Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 01.02.2016 |
Дата решения | 09.03.2016 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Зайдуллин Р.Р. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 6ac11e68-84fa-3b5f-b020-10079fbb4be2 |
Дело № 2а-2592/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2016 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Зайдуллина Р.Р.,
при секретаре ФИО3,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан об отмене решения об отказе в признании его беженцем на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан об отмене решения об отказе в признании его беженцем на территории Российской Федерации, указывая, что он обратился в Управление Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан с заявлением о признании его беженцем на территории Российской Федерации, но ему было отказано. Указывает, что марионеточное Правительство Украины, которое пришло к власти в результате государственного переворота, не может защитить своих собственных граждан, идя на поводу у националистических, фашистских, радикально настроенных бандформирований. Ведется антироссийская пропаганда, настраивают подрастающее поколение против русского братского народа, преследуется русскоязычное население, ведутся боевые действия на юго-востоке Украины против народного ополчения Донецкой и ФИО2 областей, где преобладает русскоязычное население. Сам он тоже учился в русской школе, покойная мать была русской, в семье всегда говорили и общались только на русском языке. Родственников и близких у него не осталось. Недавно он освободился из исправительной колонии. Город ФИО2 <адрес>, где он проживал, находится на линии соприкосновения, и шли боевые действия с народным ополчением ФИО2 <адрес>, разрушен. Он будет однозначно арестован на таможне националистически настроенными властями, которые под пытками его будут заставлять оговаривать и оскорблять русский народ.
Считая, что эти действия не основаны на Законе, административный истец просит суд отменить решение Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в признании гражданина Украины ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., беженцем на территории Российской Федерации.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан ФИО4 на судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Заинтересованные лица – заместитель руководителя Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан ФИО5, начальник отдела по вопросам гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан ФИО6, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, суд находит возможным рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что ФИО1 обратился в Управление Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан с заявлением о признании его беженцем на территории Российской Федерации.
Решением Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ. № отказано гражданину Украины ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в признании беженцем на территории Российской Федерации, так как он не соответствует определению «беженец».
Как следует из указанного решения, гражданин Украины ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> ССР, по национальности - украинец, вероисповедание - христианство, образование - среднее; обучался в <адрес> в Дорожном техникуме по специальности водитель, автомеханик. ФИО1 в период ДД.ММ.ГГГГ служил в Советской армии в морской пехоте, последнее звание сержант. Разведён.
Национальный паспорт гражданина Украины серии №, выданный ДД.ММ.ГГГГ Краснолучским ГО УМВД Украины в ФИО2 <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ года Министерством юстиции Российской Федерации издано распоряжение № о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Украины ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужденного ДД.ММ.ГГГГ <адрес> по ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 2 ст. 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации к 8 годам 2 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
ДД.ММ.ГГГГ года УФМС России по Республике Башкортостан утверждено решение о депортации из Российской Федерации в отношении гражданина Украины ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 освобожден из ФКУ ИК - 4 УФСИН России по Республике Башкортостан.
ДД.ММ.ГГГГ года Кировским районным судом г. Уфы Республики Башкортостан поставлено поместить ФИО1, подлежащего депортации, в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике Башкортостан, расположенное по адресу: <адрес>
Исполнить решение о депортации сразу после освобождения гражданина Украины [СКРЫТО].В. из исправительного учреждения не представилось возможным ввиду отсутствия действительных документов, удостоверяющих личность.
Пребывание гражданина Украины [СКРЫТО].В. на территории Российской Федераций создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.
В ходе опроса заявитель сообщил, не желает возвращаться на территорию Украины, в связи с отсутствием жилья, родных и близких, а также с установившийся в Украине политической обстановкой.
Причины, названные [СКРЫТО].В., не входят в перечень признаков, определяющих понятие «беженец».
Иных причин в качестве обоснования своего ходатайства не представил. ФИО1 общественной деятельностью на территории Украины не занимался, в политических, религиозных либо иных общественных организациях не состоял.
По результатам проверки ИЦ получены следующие сведения:
1.ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ осужден Народным судом г. ФИО2 <адрес> по статье 141 части 2, статьи 117 части 2, статьи 42 УК Украинской ССР, лишение свободы сроком на 6 лет. ДД.ММ.ГГГГ освобожден из мест лишения свободы условно - досрочно.
2. ДД.ММ.ГГГГ осужден Центральным районным судом <адрес> по статье 144 части 2 УК РСФСР, лишение свободы сроком на 2 года. ДД.ММ.ГГГГ освобожден по отбытии срока.
3. ДД.ММ.ГГГГ осужден Привокзальным районным судом <адрес> по статье 162 части 2 пункта А, Б, В УК РФ, лишением свободы сроком на 7 лет. ДД.ММ.ГГГГ освобожден из мест лишения свободы ФБУУЮ - 400/<адрес> условно досрочно.
4. ДД.ММ.ГГГГ осужден Пролетарским районным судом <адрес> постатье 158 части 1 УК РФ, лишением свободы сроком на 10 месяцев.
5. ДД.ММ.ГГГГ осужден Пролетарским районным судом <адрес> по статье 30 части 3, статьи 228 - 1, части 2 пункта Б, статьи 69, части 3 УК РФ, на срок 8 лет 2 месяца лишения свободы в исправительной колонии особого режима.
Отказывая в удовлетворении административного иска и соглашаясь с решением государственного органа, суд исходит из следующего.
Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 года), которая вступила в силу для России 1 февраля 1993 г., в статье 1 дала определение понятия "беженец".
