Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 22.06.2016 |
Дата решения | 06.09.2016 |
Категория дела | В иных случаях, возникающих из трудовых отношений |
Судья | Сиражитдинов И.Б. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | f4b261bb-95c6-3626-82a0-14285cac0561 |
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 сентября 2016 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сиражитдинова И.Б., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республиканская станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф о признании приказа о введении в простой незаконным, обязании выплатить разницу между выплаченной суммой и средней заработной платой, признании нахождения в простое по вине работодателя, обязании выплатить разницу между 2/3 от тарифной ставки и 2/3 от средней заработной платы за время простоя, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГБУЗ РССМП и МК о признании приказа о введении в простой незаконным, обязании выплатить разницу между выплаченной суммой и средней заработной платой, признании нахождения в простое по вине работодателя, обязании выплатить разницу между 2/3 от тарифной ставки и 2/3 от средней заработной платы за время простоя, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указала, что она работает на станции скорой медицинской помощи с 1993 года. ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность заведующей Орджоникидзевской подстанции. Она является заместителем председателя первичной профсоюзной организации МПРЗ «Действие».
МПРЗ «Действие» в порядке ст. 374 ТК РФ был получен запрос на согласование сокращения ФИО1 с данной должности. МПРЗ «Действие» не дал своего согласия на сокращение.
Так как профсоюз не дал согласие на её сокращение, то в настоящий момент, до разрешения данного спора, в установленном законом порядке, она является заведующей подстанцией, и в силу ст. 21, 22 ТК РФ ей должна быть предоставлена работа, обусловленная трудовым договором.
До реорганизации имелось 7 подстанций, являющихся отдельными структурными подразделениями. Все подстанции расположены отдельно друг от друга в различных районах города. Следовательно, на каждой подстанции должно быть должностное лицо, осуществляющее административно-распорядительные функции, независимо от того, как данная должность будет официально поименована. До реорганизации данная должность была поименована как «заведующий подстанцией». В настоящее время все 7 бывших подстанций расположены отдельно друг от друга в разных районах города. Находятся по тем же адресам. Их функция не изменилась, территория обслуживания не изменилась, количество бригад не изменилось. На каждой бывшей подстанции имеется должностное лицо, выполняющее административно-распорядительные функции. Данное должностное лицо выполняет практически все (в том же объеме) административно-распорядительные функции, которые ране выполнял заведующий подстанцией. На сегодняшний день таким должностным лицом является старший врач подстанции или филиала, произошло просто переименование. Из вышеизложенного следует, что функции, которые ранее выполняла ФИО1 до введения ее в простой, практически в том же объеме выполняет другой работник, соответственно объем работы для исполнения ФИО1 своих должностных обязанностей имелся. Следовательно, у работодателя была возможность предоставить данную работу ФИО1 в полном соответствии с видом и объемом работ, обусловленных трудовым договором. Соответственно работодатель имел все возможности не вводить истца в простой, до разрешения спора о сокращении истца в установленном законом порядке.
Ответчиком издан приказ № в соответствии с которым ФИО1 была введена в простой (п. 1.2 приказа), время простоя ей оплачивается в размере 2/3 тарифной ставки (п. 3 приказа).
Считает приказ № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и подлежащим отмене.
На основании изложенного просит суд признать приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о введении ФИО1 в простой незаконным. Обязать ответчика выплатить истцу разницу между выплаченной суммой и средней заработной платой. Признать, что истец находится в простое по вине работодателя. В случае, если исковые требования о признании простоя незаконным и оплате недополученного дохода не будут удовлетворены, то просит обязать ответчика выплатить истцу разницу между 2/3 от тарифной ставки и 2/3 от средней заработной платы за время простоя с ДД.ММ.ГГГГ Обязать ответчика возместить моральный вред в размере 20 000 руб.
Впоследствии ФИО1 представила уточненный расчет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, просила взыскать с ответчика при отмене приказа № от ДД.ММ.ГГГГ об объявлении простоя 116 709,70 руб., при отмене п. 3 приказа № от ДД.ММ.ГГГГ об объявлении простоя 61 910 руб.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования с учетом уточненного расчета поддержала, просила удовлетворить по доводам изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО3 (доверенность в деле) исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать. Считает, что изданный приказ № от 16.03.2016г. в отношении истицы обоснован, законен, соответствуют ТК РФ. В частности представитель ответчика указал, что введение истца в простой произведено в соответствии со ст.157 ТК РФ. Предоставить истцу работу по должности заведующей Орджоникидзевской подстанции не представляется возможным в связи с ее отсутствием. Простой вызван мероприятиями организационного характера и соответствует в этой части ТК РФ.
