Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 25.01.2018 |
Дата решения | 20.02.2018 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Соколова И.Л. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 64dec147-a732-31d3-bcce-ed016ab33c8f |
№ 2а-1531/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 20 февраля 2018 года
Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Раимове Д. Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное исковое заявление [СКРЫТО] С. А. к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре об отказе во включении в реестр пострадавших граждан,
установил:
Административный истец обратился в суд с названным иском. Требование мотивировано тем, что решением Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 06.06.2017 года, полученным административным истцом 24.11.2017 года, отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на основании п.п. 1 п. 14 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. На основании протоколов заседания(голосования) Правления ПЖСК ЖСК «Центр» № 4 от 05.11.2014 г. и №4/1 от 22.09.2015 г. [СКРЫТО] С. А. На основании заявления от 05.11.2014 года был принят в члены кооператива для приобретения жилого помещения Секция: А, строительный №, проектная площадь 42,38 кв.м., количество комнат в квартире: однокомнатная, 7 этаж 25-ти этажного жилого дома. Строительный адрес: квартал № ограниченный <адрес>, Чернышевского, Султанова и Красина. Установлена стоимость жилого помещения в размере 2 288 520,00 рублей и членский взнос в размере 40 000,00 рублей. Обязательства административным истцом исполнены в полном объеме.
Административный истец просит восстановить пропущенный по уважительной причине трехмесячный срок обжалования решения государственного комитета РБ по строительству и архитектуре от 06.06.2017 года, признать незаконным Решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены и чьи права нарушены.
Административный истец, Административный ответчик Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Суд, выслушав участников, исследовав и оценив материалы дела, пришел к следующему.
Согласно статье 218 Кодекса административного производства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи (соблюдены ли требования нормативных актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения), возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ) контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Минрегиона России от 20.09.2013 г. № 403 утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены к числу пострадавших (далее - Критерии), а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее - Правила ведения реестра).
Согласно пункту 4 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев.
В пункте 14 Правил ведения реестра предусмотрены следующие основания для отказа во включении заявителя в реестр:
несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших;
непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил;
введение в эксплуатацию в установленном порядке многоквартирного дома, участником строительства которого является заявитель и выполнение застройщиком в полном объеме обязательства перед заявителем по передаче жилого помещения;
привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей.
Указанные обстоятельства в отношении административного истца в судебном заседании не установлены.
Согласно п. 2 Приложения № 1 к Приказу Минрегиона России от 20.09.2013 N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены", критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются:
1) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого прекращено или приостановлено на срок более девяти месяцев на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления;
2) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого приостановлено на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан гражданину;
3) просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены);
4) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, в отношении которого выдано заключение уполномоченных органов о несоответствии процессов строительства многоквартирного дома требованиям технических регламентов, проектной документации, иным обязательным требованиям, а также техническим условиям подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, препятствующее вводу многоквартирного дома в эксплуатацию и очевидно свидетельствующее о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;
5) прекращение права владения и пользования земельным участком застройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;
6) признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов;
7) вступление в законную силу приговора суда, в соответствии с которым установлена вина лиц, выполнявших управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, которая являлась застройщиком и (или) иным лицом, привлекшим денежные средства двух и более граждан в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, и указанные граждане в установленном порядке признаны потерпевшими;
8) установление в судебном порядке факта привлечения застройщиком или иным лицом денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, денежных средств двух и более граждан по заключенным с ними договорам, если указанные договоры в установленном порядке не расторгнуты (не признаны судом недействительными), а обязательства застройщика или иного лица, привлекших денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома, перед указанными гражданами по передаче объекта долевого строительства либо по выплате соответствующей компенсации в денежной форме в связи с невозможностью передачи объекта долевого строительства не исполнены;
9) ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации.
Из материалов дела следует, что 07 июля 2014 года между Обществом с ограниченной ответственностью «Капитал Хаус» и Потребительским жилищно – строительным кооперативом «Центр» заключен договор инвестирования № 7 предметом договора является осуществление проекта по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию Объекта, состоящего из комплекса многоквартирных жилых домов с подземными автостоянками.
Протоколом заседания (голосования) правления жилищно – строительного кооператива ЖСК «Центр» № 4 от 05.11.2014 года рассмотрено заявление [СКРЫТО] С. А. о принятии в члены кооператива и закреплении за ним жилого помещения: секция 1Б, проектный номер 100, проектная общая площадь 35,92 кв.м., проектная жилая площадь 16,00 кв.м., количество комнат 1, 13 этаж 17-ти этажного дома. Протоколом определена предварительная стоимость жилого помещения 1 975 600,00 рублей, сумма членских взносов 40 000,00 рублей, сумма вступительных взносов 39 512,00 рублей.
