Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 13.02.2017 |
Дата решения | 27.04.2017 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> О признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя -> прочие о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя |
Судья | Курамшина А.Р. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | acd18d39-6efe-3d1c-aa86-ce7188fa7570 |
дело № 2а-1878/2017 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2017 года г. Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,
с участием представителя административного истца ГУП «ФЖС РБ» - ФИО2 (дов. от ДД.ММ.ГГГГ),
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» к судебном приставу-исполнителю МОСП по исполнению особо исполнительных производств [СКРЫТО] России по РБ ФИО3, [СКРЫТО] по РБ об уменьшении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
ГУП «ФЖС РБ» обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу – исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств [СКРЫТО] по РБ ФИО3, [СКРЫТО] по РБ об уменьшении размера исполнительского сбора, указав следующее.
ГУП «ФЖС РБ» являлось должником по исполнительному производству №-ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава – исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств [СКРЫТО] по РБ ФИО3 на основании исполнительного листа серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Кировским районным судом г. Уфы по делу №, о взыскании задолженности в размере 15 000 руб.
23.12.2016 СПИ МОСП по исполнению особых исполнительных производств [СКРЫТО] по РБ вынесено постановление о взыскании с ГУП «ФЖС РБ» исполнительского сбора в размере 10 000 руб. за неисполнение в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительного документа.
Несвоевременное исполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, обусловлено тяжелым финансовым положением ГУП «ФЖС РБ». В соответствии с распоряжением Правительства РБ № 375-р от 21.04.2011 ГУП «ФЖС РБ» совместно с Государственным комитетом РБ по строительству и архитектуре поручено обеспечить завершение строительства жилых домов № 6,7,8 по строительному адресу: г. Уфа, Кировский район, микрорайон Бакалинский, в связи с чем, на протяжении нескольких лет предприятие решает проблемы обманутых дольщиков, привлекая собственные и заемные денежные средства, что создает огромную нагрузку на финансовое состояние предприятия, не возмещенными остаются подтвержденные затраты ГУП «ФЖС РБ» на сумму 3, 121 млрд. руб., ГУП «ФЖС РБ» вынуждено нести расходы и ответственность за недобросовестного застройщика ОАО «СтройПроектЦентр» в микрорайоне Бакалинский.
Вышеуказанные обстоятельства привели к ухудшению финансово – хозяйственной деятельности предприятия, в связи с чем, в отношении ГУП «ФЖС РБ» возбужден значительный объем исполнительных производств. Единовременное взыскание совокупной задолженности по имеющимся исполнительным документам приведет к ухудшению хозяйственной деятельности предприятия, неплатежеспособности ответчика, а в дальнейшем к банкротству, что в свою очередь не позволит исполнять возложенные Правительством Республики Башкортостан на ГУП «ФЖС РБ» обязательства по восстановлению нарушенных прав обманутых дольщиков, создаст угрозу невозможности исполнения принятых на себя обязательств перед контрагентами, в том числе перед подрядчиками за строительно – монтажные работы на объектах, перед гражданами в части передачи приобретенных ими жилых помещений, перед работниками в части оплаты труда, вызвав серьезный социальный резонанс. Данные обстоятельства приведут к полной остановке строительства на объектах и, в том числе, риску возникновения дополнительных убытков от взыскиваемых гражданами сумм пеней за несвоевременную передачу жилых помещений.
В этот сложный для предприятия период ССП применяет меры принудительного исполнения исполнительных документов, путем списания денежных средств с расчетного счета ГУП «ФЖС РБ». На расчетном счете ГУП «ФЖС РБ» аккумулируются денежные средства дольщиков, направленные по договорам долевого участия.
С учетом короткого срока, установленного для погашения суммы задолженности и в связи с тяжелым финансово – экономическом положением ГУП «ФЖС РБ» не имело возможности исполнить в срок вышеуказанный исполнительный документ.
Административный истец ГУП «ФЖС РБ» просит суд уменьшить на ? исполнительский сбор по постановлению судебного пристава – исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств [СКРЫТО] по РБ от 23.12.2016 г. до 7 500 руб.
В ходе судебного заседания представитель административного истца ГУП «ФЖС РБ» ФИО2 заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
На судебное заседание административные ответчики СПИ МОСП ИОИП [СКРЫТО] по РБ ФИО3, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан, заинтересованное лицо ООО «Белит КПД» не явились, извещены заранее и надлежащим образом.
Суд с учетом мнения представителя административного истца считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон по делу.
Изучив и оценив материалы дела, выслушав представителя ГУП «ФЖС РБ», суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор согласно части 1 статьи 112 указанного Закона является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с частью 2 статьи 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исходя из содержания ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника - организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника - организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Судом установлено, что ГУП «ФЖС РБ» являлось должником по исполнительному производству №-ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава – исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств [СКРЫТО] по РБ ФИО3 на основании исполнительного листа серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Кировским районным судом г. Уфы по делу №, о взыскании задолженности в размере 15 000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по исполнению особых исполнительных производств [СКРЫТО] по РБ вынесено постановление о взыскании с ГУП «ФЖС РБ» исполнительского сбора в размере 10 000 руб. за неисполнение в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительного документа.
В соответствии с ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007г. №229 «Об исполнительном производстве» в постановление о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения - пять дней.
Добровольно постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства должником не исполнено, что представителем административного истца не оспаривается.
Денежные средства списаны с расчетного счета должника.
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что единственным основанием, препятствующим вынесению судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в установленный срок, является представление судебному приставу-исполнителю доказательств того, что невозможность исполнения исполнительного документа обусловлена обстоятельствами непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях.
Учитывая, что требования исполнительного документа должником в установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства срок не исполнены, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения требований, не представлено, как и доказательств того, что должником после вступления решения суда в законную силу предпринимались какие-либо меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено судебным приставом-исполнителем в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства, регламентирующего стадию исполнения судебных актов.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для уменьшения размера исполнительского сбора, как следствие, отсутствии оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» к судебном приставу-исполнителю МОСП по исполнению особо исполнительных производств [СКРЫТО] России по РБ ФИО3, [СКРЫТО] по РБ об уменьшении на ? исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особо исполнительных производств [СКРЫТО] России по РБ от 23.12.2016 г. до 7500 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан.
Судья А.Р. Курамшина