На основании Распоряжения Правительства Республики Башкортостан №-р от ДД.ММ.ГГГГ государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Станция скорой медицинской помощи города Уфа реорганизовано в виде присоединения к нему государственное казенного учреждения здравоохранения Центр медицины катастроф Республики Башкортостан. Установить наименование учреждения создаваемого в результате реорганизации - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республиканская станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф. Министерству здравоохранения Республики Башкортостан обеспечить реорганизацию указанных учреждений. ГБУЗ РССМП и МК представить в Минздрав РБ и Минземимущество РБ Устав учреждения. Реорганизацию завершить до ДД.ММ.ГГГГ.
Во исполнении данного распоряжения Правительства РБ Минздрав РБ издал приказ №-Д от 10.11.2015г. В указанном приказе предусмотрено главным врачам ФИО4, ФИО5:
- предоставить в Минземимущество РБ на согласование и в Минздрав РБ на утверждение Устав учреждения (пункт 3.4.);
- обеспечить проведение мероприятий по внесению изменений в штатное расписание ГБУЗ РССМП и МК с последующим представлением штатного расписания в Минздрав РБ ( пункт 3.8).
Новый Устав утвержден и согласован Минздравом и Минимуществом РБ ДД.ММ.ГГГГг. В Уставе п.1.10 и 1.11 указаны новые структурные единицы ( три подстанции – Южная, Центральная и Северная, центр медицины катастроф и 5 филиалов).
ДД.ММ.ГГГГ издан приказ Минздрава РБ №-Д «О разработке, внедрении и развитии единой дежурно-диспетчерской службы обеспечения вызова скорой медицинской помощи на территории Республики Башкортостан».
В Концепции создания единой диспетчерской службы «03» Республики Башкортостан (на 3 этапе) предполагается оптимизация работы диспетчерских подстанций, оптимизация (то есть сокращение) количество подстанций в связи с сокращением функциональных задач руководителей подразделений (то есть заведующие подстанций), сокращение административно-управленческого (в том числе заведующих подстанций) персонала.
Приказом ГБУЗ РБ ССМП г.Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено новое штатное расписание Учреждения, которое вводится в действие с ДД.ММ.ГГГГг.
В указанном штатном расписании должности заведующих 6 подстанций исключены.Вместо 7 подстанций становится 3. Должность ФИО1 также исключена из штатного расписания.
ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ РБ ССМП г.Уфа издало приказ «О сокращении штата и численности».
ДД.ММ.ГГГГ Минздрав РБ издал приказ №-Д «О согласовании структуры и штатного расписания Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республиканская станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф».
В организационной структуре и штатном расписании указаны новые структурные единицы ( три подстанции – Южная, Центральная и Северная).
На основании вышеуказанных нормативных документов, так как должность занимаемая ФИО1 (заведующей Орджоникидзевской подстанции) исключалась из штатного расписания, ей и другим 5 заведующим подстанциями (должности которых также исключались из штатного расписания) были предложены все вакантные должности в Учреждении. Указанные Уведомления о вакантных должностях были направлены 5 раз в течении 2 месяцев.
Все сокращаемые заведующие подстанциями дали согласие стать: зав. Южной ( 2 человека) и Северной (4 человека) подстанциями. ФИО1 пожелала стать заведующей Северной подстанцией. С учетом превышения количества претендентов было проведено заседание Комиссии по соблюдению правильности процедуры сокращения штата и численности ГБУЗ РБ ССМП г. Уфа (согласно ст. 179 ТК РФ). ФИО1 по критериям не прошла. После заседания Комиссии ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 и другим 3 заведующим были предложены оставшиеся вакантные должности. Трое заведующих согласились на другие должности, а только ФИО12 – нет. Причем все им предлагались вакантные должности старших врачей.
Учитывая, что истец является заместителем председателя первичной профсоюзной организации МПРЗ «Действие» ГБУЗ в порядке ст.374 ТК РФ дважды обращалось в Совет МПРЗ «Действие» с запросом на согласование сокращения ФИО1 с занимаемой должности. МПРЗ «Действие» не дало своего согласия на сокращение. Указанный отказ обжалован в Савеловский районный суд <адрес>.
