Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 27.08.2015 |
Дата решения | 08.10.2015 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Зайдуллин Р.Р. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 7fb7e113-bb13-3817-8e35-8460a2563a71 |
Дело № 2-8988/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 октября 2015 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи ЗайдуллинаР.Р., при секретаре ВалинуровойГ.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан кФИО1 обязаниидемонтировать установленные оградительные конструкции,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан обратилась в Кировский районный суд г.Уфы с иском к ФИО1 обязаниидемонтировать установленные оградительные конструкции, в обоснование иска указав, что протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Уфа, <адрес>, было принято решение об установке оградительных конструкций при въезде во двор и ограждении по внутреннему периметру жилого <адрес> ограждения впоследствии были установлены.
Согласно п. 1.10 постановления Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «О полномочиях администрации районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан и МУП "Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан», Администрация Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан обладает полномочиями по применению мер по сносу самовольно возводимых или самовольно возведенных построек и выступать в суде по данной категории дел.
В соответствии с требованиями жилищного законодательства Российской Федерации собственники помещений, как жилых, так и нежилых, оформляют протоколом общего собрания собственников решения, которые приняты по поводу использования общедомового имущества. Земельный участок, на котором установлены оградительные конструкции, не является общедомовым имуществом, следовательно, общее собрание собственников помещений по <адрес> не может распоряжаться имуществом, которое им не принадлежит. Земельный участок, на котором установлены шлагбаумы, принадлежит Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Более того, межевание придомовой территории указанного многоквартирного жилого дома не проводилось.
Согласно Акта осмотра и установления фактического использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № 2646/о, проведенного муниципальным инспектором АхмадишинымТ.Ф., при осмотре установлено, что по периметру земельного участка данного жилого дома установлены оградительные конструкции. Следовательно, вышеуказанные оградительные конструкции установлены незаконно. То есть, собственники помещений в данном многоквартирном доме, самовольно, без согласования с Администрацией городского округа город Уфа, остановили оградительные конструкции.
Истец согласно уточненных исковых требований просит суд обязать [СКРЫТО] ФИО2 установленные оградительные конструкции - шлагбаум и бетонные блоки, расположенные при въезде во двор и ограждении по внутреннему периметру жилого <адрес> в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Указать в решении суда на право Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан демонтировать установленные оградительные конструкции с последующим возложением на ответчика произведенных расходов в случае неисполнения требований о демонтаже в установленные сроки.
В судебном заседании представитель истца ФИО4 иск поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
ОтветчикКуниловаР.М. в судебном заседании иск не признала, просила в удовлетворении отказать.
Третьи лица - представитель ОАО "УЖХ Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" РахмангуловаА.Р., ФИО5 иск просили удовлетворить.
Суд, исследовав доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность доказательств в совокупности и каждого в отдельности, приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований и находит их подлежащими удовлетворению и исходит из следующего.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.
Если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или договора не вытекает иное, собственник здания или сооружения имеет право постоянного пользования частью земельного участка (статьи 268 - 270), на котором расположено это недвижимое имущество.
Судом установлено, что протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу:г. Уфа, <адрес>, было принято решение об установке оградительных конструкций при въезде во двор и ограждении по внутреннему периметру жилого <адрес>.
Инициатором проведения собрания и его председателем являлась ответчик [СКРЫТО].М. - собственник <адрес> многоквартирном доме по адресу:г. Уфа, <адрес>.
Вышеуказанные ограждения - шлагбаум при въезде во двор и бетонные блоки, ограждающие стоянку автомобилей, впоследствии были установлены.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Согласно п. 3, 4, 5 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 г. N 12-П, вынесенного по результатам проверки на соответствие Конституции РФ нормы ч. 3 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а так же объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Аналогичная правовая позиция приведена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой собственности и других вещных прав", в котором дополнительно указано, что при определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
Из сведений государственного кадастра недвижимости следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:010140:68, расположенный по адресу: г. Уфа.<адрес>, площадью 1506 кв.м., был внесен в ГКН 26.09.2002., имел разрешенное использование - под административное здание.
17.04.2007. указанный земельный участок был снят с учета ГКН в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером 02:55:010140:211, расположенного по адресу: г. Уфа, на пересечении улиц Коммунистической, Цюрупы, Октябрьской революции, площадью 44554 кв.м., разрешенное использование - проектированиеи строительство жилых домов со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания, объектов обслуживания населения и подземных автостоянок.
