Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 01.10.2014 |
Дата решения | 10.12.2014 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Мухина Т.А. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | bfec6f1f-3ed8-3d59-8c5d-734432cf8de6 |
№ 2-9763/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Мухиной Т.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
с участием представителя истца ФИО7, лица, в защиту которого обращается прокурор – ФИО1, представителя ответчика Администрация Кировского района ГО г. Уфа РБ – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кировского района г. Уфы в интересах ФИО1 к Правительству Республики Башкортостан, Администрации Кировского района ГО г. Уфа РБ, Администрации ГО г. Уфа РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда сроком на пять лет,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г. Уфы, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к Правительству Республики Башкортостан, Администрации Кировского района ГО г. Уфа РБ, Администрации ГО г. Уфа РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда сроком на пять лет, указав в обоснование следующее.
Прокуратурой Кировского района г. Уфы по обращению ФИО1 о нарушении его жилищных прав проведена проверка, в результате которой установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного за ним жилого помещения не имеет. Отец ФИО1 – ФИО2 – умер ДД.ММ.ГГГГ г., мать – ФИО3, умерла ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации Кировского района г. Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетнего ФИО1 была назначена ФИО6 ФИО1 окончил 9 классов средней школы <адрес> Республики Татарстан. Согласно данным Управления Росреестра по РБ, ГУП БТИ РБ, ФИО1 собственником объектов недвижимости не является. Распоряжением главы Администрации Кировского района ГО г. Уфа РБ ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда. ФИО1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в жилом помещении, которое ему не предоставлено.
На основании вышеизложенного прокурор Кировского района г. Уфы просит суд обязать ответчиков предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям площадью не менее 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
В судебном заседании представитель истца ФИО7 просила удовлетворить исковые требования в полном объеме. ФИО1 исковые требования также поддержал.
Представитель ответчика Администрация Кировского района ГО г. Уфа РБ указала, что считает Администрацию Кировского района ГО г. Уфа РБ ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, просила в иске к Администрации Кировского района ГО г. Уфа РБ отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, определение перечня документов, которые должны быть представлены, орган, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 260-3 (в редакции Закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 609-з) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о рождении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его родителями являются ФИО2 и ФИО3.
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ г., согласно свидетельству о смерти.
ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ г., согласно свидетельству о смерти.
Постановлением главы Администрации Кировского района г. Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном ФИО1 была назначена бабушка ФИО6
Согласно справки о регистрации по месту жительства и копии лицевого счета, ФИО1 зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ в квартире общей площадью 62,0 кв.м., жилой площадью 38,9 кв.м., по адресу: г. Уфа, <адрес>, вместе с бабушкой ФИО6, дядей ФИО8, тетей ФИО9
Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО6
Согласно данным ГУП БТИ РБ, Управления Росреестра по РБ, ФИО1 какие-либо объекты недвижимости на основании права собственности либо иного вещного права не принадлежат.
Распоряжением главы Администрации Кировского района ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, относящийся к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, включен в число лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Доказательства того, что ФИО1 было предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда, у суда отсутствуют, таким образом, нарушены его жилищные права.
Таким образом, ФИО1 имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда органом местного самоуправления в лице Администрации ГО г. Уфа РБ в пределах социальной нормы представления жилья.
Государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке Администрации ГО г. Уфа РБ.
Обязанность по предоставлению жилых помещений ФИО1 должна осуществляться Администрацией ГО г. Уфа РБ, поскольку государственные полномочия РБ по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке Администрации ГО г. Уфа РБ, однако расходы по предоставлению жилья являются расходными обязательствами РБ.
Поскольку Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, не поставлено в зависимость от даты включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следовательно, Администрация ГО г. Уфа РБ обязана предоставить ФИО1 жилое помещение по договору специализированного найма.
Учитывая изложенное, исковые требования прокурора Кировского района г. Уфы в защиту интересов ФИО1 о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключению с ним договора найма такого помещения подлежат удовлетворению за счет ответчика Администрация ГО г. Уфа РБ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Кировского района г. Уфы в интересах ФИО1 к Правительству Республики Башкортостан, Администрации Кировского района ГО г. Уфа РБ, Администрации ГО г. Уфа РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда сроком на пять лет удовлетворить.
Обязать Администрацию ГО г. Уфа РБ предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте города Уфа Республики Башкортостан, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям площадью не менее 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, и заключить с ним договор найма благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда сроком на пять лет.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение месяца путем подачи жалобы через Кировский районный суд г. Уфы с даты изготовления решения в окончательной форме.
Судья Т.А. Мухина
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