Представитель ответчика полагает, что Совет МПРЗ «Действие» умышленно не дает согласия на сокращение должности ФИО12, так как законных оснований для отказа не имеется. Иск в Савеловский районный суд <адрес> подан в феврале 2016 года, но по ходатайствам ответчика каждый раз заседания переносятся.
По вопросу простоя представитель ответчика считает, что приказ № от ДД.ММ.ГГГГ законен и обоснован, по его мнению виновной стороной являются – Совет МПРЗ «Действие», который не дал своего согласия на сокращение должности занимаемой истцом по надуманным основаниям и саму истицу, которая не согласилась ни на одну из вакантных должностей.
Предоставлять истцу временную работу во время ее нахождения в простое решает работодатель, обязанности такой у ответчика не имеется.
Представитель третьего лица Госинспекции труда в РБ ФИО6 (доверенность в деле) суду пояснила, что по заявлению ФИО1 в ГБУЗ РССМП и МК была проведена внеплановая проверка. В своем заявлении ФИО12 оспаривала законность введения ее в простой и другие вопросы (отказ в заключении трудового договора и неосвобождение от работы для участия в мероприятиях профсоюзного органа). По результатам проведенной проверки составлен Акт проверки. Предписание выдано не было. Предписание выдается только в случае обнаружения нарушений трудового законодательства. Нарушений не выявлено. Простой может быть вызван многими причинами, законом такие случаи не определены. Полагает, что объявление простоя ФИО1 вызвано организационными мероприятиями, проводимыми Учреждением на основании распоряжения Правительства РБ. Незаконность простоя носит признаки индивидуального трудового спора и подлежат рассмотрению в судебном порядке.
Свидетель ФИО7 суду показала, что данный приказ повлиял не только на моральное состояние и права ФИО12, но и также на права большого количества других работников. Потому что реорганизация была проведена по всем семи подстанциям. Но под сокращение взяли только 6 заведующих подстанций. Она работает на Центральной, подстанция была реорганизована путем присоединения Сипайловской подстанции, но тем не менее их заведующий не попал под это сокращение. Когда профсоюз дал отказ в ее увольнении, т.к. посчитали что была не соблюдена процедура и другие цели преследуются таким проведением реорганизации, ее отправили в простой. Некоторое время назад Азаматьева которая является заведующей Северной подстанции на данный момент уходит в отпуск и наступает там безвластие. Там остается старший врач который не понятно, толи замещает, толи не замещает ее. Возложены на него обязанности или нет работники не знают. И происходит 4 производственных травмы подряд. Три одного работника из-за ненадлежащей одежды, а ему некуда обратиться. Вот у них остался на подстанции старший врач, а заведующего нет и обратиться им некуда. Ее интересы с этим связаны, и работники очень переживают за нее, потому что она защищала их права. Она обращалась к работодателю чтоб работу улучшить. Все осталось на том же уровне, как и было, как не хватало бригад, так и не хватает. Новый заведующий никаких мер не предпринимает. Ее права увязаны с правами работника. Страдает не только она, страдают и другие люди. Она мать двоих детей, дети видят что с мамой поступают так. Все идет последовательно, размещают клеветническую информацию на сайте, потом отказывают в совместительстве когда катастрофически не хватает реаниматологов и выездных врачей. Из-за этого страдает население, они не могут дождаться скорую помощь. Это все нарастает как снежный ком. И получается что люди смотрят и видят что человек который безупречно работал 20 с лишним лет, отдал скорой помощи, который не имеет ни одного нарекания от населения и с ним поступают таким образом. получается что никто не может защитить человека. Она сама очень сильно переживает, ей не удобно перед детьми, перед коллегами. Получается что ее просто уронили в глазах окружающих. Ее репутацию взяли и скомкали. Вот она 38 лет работает, если с ней поступят также, то ей также будет обидно. Она видела ее в работе, знает что она очень сильный человек, в реанимации не выдерживают слабые люди. Она никогда не плакала, а тут увидела рыдающей. Это как нужно довести человека до такого состояния, чтоб был такой моральный стресс. Так нельзя над людьми издеваться. Идет последовательное уничтожение репутации и человеческой судьбы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ РБ ССМП г. Уфа, на основании дополнительного соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ работает в должности заведующей Орджоникидзевской подстанцией.
