Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 27.08.2015 |
Дата решения | 20.10.2015 |
Категория дела | Споры о праве собственности на землю |
Судья | Зайдуллин Р.Р. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 12ce342b-ea95-35f4-9a3f-7b471dd4efa8 |
Дело №2-8990/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 октября 2015г. г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи ЗайдуллинаР.Р.
при секретареВалинуровойГ.Ш.,
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан обобязании подготовить проект договора купли-продажи на земельный участок,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании подготовить проект договора купли-продажи на земельный участок, в обоснование указав, что она является собственником жилого дома с 2001 г., расположенного по адресу: г.Уфа, <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права серия <адрес> от 17.05.2012г. Земельный участок, на котором находится ее дом, поставлен на кадастровый учет, согласно кадастрового плана площадь участка 1 278 кв.м., кадастровый №. Являясь собственником дома на земельном участке 1278 кв.м., добросовестно и открыто владеет этим участком, уплачивает налоги, не нарушает права третьих лиц, со стороны администрации не было ни каких нареканий. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию городского округа город Уфа РБ с заявлением о предоставлении данного участка земли в собственность с правом выкупа. На письмо получен ответ, что предоставление в собственность данного земельного участка не предоставляется возможным»
Истец согласно уточненным исковым требованиям просит суд признать за ФИО1 право на выкуп земельного участка площадью 1278 кв.м с кадастровым номером 02:55:050621:1166, расположенного по адресу: г.Уфа, <адрес>.<адрес>, <адрес> по цене, установленной Постановлением Правительства РБ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка расположенного по адресу: г.Уфа, <адрес>.<адрес>, <адрес> общей площадью 1278 кв.м, с кадастровым номером 02:55:050621:1166 и направить его ФИО1 с предложением о его заключении.
Истец ФИО1 на судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, суду представлено ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.
Представители истца ФИО2, ФИО3 исковые требования поддержали полностью, просили их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении (с последующими уточнениями).
Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфы ФИО4 на судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица ОАО "Газпром газораспределение Уфа" на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, собственнику жилого здания гарантировано право на приобретение в собственность за плату земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, в качестве обеспечения основополагающих принципов земельного законодательства - единства судьбы объекта и платности использования земли (подпункты 5, 7 пункта 1 статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора, либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Согласно п. 8 «Положения о резервировании земель», утвержденного Постановлением Правительства от 22 июля 2008 г. N 561, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно п. 9 «Положения о резервировании земель», утвержденного Постановлением Правительства от 22 июля 2008 г. N 561, государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РБ от 30.08.2013 N 388(ред. от 10.07.2014)"О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках" цена земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, устанавливается в размере 3 процентов от их кадастровой стоимости в следующих случаях:а) при продаже их гражданам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках объектов индивидуального жилищного строительства, индивидуальных гаражей и гаражных боксов в составе гаражных потребительских кооперативов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный жилой дом расположен на земельном участке общей площадью 1278 кв.м, с кадастровым номером 02:55:050621:1166, по адресу: г.Уфа, <адрес>.<адрес>, <адрес>, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
В разделе указанного кадастрового паспорта «Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий» содержатся следующие сведения:
Земельный участок входит в территориальную зону: «РБ, г. Уфа. Зона рекреационного назначения, реестровый №, индекс Р- 1», 02.5ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок частично входит в Зону - охранная зона объекта газораспределения - газопровод надземный низкого давления в Кооперативной поляне по <адрес>, <адрес>. <адрес>.Согласно « Правилам землепользования и застройки городско округа город Уфа Республики Башкортостан», утвержденными Решением Совета городского округа город Уфа РБ № от 22.08.2008г. «зона Р-1 – зона городских парков, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, предназначена для организации парков,, лесопарков, скверов, бульваров, используемые в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения».
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с пунктами 2 и 3 ст.27 ЗК земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Исчерпывающий перечень земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, установленп.ст.27 ЗК РФ.
В соответствии с вышеназванной нормой закона ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности в числе других земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
Согласно ст. 94 ЗК к землям особо охраняемых территорий относятся в том числе земли рекреационного назначения.
В соответствии с п.1, п.2 ст.98 Земельного кодекса РФ землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно - оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристической базы, стационарные и палаточные туристско - оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно – туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Согласно ст.2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установлено назначение рекреационных зон: зона Р-1 – зона городских парков, лесопарков, скверов, бульваров – для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, предназначена для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.
Градостроительные регламенты могут быть распространены на земельные участки в составе данной зоны только в случае, когда части территории общего пользования (городских парков, скверов, бульваров) переведены в установленном порядке на основании проектов планировки из состава территорий общего пользования в иные территории, на которые распространяется действие градостроительных регламентов.
В иных случаях (применительно к частям территории в пределах данной зоны, которые относятся к территории общего пользования, отграниченной от иных территории красными линиями) градостроительный регламент не распространяется и их использование определяется уполномоченными органами в индивидуальном порядке в соответствии с целевым назначением.
Судом достоверно установлено, что на испрашиваемом земельном участке, отсутствуют какие - либо объекты общего пользования и объекты рекреационного назначения (дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристической базы, стационарные и палаточные туристско - оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно – туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря.
В силу п.4 ст. 94 ЗК РФ порядок отнесения земель к землям к особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального или местного значения устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии в федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативно правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 ст.2 ЗК Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издать акты, содержащие нормы земельного права, на основании и во исполнение названного Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации..
Особо охраняемая природная территория считается образованная с момента утверждения ее границ и положения о ней органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Суд приходит к выводу, что спорный земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным ст. 27 ЗК РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке установленном ФЗ от 21.07.1997г. № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.
Каких либо ограничений прав, предусмотренных ст. 56 ЗК РФ, установленных органами государственной власти местного самоуправления, для указанного участка не зарегистрировано.
Таким образом ФИО1 как собственник жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: : г.Уфа, <адрес>.<адрес>, <адрес>, имеет право приобрести указанный земельный участок в собственность, путем выкупа, а именно заключив договор купли-продажи земельного участка, в связи с этим исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании подготовить проект договора купли-продажи на земельный участок удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на выкуп земельного участка площадью 1 278 кв.м., с кадастровым номером 02:55:050621:1166, расположенного по адресу: г.Уфа, <адрес>.<адрес>, <адрес>, по цене, установленной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г.Уфа, <адрес>.<адрес>, <адрес>, общей площадью 1278 кв.м, с кадастровым номером 02:55:050621:1166, и направить его ФИО1 с предложением о его заключении.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Председательствующий Р. Р. Зайдуллин
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.