Таким образом, земельный участок по адресу: г. Уфа,<адрес>, для обслуживания многоквартирного дома надлежащим образом сформирован не был и на момент принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Уфа, <адрес>, решения об установке оградительных конструкций при въезде во двор и ограждении по внутреннему периметру жилого <адрес>, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № 5, на кадастровый учет как земельный участок с видом разрешенного использования: для обслуживания многоквартирного дома,поставлен не был.
Доказательств тому, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме уполномоченное указанным собранием лицо обратилось в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, стороной ответчика в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Соответственно, земельный участок по адресу: г. Уфа, <адрес>, находится в собственности муниципального образования городского округа город Уфа РБ и в установленном законом порядке не включен в состав общедомового имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Уфа, <адрес>.
Из установленных судом обстоятельств следует, что передача спорного земельного участка в общую долевую собственность, как то предусмотрено приведенными выше нормативными актами, не оформлена.
Кроме того, согласно ст. 6, ст. 11.1 Земельного кодекса РФ объектом права может являться земельный участок, границы которого определены в соответствии с федеральными законами.
Также из материалов дела видно, что спорный земельный участок на момент принятия решения, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № 5, не сформирован с установлением границ и присвоением кадастрового номера в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1).
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества, доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (ч. 1.1).
Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определяет, что требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, при этом под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (ст. 1).
В силу предписаний ст. ст. 34, 37 этого Федерального закона граждане и руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности предусмотрены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390 "О противопожарном режиме", которые устанавливают запрет на использование противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары и предписывают необходимость обеспечения исправного содержания (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам (п. п. 74, 75).
Таким образом, совокупностью собранных по делу доказательств с достоверностью подтвержден факт того, что в результате возведения на земельном участке, на котором расположен многоквартирный жилой <адрес> в г. Уфе, ограждений в виде шлагбаума и бетонных блоков для организации стояночных мест, не обеспечен беспрепятственный доступ на него других лиц, помимо собственников и пользователей помещений этого многоквартирного дома, в том числе проезд и подъезд транспортных средств и иной техники специальных (аварийных и других) служб, что недопустимо, поскольку такое ограничение доступа может привести к причинению вреда как жизни и здоровью, так и имуществу неопределенного круга лиц в результате невозможности или затруднительности предотвращения чрезвычайных ситуаций.
Одним из способов защиты права согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 262 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Согласно ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Более того, в соответствии с требованиями действующих строительных норм СН 441-72* "Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятия, зданий и сооружений", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 26.05.1972 N 99, п. 2 - во всех случаях запрещается предусматривать ограждения жилых зданий.
Право владения и пользования земельным участком возникает лишь с момента приобретения такого права. Доказательств наличия кого-либо права у ответчика на земельный участок, на котором им самовольно расположен шлагбаум, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суд, оценив все представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что исковые требования Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан к ФИО1 обязаниидемонтировать установленные оградительные конструкцииподлежат удовлетворению.
Принимая решение о сносе самовольной постройки, суд при наличии соответствующего ходатайства истца вправе установить определенный срок для его исполнения. В случае неисполнения решения ответчиком в течение установленного срока суд может предоставить истцу право совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с последнего необходимых расходов.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, наличие соответствующего ходатайства истца, суд приходит к выводу об установлении 20-дневного срока для исполнения вступившего в законную силу судебного решения, в случае неисполнения решения ответчиком в течение установленного срока о предоставлении истцу право совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с последнего необходимых расходов.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан к ФИО1 обязаниидемонтировать установленные оградительные конструкции удовлетворить.
Обязать [СКРЫТО] ФИО2 установленные оградительные конструкции - шлагбаум и бетонные блоки, расположенные при въезде во двор и ограждении по внутреннему периметру жилого <адрес> г. Уфы в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В случае неисполнения [СКРЫТО] решения суда в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить право Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан демонтировать установленные оградительные конструкции - шлагбаум и бетонные блоки, расположенные при въезде во двор и ограждении по внутреннему периметру жилого <адрес> г. Уфы, с последующим возложением на [СКРЫТО] ФИО3 расходов.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Председательствующий Р.Р. Зайдуллин
Решение суда принято в окончательной форме 09.10.2015.