На основании Распоряжения Правительства Республики Башкортостан №-р от ДД.ММ.ГГГГ государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Станция скорой медицинской помощи города Уфа реорганизовано в виде присоединения к нему государственного казенного учреждения здравоохранения Центр медицины катастроф Республики Башкортостан. Установлено наименование учреждения создаваемого в результате реорганизации - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республиканская станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф
Во исполнении данного распоряжения Правительства Республики Башкортостан Министерство здравоохранения Республики Башкортостан издало приказ №-Д от 10.11.2015г. В указанном приказе предусмотрено главным врачам ФИО4, ФИО5:
- предоставить в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на согласование и в Минздрав РБ на утверждение Устав учреждения (пункт 3.4.);
- обеспечить проведение мероприятий по внесению изменений в штатное расписание государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республиканская станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф, с последующим представлением в отдел Минздрава РБ в г.Уфе ( пункт 3.8).
Новый Устав утвержден и согласован Министерством здравоохранения Республики Башкортостан и Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГг. В Уставе п.1.10 и 1.11 указаны новые структурные единицы ( три подстанции – Южная, Центральная и Северная, центр медицины катастроф и 5 филиалов).
ДД.ММ.ГГГГ издан приказ Минздрава РБ №-Д «О разработке, внедрении и развитии единой дежурно-диспетчерской службы обеспечения вызова скорой медицинской помощи на территории Республики Башкортостан».
В Концепции создания единой диспетчерской службы «03» Республики Башкортостан (на 3 этапе) предполагается оптимизация работы диспетчерских подстанций, оптимизация количества подстанций в связи с сокращением функциональных задач руководителей подразделений, сокращение административно-управленческого персонала.
Приказом ГБУЗ РБ ССМП г.Уфа № от 11.12.2015г. утверждено новое штатное расписание Учреждения, которое вводится в действие с ДД.ММ.ГГГГг.
В указанном штатном расписании должности заведующих 6 подстанций Кировская, Демская, Ленинская, Орджоникидзевская, Калининская, Сипайловская исключены. Вместо 7 подстанций становится 3 (Южная, Центральная, Северная).
Должность, занимаемая ФИО1 также исключена из штатного расписания.
ДД.ММ.ГГГГг. ГБУЗ РБ ССМП г.Уфа издало приказ № «О сокращении штата и численности».
ДД.ММ.ГГГГ Минздрав РБ издал приказ №-Д «О согласовании структуры и штатного расписания Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республиканская станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф».
В организационной структуре и штатном расписании указаны новые структурные единицы ( три подстанции – Южная, Центральная и Северная).
Из изложенного следует, что реорганизация ГБУЗ РБ Станция скорой медицинской помощи г. Уфы и вызванное этим сокращение штата и численности произведено во исполнении Распоряжения Правительства РБ №-р от ДД.ММ.ГГГГ, обязательного для исполнения, в целях повышения эффективности использования бюджетных средств Республики Башкортостан.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
В силу ч. 3 ст. 81 ТК РФ увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В соответствии со ст. 181 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
На основании вышеуказанных приказов, поскольку должность занимаемая ФИО1 (заведующей Орджоникидзевской подстанции) исключена из штатного расписания, истцу ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ уведомлениями «О сокращении штата и численности и вакантных должностях» ответчиком были предложены все имеющиеся у него вакантные должности. Указанные Уведомления о вакантных должностях были получены ФИО1
В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 указала, что должность Заведующего Северной подстанцией скорой медицинской помощи – врач скорой медицинской помощи считает подходящей.
Согласно ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
ДД.ММ.ГГГГ проведено заседание комиссии по соблюдению правильности процедуры сокращения штата и численности ГБУЗ РБ ССМП г. Уфа, повесткой которого являлось определение списка работников, имеющих преимущественное право на оставление на работе на должности «Заведующий Северной подстанцией скорой медицинской помощи – врач скорой медицинской помощи», «Заведующий Южной подстанцией скорой медицинской помощи – врач скорой медицинской помощи».
Комиссией принято решение, что преимущественным правом на оставление на работе обладает ФИО8 в должности «Заведующий Северной подстанцией скорой медицинской помощи – врач скорой медицинской помощи», ФИО9 в должности «Заведующий Южной подстанцией скорой медицинской помощи – врач скорой медицинской помощи». Подлежат сокращению, в том числе и ФИО1
Согласно ч. 1 ст. 373 ТК РФ при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.
В соответствии со ст. 374 ТК РФ увольнение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 или 3 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.
В течение семи рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой статьи 81 настоящего Кодекса, работника из числа указанных в части первой настоящей статьи работников, соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган рассматривает этот вопрос и представляет в письменной форме работодателю свое решение о согласии или несогласии с данным увольнением.
