Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 20.02.2019 |
Дата решения | 26.04.2019 |
Категория дела | Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов |
Судья | Курамшина А.Р. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 3c9d6dfa-f8dd-3f3d-9ab8-3622b5a1bbf5 |
дело № 2а-2123/2019
УИД03RS0003-01-2019-001649-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2019 года город Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,
при секретаре Касимовой А.А.,
с участием представителя административного ответчика [СКРЫТО] Р.А. - Аминовой Д.Ю. (дов. от 20.01.2017 года),
представителя административного ответчика МРИ ФНС № 40 по РБ – Вдовиной Л.Ю. (дов. от 28.12.2019 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 40 по Республике Башкортостан к [СКРЫТО] Рустаму Анваровичу о взыскании задолженности по налогам и пеням,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 40 по Республике Башкортостан просит суд взыскать с [СКРЫТО] Рустама Анваровича (ИНН <адрес>) задолженность по налогам и пеням на общую сумму 347 539, 44 руб., в том числе:
1) налог на имущество физических лиц:
- налог за 2014 год в размере 26 511 руб.,
- налог за 2016 год в размере 266 668 руб.,
- пеня в размере 191, 32 руб.
2) транспортный налог с физических лиц:
- налог за 2016 год в размере 53 499 руб.,
- пеня в размере 386,09 руб.
3) земельный налог с физических лиц:
- налог за 2016 год в размере 282 руб.,
- пеня в размере 2,03 руб.
После уточнения заявленных требований межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 40 по Республике Башкортостан просит суд взыскать с [СКРЫТО] Рустама Анваровича (ИНН <адрес>) задолженность по налогам и пеням на общую сумму 314 742, 44 руб., в том числе:
1) налог на имущество физических лиц:
- налог за 2014 год в размере 26 511 руб.,
- налог за 2016 год в размере 233 871 руб.,
- пеня в размере 191, 32 руб.
2) транспортный налог с физических лиц:
- налог за 2016 год в размере 53 499 руб.,
- пеня в размере 386,09 руб.
3) земельный налог с физических лиц:
- налог за 2016 год в размере 282 руб.,
- пеня в размере 2,03 руб.
В судебном заседании представитель административного ответчика МРИ ФНС № 40 по РБ – Вдовина Л.Ю. завяленные требования поддержала, просит административный иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Аминова Д.Ю. административный иск не признала, указала, что МРИ ФНС № 40 по РБ пропущен срок обращения в суд по налогам и сборам за 2014 год, представила возражение, доводы возражения поддержала. Просит в удовлетворении административного иска отказать.
Суд, изучив и оценив материалы дела №2а-2123/2019, истребованные из мирового суда материалы дела №2а-1779/2018, выслушав участников процесса, приходит к следующему.
В соответствии с частями 8, 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Как следует из ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу ч. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом.
Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяется по общему правилу исходя из их кадастровой стоимости. Переход к указанному порядку определения налоговой базы может быть осуществлен после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на основе нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). При этом законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Кодекса.
Как следует из пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость используется для определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Объектами налогообложения согласно предъявленному административному иску являются:
т/с Ленд Ровер <адрес>;
т/с Мерседес Бенц <адрес>;
т/с Ауди <адрес>
иные здания; строения; квартиры;
земельные участки.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
25.12.2015 года налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № 1159246 от 12.04.2015 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 532 руб. (полный расчет налога с перечнем объектов налогообложения приведен в налоговом уведомлении), что подтверждается скриншотом выгрузки уведомления в личный кабинет налогоплательщика.
11.09.2017 года налоговым органом в адрес административного ответчика был направлен перерасчет налога на имущество физических лиц № 54866347 от 11.09.2017 года (к налоговому уведомлению № 1159246) об уплате налога за 2014 год в сумме 7 322 руб. (полный расчет налога с перечнем объектов налогообложения приведен в налоговом уведомлении), что подтверждается скриншотом выгрузки уведомления в личный кабинет налогоплательщика.
14.12.2017 года налоговым органом в адрес административного ответчика было вновь направлено налоговое уведомление № 82802101 от 14.12.2017 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 26 511 руб. (полный расчет налога с перечнем объектов налогообложения приведен в налоговом уведомлении), что подтверждается скриншотом выгрузки уведомления в личный кабинет налогоплательщика.
25.01.2018 года налоговым органом в адрес административного ответчика был вновь направлен перерасчет № 83269168 от 25.12.2017 года об уплате за 2014 год - перерасчет налога на имущество физических лиц (к налоговому уведомлению № 82802101, № 54866347 - об уплате налога за 2014 год) и расчет налога на имущество физических лиц в сумме 43 529 руб. (полный расчет налога с перечнем объектов налогообложения приведен в налоговом уведомлении), что подтверждается реестром почтовой корреспонденции.
Таким образом, налоговый орган в нарушение ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации с 2015 по 2018 год многократно направлял в адрес налогоплательщика налоговые уведомления об уплате налога за 2014 год.
При этом, в нарушение пункта 2 статьи 48 НК РФ МРИ ФНС № 40 по РБ обратилась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с [СКРЫТО] Р.А. суммы налога за 2014 год только 05 сентября 2018 года, то есть по истечении нескольких лет.