Протоколом заседания (голосования) правления жилищно – строительного кооператива ЖСК «Центр» № 4/1 от 22.09.2015 года рассмотрено заявление [СКРЫТО] С. А. об увеличении размера пая на сумму 312 920,00 рублей и замены ранее закрепленного за ним жилого помещения на жилое помещение: секция 1А, проектный номер 50, проектная общая площадь 42,38 кв.м., проектная жилая площадь 24,24 кв.м., количество комнат 1, 7 этаж 25-ти этажного дома. Предварительная стоимость жилого помещения составила 2 288 520,00 рублей, необходимо произвести доплату паевого взноса в размере 312 920,00 рублей и вступительного взноса в размере 6259,00 рублей.
Справкой ПЖСК «Центр» №4/1 от 13.11.2015 года подтверждается оплата административным истцом паевого взноса в размере 2 288 520,00 рублей согласно квитанций от 05.11.2014 года, 23.09.2015 года, 13.11.2015 года.
Согласно п. 6 Меморандума пайщика ПЖСК «Центр» срок реализации 1 очереди проекта – 4 квартал 2017 года.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.08.2017 года установлено, что письмом №01-05-1981/11 от 23.06.2016 года Управлением земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфы отказало в продлении договором аренды ООО «Капитал Хаус», в связи с тем, что на земельных участках имеются объекты недвижимости, собственники которых имеют исключительное право на приобретение земельных участков для обслуживания объектов недвижимости.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.08.2017 года в удовлетворении заявленных требований ООО «Капитал Хаус» о признании незаконным решения Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ об отказе в заключении с ООО «Капитал Хаус» договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010229:129, 02:55:010246:14 на новый срок, оформленного письмами № 11007 от 03.06.2016, №11007 от 23.08.2016, № 30207 от 26.09.2016; о признании незаконным решения Администрации городского округа город Уфа РБ, оформленного письмом №01-05-1981/11 от 23.06.2016 о прекращении срока действия разрешения на строительство отказано.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Согласно частям 4 и 7 статьи 23 названного Федерального закона уполномоченный орган, в том числе устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 года N 403 утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
В силу пункта 4 Правил включению в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 Критериев.
Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (пункт 1 Критериев).
Пунктом 14 Правил установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении граждан в реестр.
Так, подпунктом 4 названного пункта Правил предусмотрено в качестве основания для отказа во включении в реестр привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Закона о долевом строительстве после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 года N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 2 статьи 1 и частью 3 статьи 4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в письменной форме и подлежащего государственной регистрации.
Как в целом Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", так и требование о форме и регистрации договора направлены на защиту граждан - участников долевого строительства. Следовательно, позиция судов, посчитавших, что без соблюдения требований к форме договора, его государственной регистрации гражданин не вправе рассчитывать на предусмотренные этим Федеральным законом меры в случае нарушения его прав, не учитывает цели данного Федерального закона и является ошибочной.
При рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного Федерального закона.
Застройщик до настоящего времени свои обязательства по передаче квартиры не выполнил.
06 июня 2017 года по заявлению [СКРЫТО] С. А. административным ответчиком было вынесено решение № 15-06/1103 об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Основанием для отказа во включении [СКРЫТО] С. А. явилось подпункт 2 пункта 14 Правил ввиду предоставления не в полном объеме документов, предусмотренных п. 10 настоящих Правил (в пакете документов заявителя отсутствуют копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществляющими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю).
Ссылки административного ответчика в оспариваемом отказе на подпункт 2 пункта 14 Правил в качестве основания для отказа во включении в реестр не могут быть приняты судом.
Как в целом Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", так и требование о форме и регистрации договора направлены на защиту граждан - участников долевого строительства.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в
Определении Верховного Суда РФ от 20.07.2016 N 46-КГ16-5, при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного Федерального закона.
Из приведенных выше норм права следует, что [СКРЫТО] С. А. соответствует 3 критерию отнесения граждан к числу пострадавших, установленным Приказом Минрегиона России от 20.09.2013 N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены". Привлекший денежные средства заявителя для строительства многоквартирного дома Застройщик просрочил исполнение своих обязательств перед административным истцом, жилой дом в установленный договором срок не построен, квартира в собственность не передана. В то же время свое обязательство по уплате денежных средств по договору заявитель исполнил в полном объеме, следовательно, относится к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
До настоящего времени требования [СКРЫТО] С. А. не удовлетворены, нарушенные права не восстановлены.
Административным истцом заявлено требование о восстановлении срока на подачу административного искового заявления.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из иска, объяснений сторон, копии оспариваемого решения с отметкой о дате получения следует, что о нарушении своих прав административным ответчиком административный истец узнал 24 ноября 2017 года.
С административным иском о признании решения Государственного комитета по строительству и архитектуре Республики Башкортостан незаконными, административный истец обратился в суд 25 января 2018 года. Учитывая уважительность причин пропуска срока, суд полагает срок на обжалование подлежащим восстановлению.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 219 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Восстановить срок для подачи административного иска [СКРЫТО] С. А. к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре.
Административный иск [СКРЫТО] С. А. к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре - удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 06 июня 2017 года № 15 - 06/1103 об отказе во включении [СКРЫТО] Станислава Аркадъевича в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, включить [СКРЫТО] Станислава Аркадъевича в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.
Решение суда в окончательной форме принято 22.02.2018.
Судья Соколова И. Л.