Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 18.03.2019 |
Дата решения | 17.04.2019 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Соколова И.Л. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 04640025-095a-3547-9810-785e8454639e |
03RS0003-01-2019-002435-77
№ 2а-2879/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 17 апреля 2019 года
Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Мурадян А. И.,
с участием административного истца [СКРЫТО] И. Х.,
Михайловой С. А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное исковое заявление [СКРЫТО] И. Х. к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре об отказе во включении в реестр пострадавших граждан,
установил:
Административный истец обратился в суд с названным иском. Требование мотивировано тем, что Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре было отказано во включении административного истца в реестр пострадавших граждан. Административный истец просит суд признать незаконным решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре выраженное в Уведомлении от 25.12.2018 г. № 15-07/3327 об отказе во включении в реестр пострадавших граждан. Обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре включить ее в реестр пострадавших граждан.
Административный истец в суде доводы исковых требований поддержала.
Административный ответчик Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Заинтересованные лица ЖСК ЖК «Цветы Башкирии», ООО «БашСтройКомплект», конкурсный управляющий ООО «БашСтройКомплект» Айнутдинов А. Р. извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Суд, выслушав участников, исследовав и оценив материалы дела, пришел к следующему.
Согласно статье 218 Кодекса административного производства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи (соблюдены ли требования нормативных актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения), возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
В пункте 10 Правил ведения реестра, утвержденных Приказом Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан", предусмотрены следующие основания для отказа во включении заявителя в реестр, заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий:
1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу;
2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин;
3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта;
4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору);
5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.
Пунктом 2 определены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:
1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 40; 2006, N 30, ст. 3287; N 43, ст. 4412; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3584; 2010, N 25, ст. 3070; 2011, N 49, ст. 7015; ст. 7040; 2012, N 29, ст. 3998; N 53, ст. 7619; ст. 7643; 2013, N 30, ст. 4074; N 52, ст. 6979; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4225; 2015, N 29, ст. 4362; 2016, N 18, ст. 2515; N 27, ст. 4237) (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ), обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:
а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия;
б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;
в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ;
г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;
д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов.
2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ;
3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;
5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.
Из материалов дела следует, что в целях удовлетворения потребности Члена ЖК в жилых помещениях Жилищный кооператив «Цветы Башкирии» заключил договор инвестирования №45-1/ЦБ от 08.08.2014 года с ООО «БашСтройКомплект», который является организатором строительства жилых домов по адресу: Литер 3 (А5, А6, А7, А8), Литер 4 (Б3), Литер 5 (Б4, Б5, Б6), Литер 7 (Б1, Б2) и Литер 10 (Б14, Б15, Б16) во вводимом в эксплуатацию многоквартирном малоэтажном Жилом комплексе «Цветы Башкирии» с общей площадью квартир – 15 712,83 кв.м., расположенном по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, пос. Цветы Башкирии на земельном участке с кадастровым номером 02:55:000000:33528.
Ориентировочный срок ввода объекта в эксплуатацию - 1 квартал 2015 года.
Квитанцией к приходному кассовому ордеру № 79 от 08.08.2014 года подтверждается выплата [СКРЫТО] И.Х. паевого взноса в размере 1 731 150 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03 марта 2017 года Общество с ограниченной ответственностью «Башстройкомплект» признано несостоятельным.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11 мая 2017 года требования [СКРЫТО] И.Х. о передаче жилого помещения - однокомнатной <адрес> общей проектной площадью 38,47 кв.м., расположенной на 3 этаже многоквартирного жилого дома, литер 1, по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, пос. Цветы Башкирии, за которую уплачено 1 731 150,00 рублей, включены в реестр требований ООО «БашСтройКомплект» о передаче жилых помещений.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.12.2018 года назначен конкурсный управляющий ООО «Башстройкомплект» Айнутдинов А.Р.
Административный истец исполнил свои обязательства перед застройщиком по договору, предусматривающему передачу жилого помещения.
Из плана-графика («дорожной карты») по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов в Республике Башкортостан и чьи права нарушены, представленном Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре на запрос суда, согласованный и. о. председателя Госстроя РБ Ахмадуллиным М. Ф. и утвержденный и. о. заместителя Премьер-министра Правительства РБ Абдрахимовым Р. Р., усматривается, что жилые дома в пос. Цветы Башкирии в Кировском районе г. Уфы (застройщик – ООО «БашСтройкомплект»), включен в указанный перечень.
Уведомлением Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре № 15-07/3327 от 25.12.2018 года [СКРЫТО] И.Х. было отказано во включении в реестр пострадавших граждан на основании пп.1 п. 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016 №560/пр.
Между тем, ссылка административного ответчика в оспариваемом отказе на отсутствие договора долевого участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214 - ФЗ - не может быть признана обоснованной.
Заявитель соответствует критериям, установленным пунктом 2 приложения N 1 к Приказа Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан".
Нарушение прав административного истца неисполнением перед ним обязательств по передаче квартиры установлено.
Наряду с этим, как в целом Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", так и требование о форме и регистрации договора направлены на защиту граждан - участников долевого строительства.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в
Определении Верховного Суда РФ от 20.07.2016 N 46-КГ16-5, при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного Федерального закона.
Привлекший денежные средства заявителя для строительства многоквартирного дома застройщик просрочил исполнение своих обязательств перед административным истцом, жилой дом в установленный договором срок не построен, квартира в собственность не передана. В то же время свое обязательство по уплате денежных средств по договору заявитель исполнил, следовательно, административный истец относится к числу пострадавших граждан.
Доказательства законности принятого решения обязан представить Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре.
Между тем таких доказательств административным ответчиком не представлено и в материалах дела не имеется.
Отказывая административному истцу в требовании обязать государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре включить административного истца в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, суд исходит из следующего.
Судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.
Разрешение вопроса о включении административного истца в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относится к исключительной компетенции Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, соответственно, суд не вправе предрешать результат рассмотрения уполномоченным органом заявления.
В связи с этим права административного истца подлежат защите в соответствии положениями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, согласно которой в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
С учетом изложенного суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность принять по заявлению административного истца решение в соответствии с требованиями пункта 8 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Минстроя России от 12.08.2016 года № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан».
Учитывая установленные по делу обстоятельства, требования административного истца подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 219 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск [СКРЫТО] И. Х. к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 25 декабря 2018 года № 15-07/3327 об отказе во включении [СКРЫТО] Ильмиры Хайдаровны в реестр пострадавших граждан.
Обязать государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре принять по заявлению [СКРЫТО] Ильмиры Хайдаровны решение в соответствии с требованиями пункта 8 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016 г. №560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.
Решение суда в окончательной форме принято 19.04.2019.
Судья Соколова И. Л.