Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 26.08.2014 |
Дата решения | 01.10.2014 |
Категория дела | Другие споры, связанные с землепользованием |
Судья | Зайдуллин Р.Р. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 0484414d-5328-3014-83d6-71a1595e7470 |
Дело № 2-8884/2014
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 октября 2014 года г. Уфа
Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Зайдуллина Р.Р., при секретаре Валинуровой Г.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, заявив требования признать незаконными ее действия по отказу в предоставлении в собственность земельного участка рядом с домом №7, корпус 5 по <адрес> в Кировском районе г. Уфа, общей площадью 1017 кв.м., с кадастровым номером 02:55:010829:4998; обязать ее подготовить и направить ФИО1 проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, корпус 5, общей площадью 1017 кв.м., с кадастровым номером 02:55:010829:4998. В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ она обратилась в адрес главы Администрации городского округа город Уфа РБ о предоставлении в собственность за плату земельного участка по <адрес> корпус 5, общей площадью 1017 кв.м., с кадастровым номером 02:55:010829:4998, на котором расположен принадлежащей ей объект недвижимости. На данное обращение ей был получен отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка без изложения доводов, предусмотренных федеральным законодательством. Считая данный отказ незаконным, ФИО1 обратилась в суд.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, представила суду ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО3 требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на судебное заседание не явился, надлежащим образом были извещен, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения и доводы представителя истца, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением необходимых документов.
В месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником объекта недвижимости – одноэтажного нежилого здания, общей площадью 182,7 кв.м., инвентарный № 346118, литера: А, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, <адрес>, рядом с домом 7, <адрес>.
Право собственности ФИО1 подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.12.2013г. серии <адрес>, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
На основании постановления главы Администрации городского округа город Уфа РБ от 26.02.2008г. № между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа РБ и ФИО1 был заключен договор аренды № от 16.06.2008г. земельного участка с кадастровым номером 02:55:010829:294, общей площадью 445 кв.м., расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, рядом с домом № 7/5, для проектирования и строительства частной клиники (салон красоты), сроком действия с 26.02.2008г. по 26.02.2011г.
Далее, на основании постановления главы Администрации городского округа город Уфа РБ от 31.01.2011г. № между Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа РБ и ФИО1 было заключено дополнительное соглашение от 17.02.2011г. о продлении срока вышеуказанного договора аренды до 26.02.2014г.
На основании постановления Администрации городского округа город Уфа РБ от 05.05.2012г. № между Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа РБ и ФИО1 был заключен договор аренды № от 29.08.2012г. земельного участка с кадастровым номером 02:55:010829:3482, общей площадью 572 кв.м., расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, рядом с домом № 7/5, временно на период проектирования и строительства частной клиники (салон красоты), сроком действия с 05.05.2012г. по 05.05.2015г.
Впоследствии, земельный участок с кадастровым номером 02:55:010829:3482, общей площадью 572 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером 02:55:010829:294, общей площадью 445 кв.м. были преобразованы в единый земельный участок с кадастровым номером 02:55:010829:4998, общей площадью 1017 кв.м.
На вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 02:55:010829:4998, общей площадью 1017 кв.м. в соответствии с действующим законодательством филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан» был выдан кадастровый паспорт земельного участка от 10.01.2014г. за №02/14/1-5102.
Заявлением от 12.02.2014г. (вх.№ Истец в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ обратилась в адрес главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении в собственность за плату земельного участка по <адрес> корпус 5, общей площадью 1017 кв.м., с кадастровым номером 02:55:010829:4998.
Письмом от 21.02.2014г. №С-1765 Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, уведомило ФИО1 о том, что подготовило и направило межведомственные запросы о предоставлении необходимых документов и информации, о результатах рассмотрения заявления по существу будет сообщено дополнительно в срок, установленный законодательством и административным регламентом.
Письмом от 30.05.2014г. № С-1765 Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа РБ отказало ФИО1 в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Заявителю было предложено провести работы по размежеванию земельного участка с целью образования новых земельных участков.
Бремя доказывания законности оспариваемых действий (бездействия), в силу ст. 249 ГПК РФ, возлагается на орган государственной власти, орган местного самоуправления, бездействие которого оспаривается.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дел указанной категории по существу суду надлежит выяснять следующие юридически значимые обстоятельства:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с п. 2.1. Положения об Управлении по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа РБ, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа РБ от 15.12.2010г. № «О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа РБ от 29.03.2007г. № «О структуре Администрации городского округа город Уфа РБ», целью деятельности Управления является выполнение функций от имени муниципального образования городской округ город Уфа РБ и Администрации по решению вопросов местного значения в сфере регулирования земельных отношений на территории городской округ город Уфа РБ в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, установленными федеральным законодательством, законами Республики Башкортостан и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 3.2.2. Положения об Управлении по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности городского округа город Уфа РБ, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена распоряжение которыми в соответствии с действующим законодательством осуществляется органами местного самоуправления, Управление заключает в соответствии с федеральным законодательством договоры купли-продажи земельных участков, дополнительные соглашения и подписывает акты приема-передачи к ним, а в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, договоры передачи земельных участков в собственность за плату и подписывает акты приема-передачи к ним.
Исходя из смысла данного Положения, собственник земельных участков (муниципальное образование) наделил Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа РБ правом владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящиеся в муниципальной собственности городского округа город Уфа РБ, а также земельными участками государственная собственность на которые не разграничена.
Суд приходит к выводу, что оспариваемое действие (отказ) совершено органом в рамках имеющихся полномочий.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Ни одно из вышеуказанных ограничений, предусмотренных ч.4 ст. 28 Земельного кодекса РФ по выкупу земельного участка с кадастровым номером 02:55:010829:4998, общей площадью 1017 кв.м. в письме от 30.05.2014г. №С-1765 ответчиком в качестве обоснования отказа не указано. Содержание письма от 30.05.2014г. №С-1765 не соответствует требованиям закона, не содержит ссылок на нормы права.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что действие Администрации по отказу в предоставлении земельного участка, выраженное в письме Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.05.2014г. №С-1765, не соответствует закону.
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае надлежащим способом восстановления нарушенных прав истца является обязание органа местного самоуправления подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что иск ФИО1 подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконными действия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по отказу ФИО1 в предоставлении в собственность земельного участка рядом с домом №7, корпус 5 по <адрес> в Кировском районе г. Уфа, общей площадью 1017 кв.м., с кадастровым номером 02:55:010829:4998.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в месячный срок со дня вступлением решения суда в законную силу подготовить и направить ФИО1 проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, корпус 5, общей площадью 1017 кв.м., с кадастровым номером 02:55:010829:4998.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Председательствующий Р.Р. Зайдуллин
Решение суда принято в окончательной форме 05.10.2014