Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 29.11.2019 |
Дата решения | 17.03.2020 |
Категория дела | О взыскании налогов и сборов |
Судья | Соколова И.Л. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | d3fa7675-e211-3bcd-89b5-8b625d526c2b |
03RS0003-01-2019-011610-03
№ 2а-372/2020
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
город Уфа 17 марта 2020 года
Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Мурадян А. И.,
с участием административного ответчика [СКРЫТО] М. Я.,
при участии представителя административного истца МИФНС России №40 по Республике Башкортостан - Максимовой Р.И., на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан к [СКРЫТО] Михаилу Яковлевичу о взыскании задолженности за 2017 год по транспортному налогу в размере 50550,00 руб., пени в размере 203,47 руб., всего на общую сумму 50753,47 рублей,
у с т а н о в и л :
Административный истец обратился в суд с указанным иском, который в процессе уточнил, просил взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год по транспортному налогу в размере 50550,00 руб., пени в размере 203,47 руб., всего на общую сумму 50753,47 рублей.
Административный истец надлежащим образом извещен о дате и времени судебного заседания.
Представитель административного истца Максимова Р.И. подержала доводы уточненного искового заявления, просила удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик [СКРЫТО] М.Я. возражал по доводам административного искового заявления, поддержал доводы отзыва, пояснил, что владеет только автомобилем Пежо, остальные транспортные средства были проданы по договору купли-продажи, которые он представлял в налоговую инспекцию когда его вызывали для дачи пояснений. Налог платить не обязан. Налоговый орган обязан был направить запросы и выяснить кто владеет автомобилем.
Заинтересованное лицо Судебный пристав - исполнитель Кировского РО СП г. Уфы УФССП России по РБ Абдуллина А.З. извещена надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, в том числе с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (п.п. 5 п. 3 ст. 14 НК РФ).
Пунктом 2 статьи 52 НК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно абзацу 3 пункта 4 статьи 31 НК РФ в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что административный ответчик [СКРЫТО] М.Я. согласно учетным данным налогоплательщика, налогового Уведомления № 64360775 от 19.08.2018 года, является собственником транспортного средства ХОНДА ИНТЕГРА государственный регистрационный знак Т 486 УТ 02 в отношении которого начислен налог в размере 2 250, 00 рублей, ПЕЖО 308 государственный регистрационный знак <адрес> в отношении которого начислен налог в размере 2 400,00 рублей, МЕРСЕДЕС BENZCL500 государственный регистрационный знак <адрес> в отношении которого начислен налог в размере 45 900, 00 рублей
Налоговое уведомление № 64360775 от 19.08.2018 года направлено административному ответчику по адресу г. Уфа, <адрес>. Согласно реестра отправленной корреспонденции уведомление направлено [СКРЫТО] М.Я. 28.08.2018.
Согласно требованию № 46378 от 20.12.2018 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа у ответчика образовалась задолженность по оплате транспортного налога в размере 50 550,00 рублей, пени по оплате транспортного налога в размере 203,47 рублей. Установлен срок оплаты по требованию до 07.02.2019 года.
Требование № 46378 от 20.12.2018 года направлено адресу г. Уфа, <адрес> горбатого, <адрес> согласно реестра 23.12.2018.
Срок обращения в суд по данному требованию до 08.08.2019 года.
Согласно сведениям отдела адресно-справочной работы УВМ МВД по РБ № 19-06-11-018 [СКРЫТО] М.Я. зарегистрирован по адресу г. Уфа, <адрес> 27.02.1998 года.
К мировому судье МИФНС России № 40 по Республике Башкортостан обратились 27.05.2019 года, то есть в срок, установленный законодательством.
[СКРЫТО] М.Я. было подано заявление об отмене судебного приказа, в котором он указывает на то, что автомобили Хонда Интнгра был продан в 2005 года и Мерседес ЦЛ 500 был продан в 2006 году, сумма налога должна быть пересчитана.
Определением мирового судьи судебного участка № 5 по Кировскому району г. Уфы РБ от 14.06.2019 года отменен судебный приказ от 27.05.2019 года о взыскании с [СКРЫТО] М.Я. задолженности по транспортному налогу в пользу МРИ ФНС № 40 по РБ.
Срок обращения в суд после отмены судебного приказа - до 14.12.2019 года.
Учитывая, что административный истец обратился с иском в суд 29.11.2019 года, срок обращения в суд не пропущен.
Доказательств оплаты суммы задолженности административный ответчик не предоставил, в нарушение ст. 62 КАС РФ.
Наличие у [СКРЫТО] М.Я.автомобилей, по которым начислен налог, административный ответчик оспаривал, ссылалась на то, что транспортные средства проданы в 2005 году и 2006 году.
Доводы о том, что транспортные средства не принадлежали [СКРЫТО] М.Я. нельзя признать обоснованными и не могут служить основанием для освобождения от уплаты налога.
В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно Приказа МВД России от 26.06.2018 № 399 «Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России», владелец транспортного средства обязан в установленном настоящими Правилами порядке зарегистрировать транспортное средство или внести изменения в регистрационные данные транспортного средства в течение 10 суток после приобретения, выпуска в обращение транспортного средства в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (п. 6). Согласно п. 7 Правил, прекращение регистрации транспортного средства в подразделении Госавтоинспекции осуществляется по заявлению владельца транспортного средства либо по инициативе регистрационного подразделения Госавтоинспекции.
При этом, согласно п. 8 Правил, регистрация транспортного средства прекращается по заявлению владельца в следующих случаях:
8.1. Утрата или хищение транспортного средства.
8.2. Прекращение права собственности на транспортное средство.
Прекращение регистрации в отношении отчужденного транспортного средства осуществляется на основании заявления его прежнего владельца и предъявления им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем. При этом государственные регистрационные знаки и регистрационный документ признаются недействительными и вносятся регистрационным подразделением Госавтоинспекции в соответствующие розыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции по истечении 10 суток с даты отчуждения.
В соответствии с абзацем 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей.
Пунктом 1 статьи 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в главе 28 НК РФ - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства и не зависит от его фактического использования.
Как установлено статьей 30 НК РФ, налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации и иных обязательных платежей.
Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Контроль и ведение регистрационных данных транспортных средств осуществляют органы ГИБДД, в связи чем, изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, производится указанными органами в соответствии с положениями, установленными Приказом МВД России.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, налоговый орган правом или обязанностью самостоятельного снятия с регистрационного учета транспортных средств в органах ГИБДД не наделен.
Как указано выше, факт отчуждения транспортного средства не освобождает лицо, не снявшее транспортное средство с регистрационного учета в органах ГИБДД, от исполнения обязанности по уплате транспортного налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Между тем, автомобиль на период взыскиваемой недоимки с регистрационного учета в установленном порядке ответчиком не снят.
Таким образом, прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Налоговым кодексом РФ в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено, в связи с чем исковые требования следует признать обоснованными.
Руководствуясьстатьями 175-180, 290 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Межрайонной ИФНС № 40 по Республике Башкортостан - удовлетворить.
Взыскать в бюджет с [СКРЫТО] Михаила Яковлевича проживающего по адресу: г. Уфа, <адрес>,задолженность за 2017 год по транспортному налогу в размере 50550,00 руб., пени в размере 203,47 руб., всего на общую сумму 50753,47 рублей.
Взыскать сГутентова Михаила Яковлевича в доход государства государственную пошлину в размере 1722,60 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд города Уфы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 23.03.2020 года.
Данное решение в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.
Судья Соколова И. Л.