Работодатель вправе произвести увольнение без учета решения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа в случае, если такое решение не представлено в установленный срок или если решение соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа о несогласии с данным увольнением признано судом необоснованным на основании заявления работодателя.
Установлено, что ФИО1 является заместителем председателя профкома ППО МПРЗ «Действие».
ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ РБ ССМП г. Уфа направлено в совет МПРЗ «Действие» запрос на дачу согласия на увольнение ФИО1 по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ МПРЗ «Действие» приняло решение о несогласии на увольнение заместителя председателя профкома ППО МПРЗ «Действие».
ДД.ММ.ГГГГ ответчик повторно направил в МПРЗ «Действие» запрос на дачу согласия на увольнение ФИО1 по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Совет МПРЗ «Действие» ДД.ММ.ГГГГ принял решение о несогласии на увольнении заместителя председателя профкома ППО МПРЗ «Действие» ФИО1
Указанные решения обжалованы ГБУЗ РБ ССМП г. Уфа в Савеловский районный суд <адрес>, решение в настоящее время не принято.
Приказом ГБУЗ Республиканская станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с невозможностью предоставления ФИО1 работы в должности заведующей Орджоникидзевской подстанцией – врача скорой медицинской помощи объявлен простой с ДД.ММ.ГГГГ Установлена оплата времени простоя в размере 2/3 должностного оклада. С приказом истица ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 33 мин., что подтверждается её собственноручной подписью.
Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 34; ч. 2 ст. 35) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения, которая включает в себя: предупреждение о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца, преимущественное право на оставление на работе работника с более высокой производительностью труда и квалификацией; предложение работнику другой имеющейся у работодателя работы (вакантной должности). Перевод на эту работу возможен лишь с письменного согласия работника (ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 179, ч. 1 и ч. 2 ст. 180 ТК Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации, федеральный законодатель определяет простой, как временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. При объявлении простоя работодатель обязан оформить простой документально, обеспечив права работников на оплату труда, соблюдение правил исчисления среднего заработка, трудового и пенсионного стажа.
Действующее трудовое законодательство не ограничивает право работодателя на объявление простоя временными рамками, а также категориями работников, к которым объявление простоя не применяется, поскольку объявление простоя, в любом случае является экстренной мерой, вызванной наличием объективных причин, в частности невозможностью предоставления работодателем условия для осуществления трудовых функций своими работниками.
В данном случае приказ о простое вызван реорганизацией ГБУЗ РБ ССМП г. Уфы, сокращением должности, занимаемой истцом и отсутствием согласия ППО МПРЗ «Действие» на увольнение ФИО1 по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что простой вызван по причинам, не зависящим от работодателя и работника, в связи с чем оснований для признания приказа № от ДД.ММ.ГГГГ о введении ФИО1 в простой незаконным, взыскании разницы между выплаченной суммой и средней заработной платой не имеется. Также не имеется оснований для признания простоя по вине работодателя, поскольку простой вызван причинами организационного характера, а также с тем что данные причины не обусловлены и не зависят ни от работодателя и ни работника, в данном случае – отказом Совета МПРЗ «Действие» на дачу согласия на сокращение должности заведующей Орджоникидзевской подстанции.
Согласно ч. 2 ст. 157 ТК РФ время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
Пунктом 3 оспариваемого приказа установлено, главному бухгалтеру ФИО10 обеспечить оплату времени простоя ФИО1 в размере 2/3 оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Расчет осуществлять в день выдачи заработной платы.
Поскольку в ходе рассмотрения дела вины ответчика в простое ФИО1 не установлено, требования истца об обязании ответчика выплатить истцу разницу между 2/3 от тарифной ставки и 2/3 от средней заработной платы за время простоя с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Нарушение трудовых прав истца как работника не установлено, в связи с чем требования о компенсации морального вреда также удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республиканская станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф о признании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ о введении ФИО1 в простой незаконным, обязании ответчика выплатить истцу разницу между выплаченной суммой и средней заработной платой, признании, что ФИО1 находится в простое по вине работодателя, обязании ответчика выплатить истцу разницу между 2/3 от тарифной ставки и 2/3 от средней заработной платы за время простоя с ДД.ММ.ГГГГ, обязании ответчика возместить нанесенный моральный вред в размере 20 000 руб. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Судья И.Б. Сиражитдинов