Пунктом 4 статьи 57 НК РФ установлено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу п. 6 и 8 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог (авансовый платеж) в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога (авансового платежа) не указан в этом налоговом уведомлении.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога у налогоплательщика возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Порядок направления налогового уведомления предусмотрен ст. 52 НК РФ, согласно которой, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии с ч. 1, ч. 2, ч. 4 и ч. 6 ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
При этом ч. 1 ст. 70 НК предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что налоговым органом нарушен порядок и сроки направления в адрес налогоплательщика [СКРЫТО] Р.А. налогового уведомления об уплате налогов и сборов за 2014 год, установленные ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом был нарушен порядок и сроки направления в суд заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с налогоплательщика налога и пени за 2014 год, установленные ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска в указанной части.
Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность направления налогового уведомления в адрес налогоплательщика [СКРЫТО] Р.А. в установленный законом срок, административным истцом не приведено.
20.09.2017 года налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № 23531326 от 20.09.2017 года об уплате земельного налога в сумме 21 347 руб., налога на имущество физических лиц в сумме 381 285 руб. и транспортного налога в сумме 53 499 руб. за 2016 год (полный расчет налога с перечнем объектов налогообложения приведен в налоговом уведомлении № 23531326 от 20.09.2017 года), что подтверждается скриншотом выгрузки уведомления в личный кабинет налогоплательщика.
30.11.2017 года налоговым органом в адрес административного ответчика был направлен перерасчет налога на имущество физических лиц № 82229478 от 30.11.2017 года (к налоговому уведомлению № 23531326) об уплате налога за 2016 год в сумме 267 406 (полный расчет налога с перечнем объектов налогообложения приведен в налоговом уведомлении), что подтверждается скриншотом выгрузки уведомления в личный кабинет налогоплательщика.
14.12.2017 года налоговым органом в адрес административного ответчика был направлен перерасчет № 82802150 от 14.12.2017 года об уплате за 2016 год земельного налога в сумме 266 руб. (к налоговому уведомлению № 23531326), перерасчет налога на имущество физических лиц в сумме 383 097 руб. (к налоговому уведомлению № 23531326, № 82229478) (полный расчет налога с перечнем объектов налогообложения приведен в налоговом уведомлении), что подтверждается скриншотом выгрузки уведомления в личный кабинет налогоплательщика (продублировано 22.01.2018 года почтовой корреспонденцией).
25.01.2018 года налоговым органом в адрес административного ответчика был направлен перерасчет № 83269168 от 25.12.2017 года об уплате за 2016 год - транспортного налога в сумме 53 499 руб. (к налоговому уведомлению № 23531326), перерасчет земельного налога в сумме 21 347 руб. (к налоговому уведомлению № 23531326, № 82802150) (полный расчет налога с перечнем объектов налогообложения приведен в налоговом уведомлении), что подтверждается реестром почтовой корреспонденции.
В связи с неуплатой налога в добровольном порядке в адрес административного ответчика 10.04.2018 года направлено требование № 25297 от 30 марта 2018 года (сроком уплаты до 18.05.2018 года) об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов в размере 579,44 руб.
С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился в мировой суд 05.09.2018 года.
В связи с поступившими возражениями должника, определением от 13 сентября 2018 года судебный приказ мирового судьи судебного участка №1 по Кировскому району г.Уфы от 06.09.2018 года был отменен.
20.02.2019 года налоговым органом было направлено в районный суд административное исковое заявление о взыскании с административного ответчика неуплаченной суммы и пени по налогам и сборам.
Таким образом, процедура взыскания налогов и сборов за 2016 год с налогоплательщика [СКРЫТО] Р.А. налоговым органом не нарушена.
МРИ ФНС № 40 по РБ предъявлено в суд требование о взыскании с административного ответчика пени.
Так, в целях обеспечения исполнения налогоплательщиком конституционной обязанности платить налоги в Налоговом кодексе РФ предусмотрена система мер, обеспечивающих ее исполнение, к числу которых отнесено начисление пени.
Согласно положениям пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик (налоговый агент) должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, начисление пеней непосредственно связано в несвоевременной уплатой налогов в бюджет.
Расчет налога (приведен выше) и пени (в размере 191,32 руб., 386,09 руб., 2,03 руб., всего 579,44 руб.) по требованию №25297 от 30 марта 2018 года судом проверен, суд признает его верным.
Данными об оплате начисленной задолженности суд не располагает, административный ответчик суду не представил.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 40 по Республике Башкортостан к [СКРЫТО] Рустаму Анваровичу о взыскании задолженности по налогам и пеням на общую сумму 314 742, 44 руб., в том числе:
1) налог на имущество физических лиц:
- налог за 2014 год в размере 26 511 руб.,
- налог за 2016 год в размере 233 871 руб.,
- пеня в размере 191, 32 руб.
2) транспортный налог с физических лиц:
- налог за 2016 год в размере 53 499 руб.,
- пеня в размере 386,09 руб.
3) земельный налог с физических лиц:
- налог за 2016 год в размере 282 руб.,
- пеня в размере 2,03 руб.
удовлетворить частично.
Взыскать [СКРЫТО] Рустама Анваровича в пользу межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 40 по Республике Башкортостан задолженность по налогам и пеням за 2016 год на общую сумму 288 231, 44 руб., в том числе:
1) налог на имущество физических лиц:
- налог за 2016 год в размере 233 871 руб.,
- пеня в размере 191, 32 руб.
2) транспортный налог с физических лиц:
- налог за 2016 год в размере 53 499 руб.,
- пеня в размере 386,09 руб.
3) земельный налог с физических лиц:
- налог за 2016 год в размере 282 руб.,
- пеня в размере 2,03 руб.
Взыскать [СКРЫТО] Рустама Анваровича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 082,31 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Уфы.
Судья А.Р. Курамшина