Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 07.07.2016 |
Дата решения | 06.09.2016 |
Категория дела | Иные споры о праве собственности на землю |
Судья | Шакиров А.С. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 1af9c114-9a7d-3820-880d-7c18b7beee9f |
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 сентября 2016 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Шакирова А.С.,
при секретаре ФИО5,
представителя истцов ФИО6 по устному ходатайству,
представителя ответчика ФИО7 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Администрации городского округа г. Уфы о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфы о признании права собственности бесплатно на земельный участок.
В обоснование иска указано на то, что истцы являются долевыми собственниками жилого дома, общей площадью 57 кв.м., расположенного по адресу: г. Уфа, <адрес> в следующих долях:
ФИО1 ? доли в праве общей долевой собственности, на основании Свидетельства о праве на наследство по завещанию от 05.03.2008г., выданного нотариусом ФИО8, по реестру №, что подтверждается Свидетельством о ГРП от 15.08.2008г., реестровый № <адрес>.
ФИО2 ? доли в праве общей долевой собственности, на основании Свидетельства о праве на наследство по завещанию от 05.03.2008г., выданного нотариусом ФИО8, по реестру №, что подтверждается Свидетельством о ГРП от 06.11.2008г., реестровый № <адрес>.
Указанный жилой дом, расположен на земельном участке по адресу: РБ, г.Уфа, Кировский район, <адрес> общей площадью 836 кв.м., кадастровый №, категория земель: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: Под жилую индивидуальную застройку.
Земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет по площади 868 кв.м., является объектом гражданских прав.
Истцы обратились в Администрацию ГО г. Уфа Управление по земельным ресурсам с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка.
Письмом № П-1760 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО1 отказано в удовлетворении просьбы.
С отказом истцы не согласны поскольку в настоящее время на испрашиваемом земельном участке, отсутствуют парки, лесопарки, скверы, бульвары для зеленых насаждений общего пользования и объекты активного отдыха, а находится жилой дом, принадлежащий истцам на праве собственности, при этом вид разрешенного использования земельного участка, на котором находится жилой дом, уже был определен Администрацией ГО г.Уфа РБ в 2014г. как «Под жилую постройку Индивидуальную», соответственно в настоящий момент он используется в соответствии с разрешенным использованием.
Кроме того, вышеуказанный жилой дом возведен не позднее 1947 года, т.е. до 2008 года, таким образом Правила землепользования и застройки городского округа города Уфы РБ № от 22.08.2008г. не могут быть применены в данном случае.
С учетом изложенного истцы просят суд признать за ФИО2 право собственности в порядке приватизации на ? доли земельного участка, кадастровый №, общей площадью 836 кв.м., расположенный по адресу: Уфа, <адрес>, ФИО1 право собственности в порядке приватизации на ? доли земельного участка, кадастровый №, общей площадью 836 кв.м., расположенный по адресу: Уфа, <адрес>.
В судебном заседании представитель истцов ФИО9, доверенность от 18.08.2016г., просила удовлетворить исковые требования в полном объеме по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика, ФИО7 просила отказать в удовлетворении требований ввиду необоснованности. Суду пояснила, что испрашиваемый земельный участок согласно решению Совета городского округа город Уфа РБ № от 23.12.2010г. входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.
Истцы ФИО1, ФИО2, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть исковое заявление без участия истцов.
Выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: г.Уфа, <адрес>, принадлежащий на праве собственности истцам, был приобретен ДД.ММ.ГГГГг. матерью истцов ФИО3 на основании договора купли-продажи между ФИО4 и ФИО3. Право собственности на жилое строение было признано за ФИО3 решением морового судьи от 30.01.2004г.
Истцы обратились в Администрацию ГО г. Уфа Управление по земельным ресурсам с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка.
Письмом № П-1760 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО1 отказано в представлении земельного участка с указанием на то, что решению Совета городского округа город Уфа РБ № от 23.12.2010г., испрашиваемый земельный участок входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель и в соответствии с пп.13 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, отнесен к землям, ограниченным в обороте.
В силу ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании ст. 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ст. 70.1 Земельного Кодекса Российской Федерации порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденному Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ за №, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
Согласно решению Совета городского округа город Уфа РБ № от 23.12.2010г. испрашиваемый истцами земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд.
Данное решение опубликовано в газете «Вечерняя Уфа» № (11647) от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, размещено (опубликовано) на официальном сайте Совета в информационно-коммуникационной сети «Интернет» www.gorsovet-ufa.ru.
Далее резервирование указанного земельного участка продублировано Решением Совета городского округа г. Уфа за № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные Решения Совета городского округа г. Уфа не оспорены, недействительными не признаны.
Как следует из материалов дела, истцы с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в Администрацию ГО г. Уфа обратились в 2014г., то есть после принятия Решения Совета городского округа г. Уфа за № от 23.12.2010г. о резервировании земель.
Таким образом, при наличии обременения испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для муниципальных нужд испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен истцу в собственность.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения иска ФИО1, ФИО2 о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации отсутствуют.
При этом суд не может согласиться с доводом представителя истца о несоблюдении ответчиком процедуры обременения испрашиваемого земельного участка ввиду следующего.
Как следует из обстоятельств дела, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ ответчику отказано в регистрации ограничения прав на земельные участки.
Согласно указанного отказа Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ сообщает, что, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», заявителю отказано в государственной регистрации ограничений на земельные участки, по следующим причинам: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с Законом о регистрации.
При этом регистрационная служба сослалась на статью 131 ГК РФ, которой установлено, что регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами, а также указывала на то, что согласно статье 4 Закона о регистрации наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Регистрационная служба также указала на то, что в соответствии с пунктами 1 статьи 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон. Пунктом 2 статьи 56 ЗК РФ предусмотрено, что могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах: особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного Мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному м установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. В соответствии с пунктом 6 статьи 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Представленным в материалы дела решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении заявления Управления по земельным ресурсам Администрации г. Уфы о признании недействительным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации ограничения (обременения) права в отношении земельных участков; возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации по РБ произвести правовую регистрацию ограничения (обременения) права в отношении земельных участков. При этом суд исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена регистрация ограничения прав земельные участки, установленного решением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, государственная регистрация ограничения на земельные участки в рассматриваемом случае противоречит нормам действующего законодательства.
При указанном положении, суд находит несостоятельными доводы представителя истца о несоблюдении Администрацией ГО г. Уфы РБ процедуры обременения испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для муниципальных нужд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к Администрации городского округа г. Уфы о признании права собственности на земельный участок кадастровый №, общей площадью 836 кв.м., расположенный по адресу: Уфа, <адрес> - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья: А.С. Шакиров