Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 09.01.2019 |
Дата решения | 30.01.2019 |
Категория дела | по искам застрахованных |
Судья | Индан И.Я. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 7fda52ef-db83-382e-941a-753e327eec1a |
Дело № 2-939/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 30 января 2019 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе: председательствующего судьи Индан И. Я.,
при секретаре Нуртдиновой Э. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Рината Амировича к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан о признании незаконным решения ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан об отказе в установлении пенсии; о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода обучения в Башкирском государственном педагогическом институте с 01 августа 1994 года по 01 июля 1999 года; о назначении досрочной трудовой пенсии с даты обращения за ее назначением,
установил:
[СКРЫТО] Р. А. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан о признании незаконным решения ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан об отказе в установлении пенсии; о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода обучения в Башкирском государственном педагогическом институте
с 01 августа 1994 года по 01 июля 1999 года; о назначении досрочной трудовой пенсии с даты обращения за ее назначением, мотивируя свои требования тем, что обратился в Пенсионный фонд с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, однако решением
№ 159 от 25 сентября 2018 года ему отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием 25-летнего стажа педагогической деятельности, из его стажа исключены оспариваемые периоды трудовой деятельности, что нарушает его пенсионные права.
[СКРЫТО] Р. А. и его представитель Гареев Р. Р. в судебное заседание явились, иск поддержали, [СКРЫТО] Р. А. указал, что ему отказано в назначении пенсии в связи, из его стажа исключен период обучения в университете, не смотря на то, что до поступления в ВУЗ он работал на учителем, после чего был призван в армию, после возвращения из армии он поступил в ВУЗ и по его окончанию был трудоустроен учителем.
Представитель ответчика - Денисова А. В. (по доверенности), в суд явилась, иск не признала, указывала, что действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможность включения в специальный стаж периода учебы в ВУЗе, а по ранее действующему законодательству в стаж работы учителей засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, однако у истца до поступления в ВУЗ имеет место период службы в армии, но не педагогическая деятельность.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчёта трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с настоящим Законом.
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от
28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от
28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Установлено, что [СКРЫТО] Р. А., 30 июня 1973 года рождения, является педагогическим работником.
08 августа 2018 года [СКРЫТО] Р. А. обратился в Пенсионный фонд с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением № 159 от 25 сентября 2018 года [СКРЫТО] Р. А. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием 25-летнего стажа педагогической деятельности, специальный стаж составил 21 год
08 месяцев 6 дней.
Из решения Пенсионного фонда видно, что в специальный стаж истца не включен период учебы в Башкирском государственном педагогическом институте с 01 августа 1994 года по 01 июля 1999 года (04 года
11 месяцев).
Разрешая заявленные требования в части включения в специальный стаж [СКРЫТО] Р. А. периода учебы в Башкирском государственном педагогическом институте с 01 августа 1994 года по 01 июля 1999 года, суд приходит к следующему.
Предъявляя требования о включении в педагогический стаж период обучения в университете, истец ссылался на Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (вместе с "Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения").
Согласно абзацу 5 пункта 2 данного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. В силу п. 4 данного Положения период работы в должности "пионер вожатый" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходится в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Из материалов дела следует, что период обучения истца в Башкирском государственном педагогическом институте проходил с
01 августа 1994 года по 01 июля 1999 года.
Непосредственно перед поступлением в учебное заведение истец работал в должности учителя школы с 01 сентября 1990 года
по 19 октября 1991 года, затем призван а армию (с 19 декабря 1991 года по 23 ноября 1993 года), после обучения в ВУЗе истец работал в должности учителя школы, данная работа включена ответчиком в специальный стаж.
Однако, вопреки доводам истца, при определении возможности зачета в стаж педагогической деятельности истца периода его учебы с
01 августа 1994 года по 01 июля 1999 года не может быть применен абзац 5 пункта 2 данного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, исходя из следующего.
Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 24 мая 2001 года
N 8-П и от 29 января 2004 года N 2-П, оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года при установлении трудовой пенсии, в том числе исчисление трудового стажа, может осуществляться по нормам законодательства, действовавшего на момент осуществления трудовой деятельности.
Возможность включения периода обучения в стаж для назначения пенсии за выслугу лет была предусмотрена Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшим на территории Российской Федерации до издания Постановления Правительства Российской Федерации от
22 сентября 1993 года N 953, вступившего в силу с 01 октября 1993 года (п. 4 указанного Постановления).
В период обучения истца порядок назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам просвещения, согласно статье 58 Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" не действовали. Период учебы, начавшийся после 01 октября 1993 года, включению в специальный стаж в силу вышеизложенного не подлежит.
При таком положении, в удовлетворении иска о признании незаконным решения Пенсионного фонда об отказе в установлении пенсии, о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода обучения в Башкирском государственном педагогическом институте
с 01 августа 1994 года по 01 июля 1999 года, а также производных требований о назначении досрочной трудовой пенсии с даты обращения за ее назначением, следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска [СКРЫТО] Рината Амировича к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан о признании незаконным решения ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан об отказе в установлении пенсии; о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода обучения в Башкирском государственном педагогическом институте
с 01 августа 1994 года по 01 июля 1999 года; о назначении досрочной трудовой пенсии, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.
Председательствующий: И. Я. Индан