В указанной Конвенции под термином "беженец" подразумевается лицо, которое в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Конвенция 1951 г. распространяется только на тех лиц, которые стали беженцами в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года.
Пунктом 2 статьи 1 Протокола, касающегося статуса беженцев (Нью-Йорк, 31 января 1967 года) были внесены изменения в определение понятия "беженец". Исходя из смысла указанного Протокола под термином "беженец" имеется в виду любое лицо, подпадающее под определение статьи 1 Конвенции о статусе беженцев с опущением в статье 1 "A" (2) этой Конвенции слов "в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года..." и слов "...в результате подобных событий". Россия присоединилась к данному Протоколу 2 февраля 1993 года (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 13 ноября 1992 года N 3876-1).
Правовое положение вынужденных мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации, определяется принятым в развитие указанных норм международного права Федеральным законом "О беженцах" от 19 февраля 1993 года.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах" (с изменениями) решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований. Данный порядок признания лица беженцем является исчерпывающим и не предусматривает представление заявителями доказательств о том, что они испытывали обоснованные опасения стать жертвой преследований по указанным в пп. 1 п. 1 ст. 1 Закона признакам.
Согласно Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему он лично опасается стать жертвой преследования (п. 45 Руководства).
Для установления статуса беженца требуется в первую очередь, оценка ходатайства просителя, а не суждение об обстановке, сложившейся в стране его происхождения (п. 37 Руководства).
Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад (п. 42 Руководства).
В деле имеются данные, что такую проверку (оценку) сведений, сообщенных ФИО8 органы территориальной миграционной службы провели.
При этом не установлено доказательств преследования ФИО9 по национальным, политическим и религиозным мотивам.
В руководстве указано, что преследования следует отличать от наказаний за обычные нарушения закона в соответствии с обычным правом. Лица, спасающиеся от преследования или наказания за такие преступления, как правило, не являются беженцами. Следует напомнить, что беженец - это жертва или потенциальная жертва несправедливости, а не лицо, скрывающееся от правосудия(ст.56).
В руководстве указано, что положения Конвенции (раздел F статьи 1) не распространяются на лиц, совершивших тяжкое преступление неполитического характер вне страны, давшей им убежище, и до того, как они были допущены в эту страну в качестве беженцев; Для применения этих положений достаточноустановить наличие «серьезных оснований предполагать», что одно из описанных деяний было совершено.
Цель этого положения об исключении - защитить общество принимающей страны от опасности допуска беженца, который совершил серьезное уголовное преступление.
ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ осужден Народным судом г. ФИО2 <адрес> по статье 141 части 2, статьи 117 части 2, статьи 42 УК Украинской ССР, лишение свободы сроком на 6 лет. ДД.ММ.ГГГГ освобожден из мест лишения свободы условно - досрочно.
Находясь с визитом в России,ФИО11 впоследствии совершил несколько преступлений.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона "О беженцах" лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Требования данной нормы права заявитель не выполнил, поскольку он, прибыв на территорию России в ДД.ММ.ГГГГ, с соответствующим письменным ходатайством в орган пограничного контроля при пересечении границы не обратился. Такое обращение последовало фактически спустя 8 лет после того как заявитель находился на территории России, не представив при этом доказательства легальности такого нахождения.
До окончания срока отбывания наказания ФИО13 с заявлением о предоставлении статуса беженца в миграционную службу также не обращался.
ФИО14 ни в анкете, ни в опросном листе не указано ни одного обстоятельства, из-за которого у себя на родине у него обоснованно имелись опасения стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений либо обстоятельства, по которым он не может или не желает вернуться на родину вследствие таких опасений.
При этом ФИО15 не приведено ни одной убедительной причины, почему лично он опасается стать жертвой преследований.
В названном руководстве указано, что простой факт принадлежности к определенной группе обычно не является достаточным для обоснования ходатайства о представлении статуса беженца.... Простая принадлежность к определенной общине обычно не является достаточной для обоснования ходатайства о предоставлении статуса беженца.
Как правило, принадлежность к определенной социальной группе не является достаточным обоснованием ходатайства о предоставлении статуса беженца.... Наличие иных политических убеждений, отличных от тех, которые разделяются правительством, само по себе не является основанием для ходатайства о предоставлении статуса беженца, и проситель должен доказать, что у него имеются достаточные опасения стать жертвой преследований за свои убеждения. Это предполагает, что проситель является носителем убеждений, неприемлемых для властей, поскольку он критикует их политику и методы. Это также предполагает, что эти взгляды дошли до сведения властей или приписываются ими просителю.
В ст. 164 руководства указано также следующее: «лица, вынужденные покинуть страну происхождения в результате внутренних и международных вооруженных конфликтов, обычно не рассматриваются как беженцы...»
Изложенное свидетельствует об отсутствии у заявителя нуждаемости в предоставлении статуса беженца на момент пересечения государственной границы России.
Каких-либо новых фактических данных, которые не были бы учтены органами Федеральной миграционной службы и ставили бы под сомнение законность и обоснованность решения, в административном иске не содержится.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может приниматься решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку решение Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в признании гражданина Украины ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., беженцем на территории Российской Федерации принято в соответствии с действующим законодательством РФ, суд находит требования административного искаФИО1 к Управлению Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан об отмене решения об отказе впризнании его беженцем на территории Российской Федерации не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан об отмене решения Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в признании гражданина Украины ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., беженцем на территории Российской Федерации, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Председательствующий Р.Р. Зайдуллин
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.