Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 13.11.2017 |
Дата решения | 14.12.2017 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Индан И.Я. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 05f17624-7570-30a4-ba5a-ac19ae8afa3c |
Дело № 2-9341/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 14 декабря 2017 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Индан И. Я.,
при секретаре Нуртдиновой Э. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Аксаковская гимназия № 11» городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении обязательных требований п. 10.1, 10.4, 4.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», о возложении обязанности выполнить требования санитарного законодательства путем устранения выявленных нарушений,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, действуя в порядке ст. 46 ГПК Российской Федерации, обратилось в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Аксаковская гимназия № 11» городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении обязательных требований п. 10.1, 10.4, 4.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», о возложении обязанности выполнить требования санитарного законодательства путем устранения выявленных нарушений, мотивируя свои требования тем, что Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в ходе внеплановой выездной проверки МБОУ «Аксаковская гимназия № 11 городского округа г. Уфа РБ, по адресу фактического осуществления деятельности: 450047, Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>, корпус 2 выявлено невыполнение следующих пунктов предписания должностного лица Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан от 04 сентября 2015 года № 07-298: 1) в нарушение обязательных требований п. 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» не обеспечена площадь учебных кабинетов на одного обучающегося не менее 2,5 кв. м при фронтальных формах занятий; 2) в нарушение обязательных требований п. 10.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» в МБОУ «Аксаковская гимназия № 11 городского округа г. Уфа РБ обучение проводят в две смены 3) в нарушение обязательных требований п. 4.5 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» гардеробы не оборудованы для учащихся 1-ступени обучения. Таким образом, МБОУ «Аксаковская гимназия № 11 городского округа г. Уфа РБ не выполнены требования предписания должностного лица Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан от 04 сентября 2017 года № 07-298, что подтверждается актом проверки от 22 сентября 2017 года № 3445.
Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен о дне рассмотрения надлежащим образом. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Представитель ответчика – директор МБОУ «Аксаковская гимназия № 11 городского округа г. Уфа РБ Ганеева Н. Р., в судебное заседание явилась, иск не признала.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчика – директора МБОУ «Аксаковская гимназия № 11 городского округа г. Уфа РБ Ганееву Н. Р., проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Статья 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья.
Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии заявления", другими нормативными актами.
Согласно статье 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу статьи 1, части 1 статьи 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе организационные, и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
На основании статьи 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", соблюдение санитарных правил, утвержденных и введенных в действие федеральным органом исполнительной власти на территории Российской Федерации является обязательным для юридических лиц.
По смыслу пунктов 3, 5, 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя: определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Положениями пункта 3 части 4 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Пунктом 15 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктами 1, 4, 7 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, а также иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (СанПиН 2.4.2.2821-10).
Указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В силу п. 1 Положения об Управлении Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 июля 2012 года № 748, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно ч. 1 ст. 46 ГПК Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
Согласно ст. 12 ГК Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем принуждения к исполнению обязанности в натуре пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Из Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Аксаковская гимназия № 11» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, расположенного по адресу: 450047, Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>, корпус 2, (ОГРН 1030203903234, ИНН 0274066349) следует, что данный ответчик является юридическим лицом - некоммерческой организацией, муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, учрежденным Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан. МБОУ «Аксаковская гимназия № 11» от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, соответствующие целям его деятельности, предусмотренным уставом, и несет связанные с этой деятельностью обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. МБОУ «Аксаковская гимназия № 11» осуществляет воспитание и обучение в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.» МБОУ «Аксаковская гимназия № 11» несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие федеральным государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форма, методов и средств организации образовательного процесса в соответствии с возрастными психофизическими особенностями, склонностями, способностями, интересами обучающихся, требованиями охраны жизни и здоровья.
Установлено, что Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в ходе внеплановой выездной проверки МБОУ «Аксаковская гимназия № 11 городского округа г. Уфа РБ, по адресу фактического осуществления деятельности: 450047, Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>, корпус 2 выявлено невыполнение следующих пунктов предписания должностного лица Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан от 04 сентября 2015 года № 07-298:
1) в нарушение обязательных требований п. 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» не обеспечена площадь учебных кабинетов на одного обучающегося не менее 2,5 кв. м при фронтальных формах занятий;
2) в нарушение обязательных требований п. 10.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» в МБОУ «Аксаковская гимназия № 11 городского округа г. Уфа РБ обучение проводят в две смены;
3) в нарушение обязательных требований п. 4.5 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» гардеробы не оборудованы для учащихся 1-ступени обучения.
