 04.10.2011, подтверждается выплата [СКРЫТО] Е. М. паевого взноса.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17 мая 2012 года ЖСК «Новый дом» признано несостоятельным.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.11.2013 года внесены изменения в реестр требований о передаче жилых помещений ЖСК «Новый дом» указав, что [СКРЫТО] Е. М. застройщику ЖСК «Новый дом» уплачено 560 000 рублей за однокомнатную <адрес> общей площадью 50 кв.м., на 3 этаже, 9 подъезд, расположенной по строительному адресу: Республика Башкортостан, г. Благовещенск, ул. Комарова, д. 25/1.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28 мая 2018 года внесены изменения в реестр требований о передаче жилых помещений ЖСК «Новый дом» указав, что [СКРЫТО] Е. М. застройщику ЖСК «Новый дом» уплачено 900 000 рублей за однокомнатную <адрес> общей площадью 50 кв.м., на 3 этаже, 9 подъезд, расположенной по строительному адресу: Республика Башкортостан, г. Благовещенск, ул. Комарова, д. 25/1.
Административный истец исполнил свои обязательства перед застройщиком по договору, предусматривающему передачу жилого помещения.
Администрацией городского поселения город Благовещенск выдавалось застройщику ЖСК «Новый дом» разрешение от 28 декабря 2011 года №RU 03515000-527, сроком действия до 28.10.2014 года на строительство «Пятиэтажного жилого дома в микрорайоне «Строитель», напротив строящегося жилого дома по ул. Комарова, 25 в г. Благовещенск РБ».
Справкой от 27 января 2012 года Отдела архитектуры и градостроительства Администрации городского поселения город Благовещенск подтверждается, что строящемуся объекту «Пятиэтажный жилой дом в микрорайоне «Строитель», напротив строящегося жилого дома по ул. Комарова, 25 в г. Благовещенск РБ» присвоен почтовый адрес: Республика Башкортостан, г.Благовещенск, ул. Демьяна Бедного, д. 99.
Из плана-графика («дорожной карты») по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов в Республике Башкортостан и чьи права нарушены, согласованного и.о. председателя Госстроя РБ Ахмадуллиным М.Ф. и утвержденной и.о. заместителя Премьер-министра Правительства РБ, усматривается, что жилой дом №99 по ул. Д. Бедного в г. Благовещенск, где застройщиками является ЖСК «Новый дом», включены в указанный перечень. Указанная «дорожная карта» находится во всеобщем доступе, на сайте Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре.
Уведомлением Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 01.02.2019 года № 15-07/3487 [СКРЫТО] Е. М. было отказано во включении в реестр пострадавших граждан на основании пп.1 п. 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016 №560/пр в связи с отсутствием договора долевого участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214 - ФЗ.
Ссылка административного ответчика в оспариваемом отказе на подпункт 1 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года № 560/пр, в связи с несоответствием заявителя подпункту 2 пункта 2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, а именно отсутствие договора долевого участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214 - ФЗ - не может быть признана обоснованной.
Заявитель соответствует критериям, установленным пунктом 2 приложения N 1 к Приказа Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан".
Нарушение прав административного истца неисполнением перед ним обязательств по передаче квартиры установлено.
В установленный договором срок застройщик обязательства по строительству объекта, квартиры, не исполнил и предмет договора административному истцу не передан.
Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» допускается привлечение жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на этот момент в установленном порядке в эксплуатацию (пункт 3 части 2 статьи 1).
Как в целом Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», так и требование о форме и регистрации договора направлены на защиту граждан - участников долевого строительства.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в
Определении Верховного Суда РФ от 20.07.2016 № 46-КГ16-5, при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного Федерального закона.
Привлекший денежные средства заявителя для строительства многоквартирного дома застройщик просрочил исполнение своих обязательств перед административным истцом, жилой дом в установленный договором срок не построен, квартира в собственность не передана. В то же время свое обязательство по уплате денежных средств по договору заявитель исполнил, следовательно, административный истец относится к числу пострадавших граждан.
Доказательства законности принятого решения обязан представить Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре.
Между тем таких доказательств административным ответчиком не представлено и в материалах дела не имеется.
Отказывая административному истцу в требовании обязать государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре включить административного истца в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, суд исходит из следующего.
Судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.
Разрешение вопроса о включении административного истца в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относится к исключительной компетенции Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, соответственно, суд не вправе предрешать результат рассмотрения уполномоченным органом заявления.
В связи с этим права административного истца подлежат защите в соответствии положениями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, согласно которой в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
С учетом изложенного суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность принять по заявлению административного истца решение в соответствии с требованиями пункта 8 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Минстроя России от 12.08.2016 года № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан».
Учитывая установленные по делу обстоятельства, требования административного истца подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 219 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск [СКРЫТО] Е. М. к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 01 февраля 2019 года № 15-07/3487 об отказе во включении [СКРЫТО] Елены Михайловны в реестр пострадавших граждан.
Обязать государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре принять по заявлению [СКРЫТО] Елены Михайловны решение в соответствии с требованиями пункта 8 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016 г. №560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.
Решение суда в окончательной форме принято 24.06.2019.
Судья Соколова И. Л.