МБОУ «Аксаковская гимназия № 11 городского округа г. Уфа РБ не выполнены требования предписания должностного лица Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан от 04 сентября 2017 года № 07-298, что подтверждается актом проверки от 22 сентября 2017 года № 3445.
Предписание не оспорено в суде, обратное не доказано.
По выявленным нарушениям в отношении вышеуказанного юридического лица было возбуждено дело по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 17 октября 2017 года
№ 5-585/2017 МБОУ «Аксаковская гимназия № 11 городского округа г. Уфа Республики Башкортостан признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 руб.
Истец в иске просит учесть, что юридическое лицо - ответчик, осуществляющее деятельность по воспитанию и обучению граждан, в том числе не достигших совершеннолетнего возраста, одновременно выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан путем неукоснительного соблюдения положений санитарно-эпидемиологического законодательства и принятых в соответствии с ним стандартов и правил, и в случае выявления каких-либо недостатков при осуществлении деятельности, наличие которых создает угрозу причинения вреда гражданам, обязаны предпринять действия, направленные на их устранение.
Материалами дела установлено и не оспаривалось ответчиком наличие нарушений в части несоответствия площади учебных кабинетов на одного обучающегося не менее 2,5 кв. м при фронтальных формах занятий; не оспаривался факт обучения в две смены; ненадлежащее оборудование гардеробов для учащихся 1-ступени обучения.
В то же время в иске не указано на способ устранения ответчиком нарушений требований санитарно-эпидемиологических правил, не указаны конкретные организационные мероприятия реализации требований.
Из материалов дела следует, что здание школы построено до введения в действие СанПиН 2.4.2.2821-10. Данное образовательное учреждение имеет лицензию на ведение общеобразовательной деятельности, которая выдана ответчику после введения в действие поименованных санитарно-эпидемиологических правил, законность выдачи лицензии не оспаривается.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что применение предложенных истцом способов устранения нарушений санитарно-эпидемиологических правил приведет к существенным нарушениям прав и законных интересов обучающихся в данной школе, что недопустимо.
Кроме того, в силу части 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
На основании статьи 3 ГПК Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно статье 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 1 статьи 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" регламентировано, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322, таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Статья 55 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Гражданско-правовая ответственность за нарушение Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" возможна, в силу его статьи 57, только в виде возмещения причиненного вреда вследствие нарушения санитарного законодательства.
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не предусматривает такого способа защиты права, который включает в себя понуждение к исполнению предписаний Роспотребнадзора по устранению индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами выявленных данным органом нарушений в сфере обеспечения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в гражданско-правовом порядке. В случае неисполнения указанных предписаний виновные лица в силу Закона могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Предъявленный иск направлен на трансформацию правоотношений, складывающихся в сфере административной юрисдикции за нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства и неисполнение предписаний данного органа в сферу гражданско-правовых отношений, что действующим законодательством не предусмотрено.
С учетом изложенного, в удовлетворении иска Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении обязательных требований п. 10.1, 10.4, 4.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», о возложении обязанности выполнить требования санитарного законодательства путем устранения выявленных нарушений, следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-197 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Аксаковская гимназия № 11» городского округа город Уфа Республики Башкортостан
о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении обязательных требований п. 10.1, 10.4, 4.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»;
о возложении обязанности выполнить требования санитарного законодательства путем устранения выявленных нарушений обязательных требований п. 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» - обеспечить площадь учебных кабинетов на одного обучающегося не менее 2,5 кв. м при фронтальных формах занятий; выполнить требования санитарного законодательства путем устранения выявленных нарушений обязательных требований п. 10.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» организовать обучение в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Аксаковская гимназия № 11» городского округа город Уфа Республики Башкортостан в 1 смену; выполнить требования санитарного законодательства путем устранения выявленных нарушений обязательных требований п. 4.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» оборудовать гардеробы для учащихся 1-ступени обучения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.
Председательствующий: И. Я. Индан